Учебная программа по физической культуре на уровень среднего общего образования по ФГОС СОО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Рассмотрена:
Методическим объединением учителей физической культуры, технологии, искусства и ОБЖ
Протокол № 1 от 31 августа 2016 года
Утверждена:
Приказом директора МБОУ "Гимназия"
от 30 августа 2016 года №256
Учебная программа по физической культуре
на уровень среднего общего образования


Черногорск, 2016
Пояснительная записка
Программа основной школы по предмету физическая культура рассчитана на 10-11 классы, разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Приказ МО и НРФ №1897 от 17.12.2010 года
- Поручением Президента Российской Федерации о 02.10.2007 № П.Р. – 1776 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
- Письмом Министерства образовании и науки РФ от 1008.2011 № НП-02-07/4568 «О методических рекомендациях по созданию и организации деятельности в школьных спортивных клубов»;
- Методическими рекомендациями о «Медико-педагогическом контроле за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2011 № 19-299).
-Приказ МБОУ «Гимназия» «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год» от 17.05.2016г. №151-П;
- Программа разработана на основе авторской программы В.И. Ляха;
Цели:
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- формирование коллектива способного к участию в исторических, этнокультурных спортивных состязаний разного уровня, а также способного к оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, воспитание сознательной дисциплины и поведения в коллективе
- обучение базовым видам двигательных действий; овладение теоретических знаний, включающих формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
Задачи:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и коррелирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
Формирование основы знаний о личной гигиене и самоконтроле;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом;
Формирование мотиваций к сохранению исторических и этнокультурных традиций.
Общая характеристика учебного предмета Физическая культура
Краткая характеристика
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность учащегося с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение предмета «Физическая культура» обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности учащихся с учетом исторической, этнокультурной, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Так же физическая культура обеспечивает развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий.
Потенциал предмета
Физическая культура – единственный предмет, призванный решать задачи укрепления здоровья, функциональной готовности, обеспечение умственной и физической работоспособности. Межпредметные связи позволяют расширить диапазон знаний и умений учащихся.
Учащиеся в учебной деятельности приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе хорошее здоровье. Воспитывая во время командных игр такие черты характера как чувство товарищества и солидарность, учащиеся получают знания, способствующие выбору здорового и разумного образа жизни.
3. Место предмета Физическая культура
в учебном плане
Предмет Физическая культура является составной частью общей культуры и частью подготовки учащегося в течение периода обучения. Физическая культура входит в предметную область Физическая культура и ОБЖ инвариантной части учебного плана.
По учебному плану МБОУ "Гимназия". На изучение физической культуры отводится 102 часа в 10 классе и 99 в 11 классе.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета Физическая культура
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны:
проявлять российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящие многонационального народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, народов России и человечества; усвоить гуманистические, традиционные ценности многонационального российского общества; проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной; ЛР 1
проявлять ответственное отношение к учению, а также применять правила уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; ЛР 2
осуществлять целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ЛР 3
применять правила, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ЛР 4
оценивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; принимать участие в школьном самоуправление и общественной жизни в пределах возвратной компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ЛР 5
развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ЛР 6
проявлять коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ЛР 7
применять правила здорового и коллективного безопасного образа жизни; знать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; ЛР 8
применять правила экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; ЛР 9
осознавать значения семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; ЛР 10
развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследие народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. ЛР 11
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
10 класс
Применять правила самоконтроля и самооценки; МР 1
Проводить мониторинг собственного физического состояния; МР 2
Анализировать собственные умения, МР 3
Оценивать и выявлять слабые места в развитии; МР 4
Ориентироваться в пространстве с большим потоком информации; МР
Осуществлять взаимный контроль; МР 6
11 класс
Ставить цели и задачи исходя из потребностей (склонностей); МР 7
Ориентироваться в пространстве с большим потоком информации; МР 8
Подбирать инструментарий для достижения целей; МР 9
