Программа Информационные технологии: создание мультфильма

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска»






ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Информационные технологии: создание мультфильма»
Мультанимация
(для обучающихся 5-7 классов)
Срок реализации 8 часов


Учитель истории и обществознания:
Кожевникова Елена Владимировна















Г.Киренск

Пояснительная записка
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, продиктованные изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Происходит становление и развитие принципиально новых образовательных технологий, которые должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности.
В связи с тем, что сегодня школа стоит перед проблемой творческого восприятия знаний, из чего следует, что учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным.
Ярким примером, можно выделить технологию мультипликации (анимации), как проект, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы: ИЗО, музыку, историю, информатику и ИКТ, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве. Важно отметить, акцент в программе сделан на использование технологии мультипликации (анимации), т.е. создание короткометражных мультфильмов с помощью видеоредактора Movie Maker, а также с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях, научатся работать с цифровыми фото и нецифровыми инструментами для двухмерного и трехмерного моделирования (бумага, краски, кисти).
Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
Работая над мультанимационными проектами и представляя их, используя видеопроектор происходит реализация системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Как и во взрослой команде мультипликаторов, обучающиеся пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными.
Сегодня мультипликация не просто впечатляющее зрелище, а элемент «новой грамотности», а также групповой творческий процесс.
Курс рассчитан на 8 учебных часов. Но может быть расширен до 9-10 часов за счет увеличения времени на разработку индивидуальных проектов учащихся.
Курс рекомендован учащимся 5-7 классов.
В процессе обучения обучающиеся:
знакомятся с разными видами искусства, такими, как кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство, с исторической точки зрения.
знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, рисование, съёмка, монтаж, озвучка.
учатся работать с программой фотомонтажа и разным оборудованием (Movie Maker, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д)
учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать)
осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель).

Планируемые результаты:
Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.
Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.
Задачи:
овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мультфильма);
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
воспитание ценностных основ информационной культуры обучающихся, уважительного отношения к авторским правам;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Область применения программа может использоваться в системе дополнительного образования, в школьной внеклассной работе.
Отличительная особенность программы. Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию.
Мотивация и ценность для обучающегося:
удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интереснее, убедительнее, увлекательнее сообщить (показать и рассказать) что-то другому;
возможность свободно оперировать своей коллекцией видеоизображений в соответствии с образовательной задачей, участвовать в увлекательной работе по созданию коротких видеосюжетов;
освоение любимого детского жанра видеопродукции, возможность попробовать себя в разных ролях: кукольника, декоратора, режиссёра, оператора, актёра, озвучивающего персонажи, и т.д.
освоение привлекательной технологии компьютерной анимации и возможность её самостоятельного использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных.
Основная деятельность: создание мультфильмов путём формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности, а также, путём непосредственного пространственно-временного редактирования; создание видеосочинения с аудиосопровождением и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей.
Формы и методы обучения: лекции, групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки персонажей.
Оборудование и программное обеспечение:
Компьютер
Сканер Canon
Цифровой фотоаппарат Canon EOS 550D
Операционная система Windows XP.
Видеоредактор Movie Maker
Микрофон
Нецифровые инструменты для двухмерного и трёхмерного моделирования (бумага, краски и кисти)
Календарно-тематический план (8 часов)

Тема
Содержание
Кол-во часов




всего
теория
практика





аудиторные
внеаудиторные


Всё о мультипликации(4 ч.)

1
Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» (история анимации)
Инструктаж по технике безопасности
Вводное занятие
Рассказ об истории анимации и мультипликации.
1
1



2

Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер?
Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов.
Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации
Рассказ о профессиях мультипликаторов. Просмотр фильма.
1

1




3-4
Создаём сюжет мультфильма
Разработка сценария мультфильма.
 Выбор фона
Выбор актера. Коллекция действий актера.
Смена действия актера.
Выбор звука и музыкального сопровождения.
Работа с текстом.
2
1

1

Рисуем мультик (1 ч.)

5
Создание сюжетных рисунков

Создание сюжетных рисунков: фон, герои.
Планирование действий героев
1


1

Фотография и видеосъёмка (1 ч.)

6
Знакомимся с цифровым фотоаппаратом: технические особенности фотоаппарата и его возможности, функции.


Работа с цифровым фотоаппаратом

Копирование фотографий на ПК.
Создаём кадры для мультфильма
(рисованный техника передвижка, перекладка)
1


1

Работа в Movie Maker (2 ч.)

7
Открытие созданных файлов; раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке;
Формирование фильма из последовательности кадров.
Монтаж фото и видео материалов по сценарному плану.
Аудиозапись рассказа, соответствующего видеоряду.

Создание заставок, титров, звукового и музыкального
сопровождения.
1


1

8
Ввод кадров в Movie Maker, раскадровка, запись, воспроизведение.
Запись и сохранение клипа, воспроизведение


1


1

РЕЗЕРВ Создание групповых и индивидуальных проектов. (1 ч.)


Представление и защита проектной работы.
Презентация мультфильма.

Участие в научно-практической конференции «Тайны мироздания»





итого
8
3

5


Содержание программы
Всё о мультипликации(4 ч.)
«Путешествие в мир мультипликации». Вводная беседа о правилах поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастика для глаз и рук. Немного об истории анимации. Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? (Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации). Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов.
Дидактические формы: виртуальная экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильма.
Межпредметные связи: история, здоровье – гимнастические упражнения для рук, киноискусство, информатика.

