Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Можгинская средняя общеобразовательная школа аграрного профиля»
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
(Тема «Методические рекомендации»)
Пантелеева Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной социальной жизни. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. На сегодняшний день перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, навыков и компетенций, включая умение учиться. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения.
УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.  
Под универсальными учебными действиями понимаются обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2].
Выделяются следующие виды УУД (общеучебных умений):
Личностные
УУД Регулятивные (учебно-организационные) УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Обеспечивают организацию регуляцию и коррекцию учащимися своей учебной деятельности. Включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, и на сегодняшний день учителю предстоит отойти от традиционного урока, на котором знания передаются от учителя к ученику, а включить самого ученика в учебную деятельность.
Многие учителя в своей работе сталкиваются с низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.
Одним из эффективных средств, которые способствуют познавательной мотивации, а также формированию УУД, является создание проблемных ситуаций на уроке. Здесь ребёнок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок и нужен сегодняшнему ученику. В процессе работы формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. На таких уроках ученик учиться фиксировать затруднения в своей деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Здесь он учится сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение и позицию. Такой приём развивает у учащихся способность лаконично излагать свои мысли в устной и письменной форме, активизирует их мыслительную деятельность, одним словом, способствует формированию различных компетенций.
Вот уже второй год я работаю по образовательной системе «Школа 2100». Данная система реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Новизна информации, необычность, неожиданность, несоответствие прежним знаниями являются сильными возбудителями интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы. Они заставляют наблюдать, искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации. Создавая проблемные ситуации, учитель находит приёмы усиления мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. [1:5]. Первая часть данного слова означает, что на уроке нового изучения материала должно быть проработано 2 звена – постановка учебной проблемы (этап формулирования темы урока или вопроса для исследования) и поиск решения (формулирование нового знания). Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляется в ходе специально организованного учителем диалога (побуждающего или подводящего). Побуждающий диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, развивая его творческие способности. Подводящий диалог представляет систему посильных ученикам вопросов и заданий, который активно задействует и развивает логическое мышление.
Таким образом, используя на уроке проблемно-диалогическое обучение посредством диалога, учитель помогает ученикам разрешить учебную проблему, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу.
Хочу представить четыре приёма создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог, которые я использую на своих уроках в 5-6 классах.
Приём первый. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создаётся одновременно предъявлением классу противоречивых фактов (как единичная научная информация), теорий (как система научных взглядов), мнений (как позиция отдельного человека). Побуждение к формированию проблемы осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»
Урок литературы в 6 классе по теме «Образ Бирюка»
Анализ Учитель Ученики
- Кто главный герой рассказа «Бирюк?» - Лесник, которого все называли «Бирюк»
Предъявление первого факта - Это слово устаревшее, а что оно обозначает? - Угрюмый, нелюдимый, злой человек.
Предъявление второго факта - Ребята, а вам самим понравился Бирюк? - Да, он нам понравился. (Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию - Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? - Бирюк нам понравился, но само слово обозначает плохие качества. (Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме - Какой возникает вопрос?
- Точнее, тема урока…? _ Почему нам понравился Бирюк?
- Образ Бирюка (тема)
Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы а-о в корнях -лаг- - -лож-»
Анализ Учитель Ученики
- На слайде слова:
положение
сложить
предлагать
излагать Предъявление первого факта - Что их объединяет?
- Назовите корни.
- Что вы заметили? - Однокоренные слова
- Лаг-, -лож-.
- В корнях разные буквы.
Предъявление второго факта положить – положит;
сложить – сложит;
предлагать – предложит;
излагать – изложит.
- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре?
- Проверочное, п.ч. гласный звук находится под ударением (Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию - Сравните две последние пары. Что вас удивляет? Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении (Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме - Работает ли здесь проверочное слово?
- Какую проблему будем решать? - Нет, не работает.
- Почему пишутся разные буквы – а или о в корне ­лаг­ – ­лож­ ?