Контролировать свои действия в процессе достижения результатов; МР 10
Оценивать собственное поведение и поведение партнера, и внесение необходимых корректировок в совместную деятельность; МР 11
Применять правила гигиенических потребностей в соответствии с возрастом и требованиями общества (личная гигиена, гигиена режима дня, гигиена физической культуры и спорта, гигиена питания, школьная гигиена); МР 12
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
10 класс
Применять теоретические знания в области физической культуры и спорта; ПР 1
Расширять двигательную активность за счёт физических упражнений из базовых видов спорта; ПР 2
Формировать и выполнять комплексы оздоровительных упражнений; ПР 3
Применять теоретические знания в области физической культуры и спорта; ПР 4
Вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма, определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой; ПР 5
11 класс
Применять физические упражнения из базовых видов спорта, в разных формах игровой соревновательной деятельности; ПР 6
Самостоятельно организовать этнокультурные, подвижные и спортивные игры; ПР 7
Применять правила охраны труда школьника; ПР 8
Формировать и выполнять комплексы корригирующих упражнений; ПР 9
Применять знания о видах спорта в инструктивной и судейской деятельности; ПР 10
5. Содержание предмета физическая культура
Распределение часов по темам
№ Разделы и темы Распределение часов по классам
10 11
I Физическая культура как область знаний 4 4
2 Физическая культура и спорт в современном обществе 1 1
3 Базовые понятия физической культуры 2 2
4 Физическая культура человека 1 1
II Способы двигательной деятельности 7 7
1 Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой 5 5
2 Оценка эффективности занятий физической культурой 2 2
III Физическое совершенствование 81 81
1 Физкультурно-оздоровительная деятельность 7 7
2 Спортивно-оздоровительная деятельность 68 68
3 Упражнения этнокультурной направленности 6 6
IV Углубленное изучение избранных элементов программы 10 7
V ИТОГО: 102 99
Физическая культура как область знаний 4 часа в каждом классе
Олимпийские игры древности. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Здоровье и здоровый образ жизни: режим дня, решим питания, закаливающие и восстановительные процедуры. Современные олимпийские игры. Олимпийское движение в России. Физическое развитие. Физическая техника подготовка. Занятия физической культурой и воспитание положительных качеств личности, формирование способов поведения межличностного общения. Физическая культура как явление культуры, ее роль и значение в жизни деятельности современного человека. Основные направления и формы организации физической культуры в обществе. Физические качества и физические упражнения. Спорт и спортивная подготовка. Контроль и наблюдение за состояние здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной деятельности
(7 часов в год)
Организация и проведение самостоятельных занятий физкультурой. Выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью на основе подвижных игр и базовых видов спорта. Самонаблюдение и самоконтроль. Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня, занятий по коррекции осанки и телосложения, технической и физической подготовке. Оценивание техники выполнения физических упражнений. Проведение досуга с использованием подвижных и спортивных игр, оздоровительных прогулок, туристических походов. Измерение резервов организма и состояния здоровья, с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
(81 часов в год)
Физкультурно-оздоровительная деятельность 7 часов. Подвижные игры. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой, профилактики утомления и перенапряжения организма, коррекции осанки и регулирования массы тела, формирование телосложения. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы, адаптивной физической культуры, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости.
Спортивно-оздоровительная деятельность 68 часов. Гимнастика с основами акробатики: Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Из колонны по два в колонну по четыре, в колонну по одному разведением и слиянием. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длинны шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «Пол ШАГА!»; выполнение команды на месте: «Полповорота напра-ВО!», «полповорота нале-ВО!». Выполнение команды: «Прямо», повороты и движение направо и налево. Переход с шага на месте на ходу в шеренге и в колонне. Перестроение из колонны по одному в колонные по два, по четыре в движении. Сочетания движения руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями и с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах. Юноши: не перекладине висы согнувшись и прогнувшись, подтягивания прямых ног в висе. Девушки: на перекладе смешанные висы, подтягивание в висе лежа. Юноши: подтягивание в висе. Девушки: подтягивание в висе лежа, подтягивание ног в висе. Юноши: прыжок согнув ноги через гимнастического козла. Девушки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла. 100-110см. Юноши: прыжки, согнув ноги врозь через козла шириной 105-115см. Девушки: прыжок ноги врозь через козла шириной 105-110см. Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Передвижение по напольному гимнастическому бревну: ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку. Юноши, девушки: два кувырка впереди слитно, мост из положения, стоя с помощью. Девушки: передвижение по гимнастическому бревну поворотов на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек. Юноши: кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове с согнутыми ногами. Девушки: мост, кувырок назад полушпагат.
