Внеклассное мероприятие по Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных


Внеклассное мероприятие по Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных по теме: «Ее величество Анатомия» для группы 2 Т специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Внеклассное мероприятие «Ее величество Анатомия» представляет собой конкурс-игру по дисциплине «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных».
Цель конкурса-игры:
Образовательные: 
повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал;
подготовиться к предстоящему дифференцированному зачету по анатомии. 
Развивающие: 
способствовать формированию познавательного интереса к предмету «Анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных»;
развивать умения логически мыслить и высказывать свои мнения; 
развивать интеллектуальные и творческие способности студентов.
Воспитательные: 
способствовать воспитанию умения работать коллективно, оценивать свои возможности, знания товарищей; 
способствовать воспитанию устойчивого интереса к предмету; воспитывать культуру речи. 
Задачи мероприятия:
способствовать развитию интереса у обучающихся к развитию личности, положительных эмоций.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение.
Фотографии с иллюстрацией картин.
Тексты вопросов по дисциплине «Анатомия».
Бланки для проведения тестирования.
Бланки для подсчёта результатов.
Сценарий 
Вступительное слово ведущих 
1. «Вопрос – ответ» 
2. «Знаем ли мы организм животного»
3. «Точно в цель» 
4. «Не заблудись…» 
5. Анатомическое многоборье «Черный ящик» 
6. «Игра со смыслом» 
8. Блиц-турнир капитанов 
1 раунд: «Путаница» 
2 раунд: «Что? Где? Когда?» 
Заключительное слово ведущих и подведение итогов 

Ход мероприятия
Ведущий 1: Дамы и господа! Юные повелители мысли! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас! 
Ведущий 2: Сегодня здесь собрались те, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой нашего техникума! Сегодня в этом зале состоится состязание интеллектуалов, конкурс «Её величество Анатомия».  Чтобы мероприятие сделать интересным, живым, запоминающимся будем разумно сочетать интеллектуальную деятельность с элементами занимательности.
(Разделим группу на 3 команды участников игры и команду компетентного жюри).
Сегодня в конкурсе участвуют 3 команды:
команда 1:________________________________________.
команда 2:________________________________________.
команда 3:________________________________________.
Ведущий 1: А сейчас представим наше жюри, которое будет выбирать достойных, в науках искушенных, анатомов-теоретиков и физиологов. 
Ведущий 2: Итак, в составе жюри присутствуют: 
– самый, самый мудрый …
– самая обаятельная и привлекательная … 
– самая умная и строгая … 
Ведущий 1: Ну, студенты-второкурсники, покажите удаль молодецкую, проявите ум, да потешьте болельщиков и жюри! Сегодня вам предстоят трудные испытания. Мы будем вас пытать вопросами, трудными загадками. А сейчас получите по жетону, где указан порядковый номер выступления. 
Ведущий 2: Первое конкурсное испытание: Разминка «Вопрос - ответ». На сцену приглашаются команды согласно жеребьёвке. Три команды. Каждой команде задается по 9 вопросов.
За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу. Максимальное количество баллов – 9.
Органы - место расположения ЦНС (череп, позвоночник).
Красный косный мозг - место образования….(эритроцитов)
Позвоночник имеет……изгибов (4).
Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)
В каких кровеносных сосудах давление максимальное (артериях).
Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
Основной орган дыхания (легкие).
Следующий отдел трахеи (бронхи)
Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии).
Аппендикс - отросток (слепой кишки)
Самый молодой зуб у человека (мудрости).
Название витамина С (аскорбиновая кислота).
Верхний слой кожи (эпидермис).
Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
Человек, дающий кровь (донор)
Центр координации движения (мозжечок).
Основная функция альвеол (газообмен).
Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).
Рецепторы цветного изображения (колбочки).
Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
Ритмичное колебание стенок артерий (пульс)
Сколько оболочек у сердца (3)
Человек, принимающий кровь (реципиент)
Универсальный реципиент (человек с 4 гр крови)
Ученый, изучавший действие желудочного сока (Павлов)
Универсальный донор (человек с 1 гр крови)
Просим жюри подвести итоги конкурса и огласить набранные баллы. Результаты заносятся в протоколы конкурса.
Ведущий 1: Однажды Аристотеля спросили: «Как преуспеть ученикам?» – Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади», – быстро ответил тот. И был прав. Смелее отвечайте на вопросы, догоняйте первых, чтобы не проиграть.
Следующее испытание называется «Знаем ли мы организм животного». С каждой команды выходят обучающиеся и выбирают карточки с вопросами про одну из систем организма. На выбор предлагается 5 карточек. Каждой команде необходимо ответить на 10 вопросов, согласно выбранной категории. Количество баллов равно количеству правильных ответов. 