(Формулирование проблемы)
Приём второй. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А сколько мнений?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?» побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы гласных в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)
Анализ Учитель Ученики
Практическое задание на новый материал - Поработайте в парах. Прочитайте слова (на слайде). Определите форму глаголов, их вид.
- Что получилось?
- Выделите суффиксы. Что обнаружили?
- А какую букву вы вставили бы на месте пропусков в этих словах:
Запрыг…ватьЗавид…ватьРаздум…вал
Ночев…л Работают с глаголами:
исследовать
докладывать
подравнивал
танцевал
- Неопр. форма и форма пр.вр. несов.вида- В глаголах неопр. формы суффиксы -ова- (-ева-), а в формах пр.вр. -ыва-(-ива-)
Проверка задания - Проверяем глагол «запрыгивать». Какую букву вставили? (Аналогично проверяем остальное) - о,е и ы,и (Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию - Задание было одно? А как вы его выполнили?
- Задание было одно, а выполнили по-разному. (Осознание противоречия).
Побуждение к проблеме - Почему так получилось?
- С какой проблемой вы столкнулись?
- Не знаем, какую гласную писать в этих суффиксах.
- Какую букву о-е или ы-и нужно писать в суффиксах глаголов
-ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)? (Формулирование проблемы)
Аналогично можно провести урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Для русского языка этот приём является основным, т.к. подобные задания обычно выполняются по-разному, поэтому возникает проблема ситуация со столкновением мнений.
Приём третий. Проблемная ситуация создаётся противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом:
Шаг 1. Учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Затем сообщение, экспериментом, расчётами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулировке проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Урок русского языка в 6 классе «Предложения с обращениями и вводными словами».
Анализ Учитель Ученики
Практическое задание на ошибку - Я диктую вводные слова, а вы записываете: один человек у доски, остальные в тетрадях.
Ученики пишут вводные слова: конечно, однако, видимо, по-твоему, по-моему и др. (Житейское представление).
Предъявление научного факта сообщением - Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти вводные слова (открываю доску; либо дети сами в словарях находят эти слова) Видят дефисное написание слов по-твоему, по-моему
Побуждение к осознанию - Вы как написали сначала?
- А как на самом деле? - Мы написали эти слова как орфограмма-пробел.
- Эти вводные слова пишутся через дефис (Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме - Какая проблема возникла? - Как пишутся вводные слова по-твоему, по-моему. Новое орфографическое правило (Формулирование проблемы)
Приём четвёртый. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаётся с практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?» побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Слово как член предложения. Главные члены предложения»
Анализ Учитель Ученики
Задание на известный материал На слайде представлены следующие схемы:
[ ___ ____].
[ ___ ], и [ ____].[ ___ О, О и О].
- Назовите предложения. Называют предложения:
Простое.
Сложное.
Простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.
Задание на новый материал На слайд добавляются ещё две схемы:
[ ___].
[ ____].
- Назовите эти предложения. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию проблемы - Смогли выполнить задание?
- В чём затруднение?
- Нет, не смогли.
- Мы ещё не знаем, как называются предложения с одним главным членом.
(Осознание проблемы).
Побуждение к проблеме - Что нового предстоит узнать? Как называются предложения с одним главным членом?
(Формулирование проблемного вопроса)
По образовательной системе «Школа 2100» я работаю только второй год и, может, ещё рано делать какие-либо выводы, но могу с уверенностью сказать, что логическое мышление моих учеников значительно выросло, они учатся рассуждать и пользоваться различными источниками информации. Свои уроки считаю удачными, если ученики смогли самостоятельно обозначить проблемы и сделать один или несколько выводов; смогли установить связи между явлениями, а в поиск проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики.
Список использованной литературы:
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.
Поташник М.М., Левит М.В. как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014.
Свечкова А.Н. Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. / http://nsportal.ru//
Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. /http://www/zankov.ru/
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2011.