Передвижение по гимнастическому бревну стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед. Лазание по канату в два приема, гимнастической лестнице. Подтягивание, отжимание, поднимание ног на гимнастической лестнице, поднимание туловища. Прыжки с места в глубину. Полоса препятствий. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры - Баскетбол: Совершенствование стойки и перемещения игрока. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из вышеуказанных основных элементов передвижения. Ловля и передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в паре, тройках). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойках на месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости, ведущее и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками на месте и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника при максимальном расстоянии 3,6 м и 4,8 м. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях в одну корзину. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через заслон. Взаимодействие трёх игроков.
Волейбол: Совершенствование стойки и перемещения игрока. Ходьба и бег с остановками, и выполнение заданий техники передвижений и стоек волейболиста. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, прыгнуть и т.д.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игра по правилам волейбола. Игры и игровые задания 2:2, 3:2, 3:3 и на укороченных площадках. Упражнения по овладению и совершенствованию техники перемещений, владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости. Челночный бег с ведением и без ведения мяча и др. Передача мяча сверху двумя руками; передача мяча снизу; приём мяча отскочившего от сетки. Приём подачи и первая подача к сетке в зону 3; прямой нападающий удар; блокирование нападающего удара; верхняя прямая подача; игры и эстафеты с элементами волейбола; учебная двусторонняя игра.
Упражнения этнокультурной направленности 6 часов. Курес. Элементы борьбы курес. Перетягивание пояса (сидя, стоя). Применять игры с элементами единоборств направленные на защиту руки, ноги от касаний, защита территории. Хакасские национальные игры. Ознакомление разучивание.
Углубленное изучение избранных элементов программы 10 часов в 10 классе и 7 часов в 11 классе
6. Тематическое планирование
10 класс
№ п/п Содержание (с учётом национального, регионального, этнокультурного содержания) Характеристика основных видов деятельности Планируемые результаты
I.Физическая культура как область знаний (4 часа)
Физическая культура и спорт в современном обществе 1 час
1 ОФП и СФП, физические качества. Знать основные направления ФК в обществе цели и формы организации такие, как физкультурно-оздоровительное, спортивное, прикладно-ориентированное.
ЛР1,2,3,4,5,7,8,11; МР1,2
ПР5
Базовые понятия физической культуры 2 часа
2 ЗОЖ, активный отдых и формы его организации средствами физической культуры Владеть адаптивной ФК, как системой оздоровительных занятий физические упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки, профилактике утомления. Спортивная подготовка, как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР 1,2 ПР5
Физическая культура человека 1 час
3 Влияние занятий ФК на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения) Знать правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила и гигиенические требования к проведению восстановительных процедур. Дыхательная гимнастика во время и после физических упражнений; простейшие приёмы восстановительного массажа (поглаживания, растирания, разминание) на отдельных участках тела, принятие ванн, душа. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3 ПР5
Способы двигательной деятельности (7 часов)
4 Оздоровительные системы физической культуры. Соблюдение требований охраны труда, безопасности и гигиенических правил при занятиях физической культурой и спортом. Ведение дневника самонаблюдения. Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно сосудистой системы и т. п.). ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3 ПР4,5
5
Ведение дневника самонаблюдения Регистрировать по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов УГГ и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим изображением) ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3 ПР4,5
Физическое совершенствование (81 час)
Физкультурно-оздоровительная деятельность 7 часов
6 Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки, с учётом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Составлять дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Индивидуальные комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции телосложения с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной ФК, подбираемые с учётом медицинских показателей (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения – близорукость). ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3 ПР4,5
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью 68 часов
7 Строевые упражнения
Акробатические упражнения и комбинации
Опорные прыжки
Акробатические комбинации – девушки: кувырок вперед (назад) в группировке, вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180°; стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев. Юноши: кувырок вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180°, кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо из стойки на лопатках в полушпагат; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев; стойка на голове и руках силой из упора присев. Опорные прыжки – девушки: прыжок через гимнастического козла ноги в стороны; юноши: прыжок через гимнастического козла, согнув ноги; прыжок боком с поворотом на 90°.Преодолевать полосу препятствий. Выполнять упражнения ОФП ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3,4,5,6 ПР1,2,3,4,5
8 Высокий старт (спринт).