Опорно-двигательный аппарат. 
1. Функции скелета – ... (опорная и защитная). 2. Скелет головы состоит из двух отделов – ... (мозгового и лицевого). 3. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка). 4. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица). 5. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть). 6. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы). 7. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа). 8. Подвижное соединение костей – ... (сустав). 9. Полости трубчатых костей заполнены … (костным мозгом). 10. Виды соединений костей – ... (неподвижное, полуподвижное и подвижное). 2. Кровь. 
1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма). 2. Жидкая соединительная ткань – ... (кровь). 
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... (фибриноген). 4. Кровяной сгусток – ... (тромб). 
5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – ... (эритроциты). 6. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... (анемия, или малокровие). 7. Человек, дающий свою кровь для переливания, – ... (донор).
8. Защитная реакция организма, например против инфекций, – это ... (воспаление). 9. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ... (иммунитет). 10. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – ... (антитела). 3. Кровообращение. 1. К органам кровообращения относятся … (сердце и сосуды). 2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, – ... (артерии). 3. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – ... (капилляры). 4. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – ... (большой круг кровообращения). 5. Самый широкий кровеносный сосуд – ... (аорта). 6. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека, – ... (сердце). 7. Способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, – ... (автоматизм). 8. Наиболее крупные депо крови – ... (селезенка, печень). 9. Повышение кровяного давления называется … (гипертонией), а понижение – ... (гипотонией). 10. Ритмичное колебание стенок сосудов – ... (пульс). 4. Дыхание. 1. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой – ... (дыхание). 2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют … (воздухоносные пути). 3. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец, – ... (трахея). 4. Крупные парные органы конусообразной формы, осуществляющие обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью, – ... (легкие). 5. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками – ... (альвеолами). 6. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой – ... (плеврой). 
7. Центр, расположенный в продолговатом мозге и управляющий работой органов дыхания, – ... (дыхательный). 
8. Необходимый для дыхания компонент воздуха – ... (кислород). 9. При дыхании людей и животных, брожении, гниении, сгорании топлива образуется … (углекислый газ). 
10. Основную часть атмосферного воздуха составляет … (азот). 5. Пищеварение. 
1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением). 
2. Пищевые продукты состоят из… (питательных веществ); они выполняют … (строительную и энергетическую) функции. 
3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал). 
4. С возрастом … (молочные) зубы заменяются … (постоянными) зубами. 5. Пища дробится и измельчается с помощью … (коренных) зубов. 6. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка). 7. Толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – ... (слепую кишку), от которой отходит червеобразный отросток – ... (аппендикс). 8. Желудочный сок содержит: ... (соляную кислоту, ферменты, слизь). 9. Воспаление слизистой оболочки желудка – ... (гастрит). 10. Самая крупная железа нашего организма – (печень); она вырабатывает … (желчь). 
Просим жюри подвести итоги конкурса и огласить набранные баллы. Результаты заносятся в протоколы конкурса.
Ведущий 2: Следующее испытание – конкурс «Точно в цель» Необходимо по услышанной характеристике определить, о каком органе идет речь. Если не определяют орган, то дается подсказка, но при этом снимают 5 баллов.
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)
(Желудок)
2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)
б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)
в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)
(Трахея)
3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)
б) Основные функции этого органа:
1. активация действия всех пищеварительных ферментов;
2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;
3. выполняет барьерную функцию. (10б)
в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)
(Желчный пузырь)
4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)
(Продолговатый мозг)
5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)
в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)
(Эритроцит)
6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)
б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)
в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины)
Просим жюри огласить результаты этого конкурса и в целом, результаты игры.
Ведущий 1: Конфуций в свое время сказал: «Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это неприятно?» Продолжаем проверять ваши знания. Сейчас следующее испытание «Не заблудись?» Каждой команде нужно распознать по 3 анатомических названий и, указать к каким органам они относятся? Количество правильных ответов равно количеству баллов. (На экране появляются названия).
 Лучевая … кость
Апендикс … слепая кишка
Диафрагма ... плоская мышца
Плюсна … кость
Лоханка… часть почки
Миакард… мышечная стенка сердца
Пястье … кость
Трапециевидная … мышца
Бронхиальное дерево … легкие
Ведущий 2: Известный философ говорил: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды». Но сегодня вам придется очень быстро обдумывать вопросы и давать свой вариант ответа. Следующее испытание: «Черный ящик». Необходимо угадать по описанию, какой орган лежит в черном ящике? За правильный ответ – один балл. 
