Деятельностный подход к преподаванию физической культуры в школе.Технологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа по физической культуре
«Роль физических упражнений и игр в формировании осанки школьников»
Выполнила
ученица 9 «А» класса
Урсегова Ирина
Руководитель:
Широбков Р.В.
Учитель физической культуры
2017г
Содержание
Введение………………………………………………………………………
3
I глава 1.1.Что такое осанка?........................................................................................4
1.2.Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся……………………………………………………………………… 4
1.3.Причины нарушения осанки и способ проверить осанку и выявить искривление………………………………………………………………….. 4
II глава 2.1.Социологический опрос учащихся…………………………………….... 6
2.2.Определение осанки у учащихся и выявление искривления…………... 7
2.3.Физические упражнения для формирования правильной осанки……. 8
2.4.Физические упражнения и игры для исправления и профилактики сколиоза……………………………………………………………………….. 13
2.5.Определение осанки у детей через 6 месяцев после исследования………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 28
Литература…………………………………………………………………….. 29
Введение
Уже 9 лет мы сидим полдня за партой. Поверьте, это не легко. Спина устает. Мы невольно меняем позу, облокачиваемся на парту грудью или боком. Сядьте прямо, - напоминает учительница одному, другому, третьему. Но за всеми не уследишь. Так дети привыкают к неправильной рабочей позе. У них искривляется позвоночник. К чему это приводит?
Мы решили провести исследования и выяснить, можно ли с помощью физических упражнений исправить осанку.
Объект исследования: осанка
Цель исследования: изучить, какое значение имеет осанка для здоровья человека.
Задачи исследования:
1.Выяснить, что такое осанка;
2.Узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся;
3.Изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки;
4.Разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки;
5.Наблюдение за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и комплекса физических упражнений.
Гипотеза: Предположим, что у детей нарушена осанка, можно ли ее исправить?
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Изучение литературы об осанке;
3. Опрос учащихся;
4. Анализ полученных результатов;
3
I глава
1.1.Что такое осанка?
Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
1.2. Неправильная и правильная осанка и
ее значение для здоровья учащихся
У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.
При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает самочувствие и настроение.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
Можно встать перед зеркалом в такую позу - и увидеть, какой стала красивой фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если будем делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.
1.3. Причины нарушения осанки и способ проверить осанку
В большинстве случаев нарушения появляются из-за слабо развитых мышц. Как узнать правильная ли у вас осанка? Нужно встать спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются: затылок, лопатки, ягодицы и пятки - осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит, надо срочно заняться ее исправлением.
4
5
II глава
2.1. Cсоциологический опрос учащихся
Мы провели опрос среди учащихся начальной школы и старших классов. И выяснили, что учащиеся 3 классов мало информированы об осанке, но они хотят заниматься спортом. А старшие классы знают все, но физические упражнения для них не интересны.
6
2.2. Определение осанки у учащихся и выявление искривления
Мы исследовали 26 человек (3 класс) на правильность осанки. Наш осмотр показал, что из 26 исследуемых учеников, у 10 человек выявилось искривление позвоночника.
№
п/п Фамилия, имя Параметры
Правильная осанка Неправильная осанка
1 Амир Ильдарович +
2 Константин + 3 Рустам Максимович +
4 Кирилл Дмитриевич +
5 Никита Андреевич + 6 Юлия Витальевна + 7 Елизавета Юрьевна + 8 Елизавета Олеговна +
9 Ниталия Алексеевна + 10 Анна Андреевна +
11 Исмаил Расулович+
12 Андрей Андреевич + 13 Кирилл Николаевич + 14 Даниил Алексеевич + 15 Данил Сергеевич + 16 Таисия Владимировна +
17 Юлия Владимировна +
18 Елизавета Ильинична + 19 Вероника Денисовна +
20 Анна Владимировна + 21 Виктория Евгеньевна + 22 Дарья Сергеевна + 23 Светлана Евгеньевна + 24 Роман Олегович + 25 Ксения Константиновна + 26 Ирина Алексеевна +
7
2.3. Физические упражнения для формирования правильной осанки
Мы с помощью литературы подобрали физические упражнения. Разработали комплекс упражнений для исправления неправильной осанки. На протяжении нескольких месяцев мы вместе с испытуемыми выполняли упражнения.
« Стройная осанка»
8
«Великан»
9
«Военные на параде»
10
«Любопытный»
11
«Ворота»
12
2.4. Физические упражнения и игры для исправления
и профилактики сколиоза
«Лодочка»
13
«Зайчик»
14
«Велосипед»
15
«Ласточка»
16
17
«Бревнышко»»
18
«Коробочка»
19
«Орешек»
20
Игра «Перетяни палку»
21
22
Игра «Состязание»
23
Игра «Море волнуется»
24
Игра «Удержи мяч на спине»
25
2.5. Определение осанки у детей через 6 месяцев после исследования
Мы снова провели осмотр учеников на правильность осанки. Результат показал, что у пяти испытуемых осанка исправилась, а пятерым ученикам еще нужно продолжить выполнять комплекс физических упражнений.
№
п/п Фамилия, имя Параметры
Улучшение осанки Неправильная осанка
1 Амир Ильдарович+ 2 Константин + 3 Рустам Максимович + 4 Кирилл Дмитриевич +
5 Никита Андреевич + 6 Юлия Витальевна + 7 Елизавета Юрьевна + 8 Елизавета Олеговна +
9 Ниталия Алексеевна + 10 Анна Андреевна + 11 Исмаил Расулович+ 12 Андрей Андреевич + 13 Кирилл Николаевич + 14 Даниил Алексеевич + 15 Данил Сергеевич + 16 Таисия Владимировна +
17 Юлия Владимировна +
18 Елизавета Ильинична + 19 Вероника Денисовна +
20 Анна Владимировна + 21 Виктория Евгеньевна + 22 Дарья Сергеевна + 23 Светлана Евгеньевна + 24 Роман Олегович + 25 Ксения Константиновна + 26 Ирина Алексеевна + 26
27
Заключение
Целью нашего исследования было изучить формирование правильной и неправильной осанки для определения необходимости применения профилактических упражнений и игр.
Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считается лучшим средством предупреждения нарушений осанки.
По результатам эксперимента я убедились , что физические упражнения способствуют коррекции нарушения осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность начинать использовать физические упражнения в малом возрасте, т.к. использование более поздние сроки становиться менее эффективным.
28
Список литературы
1.Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
2.Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).
3.Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.
4.Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
5.Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
6.Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.