Планирование по работе кружка «Удивительная мультипликация!
Пояснительная записка
Раннее приобщение ребенка к реализации своих творческих способностей имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов, в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчает социализацию ребенка, вхождение его в общество.
Развитие творческого потенциала ребёнка в контексте учебного процесса способствует формированию познавательных и практических навыков школьника. Развивающая сторона занятий по приобщению к мультимедиа технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Настоящая образовательная программа направлена на создание организационных условий формирования культуры социализации учащихся 5-7 классов. Программа носит инновационный характер в рамках школы, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и творческую подготовку, направленную на органичное включение творческих способностей в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях игровой и учебной деятельности.
Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования. Школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, другие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применением элементов сценических, прикладных и мультимедийных технологий. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры, участием ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.
Поскольку профиль деятельности данной программы довольно широк, а элементы её могут встретиться в профессиях самого разного профиля (художественного, конструкторского, дизайнерского, медицинского, рекламного, фото, модельного и др.), то она может помочь подготовить учащихся к сознательному выбору своего дела.
Цель курса способствовать:
развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов;
формированию интереса к творческому применению своих способностей, к профессиям связанным с мультипликацией, дизайном;
ознакомлению учащихся с основами мультимедийных технологий;
повышению компетентности учащихся в вопросе создания своих авторских работ (сценарий, герои , анимация).
Задачи курса:
Создание условий для развития познавательной активности в творческой деятельности ребёнка;
Содействие ознакомлению с новыми мультимедийными технологиями;
Создание условий для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
Уточнение готовности и способности учащихся осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
Подготовка к осознанному выбору дальнейшего профиля.
Планируемый (ожидаемый) результат
Большое внимание уделяется развитию познавательного интереса, формированию творческого подхода к процессу обучения. Самоопределению и выбору профиля для дальнейшего обучения.
I ЧЕТВЕРТЬ
№ П/П
ТЕМА
ЭЛЕМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ МЕТОД ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕОРЕ-ТИЧЕСКИХ В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАКТИ-ЧЕСКИХ СРОКИ
1-2 Вводное занятие. Синтез традиционных видов искусств в кино и на телевидении Слово учителя и беседа 2 1,5 0,5 3-4 Кино и другие виды искусства Кино и изобразительное искусство, кино и музыка, кино и литература, кино и скульптура (пластика) Слово учителя и беседа 2 1 1 5-6 Книга и фильм: кто пишет книгу, кто создаёт фильм Выявление знаний детей о создании литературного произведения и фильма Представление слова как материала в творчестве писателя. Ведущая роль режиссёра в создании фильма, режиссёр – автор фильма. Беседа 2 1 1 7-8 Удивительная мультипликация История появления мультипликационного фильма. Первые мультфильмы, роль У. Диснея. Просмотр любимого мультфильма с последующим кратким анализом Слово учителя.
Беседа 2 0,5 1,5 9-10 Работа по формированию навыков восприятия мультипликационного фильма Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя, цвет и музыка в кадре Беседа 2 1 1 11-12 Художественное игровое кино для детей Особенности художественного игрового кино, отличия и сходства с мультипликационным фильмом Слово учителя и беседа 1 1 13-14 Просмотр художественного игрового фильма «Золушка» режиссера Н. Кошеверова Обращение внимания: на характер главной героини Золушки; сцены, наиболее ярко раскрывающие характеры мачехи, короля, отца Золушки, доброй феи Беседа, просмотр фильма 1 1 15-16 Обсуждение художественного игрового фильма «Золушка» режиссера Н. Кошеверова в сравнении со сказкой Ш. Перро «Золушка» Анализ художественного фильма в сравнении со сказкой: что в их содержании общего, чем они отличаются Беседа 1 1 19.11
17-18 Роль Афиши. Создание афиши к фильму «Золушка» Выбор одного, наиболее яркого кадра для создания афиши к фильму «Золушка» Беседа, работа по созданию афиши 1 1 26.11
19-20 Звуки и музыка в фильме (мультфильм «Ёжик в тумане», режиссёр
Ю. Норштейн) Создание при помощи звуков образа реального мира в кадре. Речь героев как средство их характеристики. Анализ мультфильма: передача настроения и состояния Ёжика, идущего в тумане посредством звуков; голоса и звуки в фильме Слово учителя и беседа 1 1 03.12