Равномерный бег
Прыжки: в длину и высоту
Метание малого мяча Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»). Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»). Метания гранаты на дальность с разбега. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3,4,5,6 ПР1,2,3,4,5
9 Баскетбол.
Волейбол. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам. Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам. Выполнять упражнения ОФП. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР1,2,3,4,5,6 ПР1,2,3,4,5
Упражнения этнокультурной направленности 6 часов
10 Курес. Элементы борьбы курес. Сюжетно-образные (подвижные) игры. Лапта. Хакасские национальные игры ЛР1,2,3,4,5,7,11
МР1,2,3,4,5,6 ПР1,2,3,4,5
11 Углубленное изучение избранных элементов программы (10 часов)
11 класс
№ п/п Содержание (с учётом национального, регионального, этнокультурного содержания) Характеристика основных видов деятельности Планируемые результаты
I.Физическая культура как область знаний (4 часа)
История физической культуры 1 час
1 Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Овладение знаниями о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: ЛР1,2,3,4,5,7,8,11; МР7,8
ПР10
Базовые понятия физической культуры 2 часа
2 ЗОЖ, роль и значение ФК в его формировании Иметь знания о вредных привычках и их пагубном влиянии на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий ФК в профилактике вредных привычек. Прикладно-ориентированная физическая подготовка, как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР7,8 ПР10
Физическая культура человека 1 час
3 Суточная нагрузка Знать правила организации и планирования режима дня с учётом дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его основных форм с учётом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий ФК и в условиях активного отдыха. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР7,8,9 ПР10
Способы двигательной деятельности (7 часов)
4 Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно сосудистой системы и т. п.). ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР7,8,9 ПР9,10
5
Ведение дневника самонаблюдения Регистрировать по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов УГГ и физкультминуток, содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния организма («с помощью одномоментной пробы Летунова»). ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР7,8,9 ПР9,10
Физическое совершенствование (81 час)
Физкультурно-оздоровительная деятельность 7 часов
6 Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки, с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки; УГГ, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции телосложения с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной ФК (подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся). ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР7,8,9 ПР9,10
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью 68 часов
7 Строевые упражнения
Акробатические упражнения и комбинации
Опорные прыжки
Акробатические комбинации – девушки: кувырок вперед (назад) в группировке, вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180°, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев. Юноши: кувырок вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180°, кувырок назад в упор присев. Кувырок вперед с последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо из стойки на лопатках в полушпагат; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев; стойка на голове и руках силой из упора присев. Опорные прыжки – девушки: прыжок через гимнастического козла ноги в стороны; юноши: прыжок через гимнастического козла, согнув ноги; прыжок боком с поворотом на 90°. Преодолевать полосу препятствий. Выполнять упражнения ОФП ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР 7,8,9,10,11,12 ПР6,7,8,9,10
8 Высокий старт (спринт).
Равномерный бег
Прыжки: в длину и высоту
Метание малого мяча
Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Бег (спринтерский, эстафетный, кроссовый). Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»). Метания гранаты на дальность с разбега. Выполнять упражнения ОФП. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР 7,8,9,10,11,12 ПР6,7,8,9,10
9 Баскетбол.