В своем составе имеет головку, тело и хвостик? (желудок)
Депо крови? (селезенка)
Орган, принимающий основной удар неправильного питания (печень)
Ведущий 1: Сейчас конкурсантам необходимо определить адрес органа. Командам нужно обозначить на контуре макета коровы топографию органа. (Вознаграждение – 1 балл).
Ведущий 2: Игра со смыслом – за каждый правильный ответ студенты получают жетоны, которые затем, по окончании мероприятия, обмениваются на оценки «Отлично» 
1. Два соседа-непоседа! День на работе, ночь на отдыхе? О чем идет речь (Глаза) 2. Это есть в Египте и в одном отделе головного мозга? (Пирамиды в продолговатом мозге) 
3. Две куколки на кровельке сидят? (Уши) 
4. Меж двух светил я в середине один? (Нос) 
5. Тонок, долог, в траве не видать? (Волос) 
6. Пища попадает в рот, глотка, дальше … (пищевод) 
7. Его из лёгких удаляем, 
Вдыхаем каждый раз, 
Организму он не нужен. 
Это – … (углекислый газ)
8. Вмиг связаться с кислородом 
Может только он один 
Он живет в эритроцитах, 
Как зовут? … (гемоглобин) 
9. Если твёрдая походка
И в тетради пишешь чётко. 
Это кто нам так помог? 
За работой – … (мозжечок) 
Ведущий 1: Блиц-турнир капитанов «Знатоки анатомии» 
1 испытание: «Путаница». Необходимо из предложенных букв составить название костей, мышц. Оценивается время выполнения задания каждым капитаном. Максимальное количество баллов – 3. 
Слова: Малоберцовая, Тазобедренная, Трапециевидная
Ведущий 2. Чтобы не мешать капитанам проведем игру с участниками команд. Оценивается конкурс по 0,5 балла.
1.Оно по звукам различает 
Что чего обозначает. 
Без него, увы, нет слуха. 
Орган сей зовётся – … (ухо) 
2. Когда пищу принимают, 
Рот свой нами закрывают.
Крепко мы сжимаем ложку, 
Не уроним даже крошку. 
Можем показать и зубы. 
Угадайте. Кто мы? (Губы) 
3. Очень важная она, 
Коротка или длинна, 
Всегда голову вращает, 
Поднимает, опускает. 
Её можно украшать. 
Кто сумеет отгадать? (Шея) 
Ведущий 1: 2 испытание капитанов: конкурс «Что? Где? Когда?» Необходимо ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ капитаны приносят своей команде по 0,5 балла.
Что такое нефрон? Где находится слепая кишка? Что такое нейрон? Ведущий 1:  Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
 И расставаться нам пришла пора. 
Будем с улыбкой вспоминать, 
Как вы пытались баллы добывать. 
Но не важен в баллах результат, 
Дружба побеждает – это факт.
 А находчивость по жизни нас ведет, 
Знатокам всегда, везде везет! 
Ведущий 2:  Уже луна глядит в окно, уже за окнами темнеет. 
Вопросов больше нет, друзья, у нас. 
Мы расстаёмся, но потом 
Мы снова в гости к вам придем 
В урочный этот час … 
И кому-то повезет, а кому-то нет, 
И не нравится вопрос, и не сходится ответ. 
Но все ж, в урочный день, в урочный час мы рады будем видеть вас!
Предлагаем жюри посчитать результаты конкурса. Максимальное количество баллов игры – 58.
P.S. Пока они работают идет игра со зрителями «А знаете ли вы…»
1.Учитель. А знаете ли вы, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным. 
Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть? 
Ответ. а) через кожу удаляются продукты распада; б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм. 
2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит. 
Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя. 
Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению. 
Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного. 
Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ночью 
Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы. 
4 Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах. 
Вопрос. Почему? 
Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты. 
Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом. 
Вопрос. О чем идет речь? 
Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости 
Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол. 
Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль? Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха. 
Слово для оглашения результатов предоставляется...
Слово жюри.
По оглашению результатов конкурса-игры обучающиеся получают, соответственные оценки.
Рефлексия «У меня все в руках».
Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец - я хотел(а) бы еще поработать над …
- указательный – мне понравилось …
- средний - мне здесь не понравилось…
- безымянный – самое сложное было…
- мизинец - мне здесь не хватало...
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца, затем изображение руки вырезают. Листки вывешиваются, преподаватель обобщает результаты, дает свои комментарии.

Список литературы
Зеленевский Н. В. Анатомия и физиология животных. / Н.В. Зеленевский. - М.: Академия, 2005г. – 279 с.
Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В.С. Рохлов. – М.: Академия, 2006. – 87 с.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. - 4 изд. / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2006.- 150 с.
Яглов В.В., Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. / В.В. Яглов, Н.В. Яглова. – М.: КолосС, 2008 г., 296 с.