21-22 Освоение понятий «кадр» и «монтаж» в собственной творческой деятельности – при съёмке слайд-фильма. Сочинение сценария – литературной основы фильма Введение понятий «кадр» и «монтаж». Соединение кадров и рождение нового смысла. Первое представление о монтаже. Слово учителя и беседа 2 2 10.12 – 17.12
23-24 Подготовка к съёмке слайд-фильма: создание режиссёрского сценария Выбор любимого литературного произведения, систематизация действующих лиц, выявление позиции и режиссёра для создания сценария Беседа 1 1 24.12
25-26 Композиционное решение кадра: выбор предметов, кукол, актёров, интерьеров, натуры Подготовка фигур главных героев из подручных материалов: игрушки, макароны, цветной песок, соль глина и т.д.; создание интерьеров Конструирование (композиция), беседа 1 1 31.12
27-28 Съёмки слайд-фильма Раскадровка по режиссёрскому сценарию, фиксация кадров на фотоаппаратуру Конструирование 1 1 14.01
29-30 Монтаж снятого материала. Подбор музыкального сопровождения Отбор и корректировка отснятого материала, наложение зрительных образов на музыкальное сопровождение Конструиро-
вание, отбор 1 1 21.01
31-32 Фильмы художественные и документальные (просмотр отдельных сюжетов из киножурнала «Хочу всё знать») Отличия художественных и документальных фильмов. Художественный вымысел и правда жизни. Фантазия художника и отражение подлинных фактов. Роль автора и его позиции в создании художественного произведения и документального Слово учителя и беседа 2 1 1 28.01– 04.02
33-34 Подготовка сценария фотофильма о семье и детстве Написание авторского сценария фотофильма, систематизация действующих лиц, выявление позиции режиссёра для создания сценария Беседа, работа над созданием авторского режиссёрского сценария 1 1 11.02
35-36 Создание фотофильма: составление видеоряда Раскадровка по режиссёрскому сценарию, фиксация кадров на фотоаппаратуру. Отбор и корректировка отснятого материала, наложение зрительных образов на звуковое сопровождение Конструирование, отбор 1 1 18.02
37-38 Знакомство с жанрами художественного кинематографа. Фильм-сказка. Особенности жанра (просмотр и обсуждение мультфильмов: «Золушка», режиссёр У. Дисней; «Мио, мой Мио», режиссёр А. Грамматиков) Сообщение об основных жанрах художественного кинематографа: фильм-сказка, фантастический фильм, приключенческий фильм, фильм-детектив. Художественные средства фильма-сказки, особенности, язык Слово учителя, беседа, просмотр мультфильмов, анализ 3 1 2 25.02,
04.03,
11.03
39-40 Фантастический фильм как один из жанров художественного кинематографа
(просмотр и обсуждение фильма «Инопланетянин», режиссёр
С. Спилберг) Рассмотрение художественных средств фантастического фильма, его особенностей, языка на примере фильма С. Спилберга Слово учителя, беседа, просмотр фильма, анализ 2 1 1 18.03 – 25.03
41-42 Приключенческий фильм как один из жанров художественного кинематографа. Характеры героев в приключенческом фильме («Неуловимые мстители», режиссёр Э. Кеосаян) Рассмотрение художественных средств приключенческого фильма, его особенностей, языка на примере фильма Э. Кеосаяна Слово учителя, беседа, просмотр фильма, анализ 1 1 01.04
43-44 Первые представления о жанре фильма-детектива (просмотр и обсуждение мультфильма «Следствие ведут Колобки», режиссёр А. Татарский) Рассмотрение художественных средств фильма-детектива, его особенностей, языка на примере мультфильма А. Татарского Слово учителя, беседа, просмотр фильма, анализ 1 1 08.04
45-46 Кино и телевидение. Телепередача как произведение экранного искусства (просмотр и обсуждение записи передачи «Улица Сезам», «Лукоморье»). Отличия и сходства кино и телевидения. Понятие «телепередача» и её особенности, анализ структуры, образов ведущих на примере фрагментов из «Улицы Сезам» и «Лукоморья» Беседа, просмотр фрагментов телепередач, анализ 1 1 15.04
47-48 Детский авторский мультфильм. Создание литературного сценария Понятие «детский авторский мультфильм». Написание литературного сценария мультфильма, систематизация действующих лиц, выявление позиции автора для создания сценария Беседа, работа над созданием авторского литературного сценария 1 1 22.04
49-50 Техника предметной анимации. «История в картинках» – раскадровка (рисованный сценарий) Выявление позиции режиссёра для создания режиссёрского сценария. Раскадровка по режиссёрскому сценарию Беседа, работа над созданием авторского режиссёрского сценария, конструирование, отбор 1 1 29.04
51-52 Разработка образов героев с использованием различных материалов (игрушки, макароны, пластилин, соль, глина и др.) Подготовка фигур главных героев из подручных материалов: игрушки, макароны, цветной песок, соль глина и т.д. Конструирование (композиция), беседа 1 1 06.05
53-54 Создание места действия и фона Создание интерьеров Конструирование (композиция), беседа 1 1 13.05
55-56 Съёмки авторского мультфильма посредством техники предметной анимации Фиксация кадров на видеоаппаратуру Конструирование 1 1 20.05
57-58 Монтаж, озвучение (музыкальное сопровождение) Отбор и корректировка отснятого материала, наложение зрительных образов на музыкальное сопровождение Конструиро-
вание, отбор 1 1 27.05