Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.


МБОУ СОШ №42 имени Эшрефа Шемьи-заде

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Выполнил:
Учитель географии
Мустафаева Весиля Саттаровна
г.Симферополь
2015г.
Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.
   Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
   Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Новизна новых учебных программ курса "География" (5кл.) заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек – природа - общество" от локального до глобального уровней познания. ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик, учись сам».
Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не столько знания, сколько учит детей учиться, делает процесс познания привлекательным и самостоятельным. Преподавание школьной географии с 5 класса основывается на выделении фундаментального ядра содержания предметной области знаний, устранения устаревшего учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону усиления метапредметных способов деятельности. Таким образом, школьники осваивают фундаментальное ядро посредством познавательных операций: анализ, синтез, аргументированное доказательство выдвинутых положений, развивают коммуникативные компетенции и творческие навыки выхода из ситуации в условиях выбора.
Особенности построения курса географии в 5 классе:
1. Содержание построено в соответствии с требованиями системно- деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации.
2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
3. Идеологической основой отработки содержания учебного материала по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся через обращение к общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом.
4. С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии в информационно-образовательной среде на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ – компетентности через использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет.
5. Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса "География" основной школы требует строить обучение в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения.
Перестройка же профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:
Обновление структуры и содержания географического образования.
Освоение систем развивающего обучения школьников.
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве
урока и дополнительного географического образования. Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами
предметной области знаний. Управление качеством географического образования с ориентацией
формирования метапредметного, предметного и личностного результата. Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации
обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников. Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.
Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с генеральными идеями нового образовательного стандарта общего образования будет сочетать в себе черты традиционных инновационных подходов, реализуя достижение не только предметных планируемых результатов, но и задачи программы школы по развитию универсальных учебных действий, по формированию компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Как формировать УУД в курсе географии.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития (ЛР). Осознание роли географии в познании окружающего мира.
2-я ЛР. Освоение системы географических знаний как основы географического мышления.
3-я ЛР. Использование географических умений.
4-я ЛР. Использование карт.
5-я ЛР. Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств
(тексты и задания).
Предметная методика
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
– Технология проблемного диалога (структура параграфов).
– Технология оценивания (правило самооценивания).
– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом).
– Задания по групповой работе.
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
– Задания по проектам (на предметном материале).
– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале).

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–х классах являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.