Рисуем мультик (1 ч.)
Работа над созданием фона, героев. Цель раздела – создание сюжетных рисунков и готовых рисованных мультфильмов.
Создание рисунков с помощью готовых форм. Создание сюжетных рисунков с использованием знаний и навыков рисования на компьютере. Создание рисунков с предполагаемыми движущимися объектами (человечек, собачка). Сколько кадров нужно для создания рисованных мультфильмов?
Межпредметные связи: изобразительное искусство, киноискусство – дети берут на себя разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д., русский язык и литературное чтение
В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться:
выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
Фотография и видеосъёмка (1 ч.)
Работа с фотоаппаратом и видеокамерой: знакомство с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой: технические особенности фотоаппарата и его возможности, функции. Особенности фотографии и видеосъёмки, создание различных изображений, видеосъёмка сюжетов. Копирование фотографий и видеофайлов на ПК. Создаём кадры для мультфильма (рисованный с использованием разных техник: пепедвижка, перекладка) – групповой проект.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, киноискусство
В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться:
создавать информационные объекты как иллюстрации к художественным текстам в виде натурной мультипликации с собственным озвучиванием.
создавать план проведения натурной мультипликации.
освоить технологии обработки фото и видео информации.
Работа в Movie Maker (2 ч.)
Работа в видеоредакторе Windows Movie Maker: Открытие созданных файлов; раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке; установление временных рамок воспроизведения; запись и сохранение клипа. Воспроизведение. Создание усложненного движения (из 3 и более кадров): постановка проблемы, ее анализ, создание набросков-планов на бумаге; создание рисунков-кадров и их сохранение; ввод кадров в Movie Maker, раскадровка, запись, воспроизведение.
Работа над созданием проектов-мультфильмов: создание простейшего мультика с использованием в рисунке фона-пейзажа (Движение объекта (герой Тишка, его мама, мальчик): обдумывание проекта, обсуждение, наброски на бумаге; создание рисунков на компьютере, и их сохранение, копирование части рисунка и его вставка в следующий кадр (движение); ввод всех созданных кадров в Movie Maker (рисунки, фотографии, видеоролики), создание фильма.
Межпредметные связи: киноискусство, ИК-технология.
РЕЗЕРВ Создание групповых и индивидуальных проектов. (1 ч.)
Защита проектной работы – участие в школьной научно-практической конференции «Тайны мироздания». Демонстрация мультфильма «Тишка», представление проделанной работы с использованием соц.опроса и представление презентации.
Межпредметные связи: история, литература, ИКТ-технология.
Универсальные учебные действия:
В результате изучения данной темы:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:

создавать мультфильмы;
навыкам работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач;
раскрытию творческого потенциала;
навыкам работы в команде; чувству кадра, композиции, цвета, масштаба;
создавать десятки кадров для создания мультфильма;
вводить рисунки в приложение и настраивать просмотр видеоизображения, сохранять проект как фильм, воспроизводить его;
работать в группах;
работать с фотографиями;
составлять коллажи из фотографий;
работать с рисованными иллюстрациями, слайдами и мультипликацией, кинокадрами.
создавать снимки с помощью фотокамеры;
выполнять съемку видеокамерой;
копировать файлы с фото и видеокамер на ПК;
уметь работать с полученными файлами в приложениях;
выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

самостоятельности, инициативы и творческого подхода;
умение работать индивидуально и в группе;
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы;
·созданию собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиску (проверке) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
выполнению инструкций, точному следованию образцу и простейшим алгоритмам;
организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


План анализа результатов:
Степень активности учащихся в группе.
Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе.
Рекомендации к совершенствованию.
Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполняющих функции главных редакторов.
Формы подведения итогов: Выступление на школьной научно-практической конференции «Тайны мироздания»
Итог программы – групповой проект «Тишка».
Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, логики; задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления; система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

























Список используемой литературы.
Булин - Соколова Е. И., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. И. Булин - Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.
Е.Кривич. Персональный компьютер для школьников. Харьков. Фолио.2004г.
Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых/А.О. Коцюбинский, СВ. Грошев. М.: НТ- Пресс, 2006.
Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов.
















Приложение 1

Примерная памятка
«Семь простых шагов для создания мультфильма»
1. Мы начнем с чистого экрана.
Прежде, чем приступить к созданию мультфильма, давайте придумаем сюжет.
2. Выбираем место съемок.
Теперь мы должны решить, где будет происходить действие мультфильма. По ходу мультфильма действие может переходить с одной съемочной площадки на другую.
3. Расставляем декорации.
Хороший мультипликатор перед съемкой проведет немало времени, расставляя декорации на съемочной площадке.
4. Назначаем актеров на главные роли.
Решите кто будет главным героем.
5. Показываем актерам, что надо делать.
Надо решить, как будут ходить, бегать и разговаривать (продумать какую технику применить: предвижка, перекладка и др.)
6. Добавляем звуки и музыку.
Добавьте звуки и музыку, и мультфильм тут же преобразится, станет «живым» и «настоящим»! Если вам мало стандартных звуков, возьмите микрофон и озвучьте актеров на разные голоса.
7. Пишем титры.
Нам осталось только добавить титры и мультик готов! Но, впрочем, можно обойтись и без титров.
Тогда вперед, мультипликаторы!

Приложение 2

Комплекс упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4--5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


15