Волейбол. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча. Ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов). Ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам. Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя), прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам. Выполнять упражнения ОФП. ЛР1,2,3,4,5,7,8,11
МР 7,8,9,10,11,12 ПР6,7,8,9,10
Упражнения этнокультурной направленности 6 часов
10 Курес. Элементы борьбы курес. Сюжетно-образные (подвижные) игры. Лапта. Игры с элементами единоборств. Сюжетно-образные (подвижные) игры. Играть в лапту по действующим правилам. ЛР1,2,3,4,5,8,11
МР 7,8,9,10,11,12 ПР6,7,8,9,10
11 Углубленное изучение избранных элементов программы (7 часов)
7. Материально-техническое обеспечение курса Физическая культура
Преподавание предмета осуществляется по УМК на основание приказа МБОУ «Гимназия» «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год» от 17.05.2016г. №151-П: Лях В.И., Физическая культура (базовый уровень), М: Просвещение, 2015г..Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Примечания
Основная школа 1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Авторские рабочие программы по физической культуре Д 1.3 Учебник по физической культуреК В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
2 Демонстрационные печатные пособия2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д 3 Технические средства обучения
3.1 Персональный компьютер Д 3.2 Лазерный принтер Д 3.3 Копировальный аппарат Д 4 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1 Щит баскетбольный игровойГ
4.2 Щит баскетбольный тренировочныйГ
4.3 Стенка гимнастическаяГ
4.5 Скамейки гимнастическиеГ
4.6 Стойки волейбольныеД
4.7 Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола Д
4.10 Канат для лазанияГ
4.11 Обручи гимнастическиеГ
4.12 Комплект матов гимнастическихГ
4.14 Набор для подвижных игр К
4.15 Аптечка медицинскаяД
4.17 Стол для настольного теннисаД
4.18 Комплект для настольного теннисаГ
4.19 Мячи футбольныеГ
4.20 Мячи баскетбольныеГ
4.21 Мячи волейбольныеГ
4.22 Сетка волейбольнаяГ
4.23 Оборудование полосы препятствийД
5 Спортивные залы (кабинеты)
5.1 Спортивный зал игровой (гимнастический) С раздевалками для мальчиков и девочек
5.2 Кабинет учителя Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
5.3 Подсобное помещение для хранения инвентаря и борудования
Включает в себя стеллажи, контейнеры
5.4 Тренажерный зал 6 Пришкольный стадион (площадка)
6.1 Легкоатлетическая дорожкаД
6.2 Сектор для прыжков в длину Д
6.3 Игровое поле для футбола (мини-футбола) Д
6.4 Площадка игровая баскетбольная Д
6.5 Площадка игровая волейбольная Д 6.6 Гимнастический городок Д 6.7 Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивной площадке 8. Планируемые результаты реализации предмета «Физическая культура»
Основы знаний
Выпускник научится:
– определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
– знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
– характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
– характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
– составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
– выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
– выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
– практически использовать приемы защиты и самообороны;
– составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
– определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
– проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
– владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
– проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
– выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
– выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
– осуществлять судейство в избранном виде спорта;
– составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах
Оценка производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественны показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление то или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес в занятиям ФК, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его физических качеств и двигательных способностей, поощряться его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области ФК и ведению здорового образа жизни.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности учащихся.
Критерий отметки успеваемости учащихся
При оценке текущей успеваемости по разделам программы учитываются следующие показатели:
Знания о физической культуре.
Полнота ответа, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы(без вызова из строя),тестирование. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Отметка «4» ставиться за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Отметка «2» выставляется за не понимание и незнание материала программы.
2.Техника владения двигательными умениями и навыками.
Для оценки техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнения контрольных упражнений и комбинированный метод. Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; обучающиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях; Отметка «4»-двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; Отметка «3»- двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Обучающийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; Отметка «2»- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, не чётко.
3.Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Отметка «5»- обучающийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.
Отметка «4»- обучающийся; организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.
Отметка «3»- более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется не один из пунктов.
Отметка «2»- обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.
Общая отметка успеваемости складывается из оценок по всем разделам программы и оценок за выполнение контрольных тестовых заданий.
Темы проектов и творческих работ
№ п/п Класс Тема проекта
1 10 Физическая культура в XXI веке
2 Допинг. Влияние на организм
3 Физическая культура и спорт. Общее и разное
4 Контроль и самоконтроль при занятиях спортом
5 11 Спорт и совесть
6 Спорт в большой политике
7 Развитие физических качеств
8 Комплекс ГТО, как необходимость