Разработка урока с использованием КСО в условиях введения ФГОС ООО



Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии







КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Разработка урока с использованием КСО в условиях введения ФГОС ООО









Выполнила:
Короткова Мая Рудольфовна
МБОУ ”сош№53”г.Чебоксары







Чебоксары 2016
Содержание:
1. Введение.
2. Теоретическая часть:
1) концептуальные основы технологии;
2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;
3) методики технологии КСО;
3. Практическая часть:
Разработка урока биологии с использованием КСО в условиях введения ФГОС ООО;
4.Заключение.
5.Список литературы.
1.Введение
На протяжении многих столетий основной целью образования являлось вооружение школьников системой знаний, которые отражают основные понятия наук. Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределиться в жизни, решить возникающие проблемы, не теряться в потоке информации.
Современое школьное образование, направленное на обучение обучающихся по ФГОС школы требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности на уроке. Традиционные предпочтения учителем фронтальной и индивидуальной форм работы привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между учениками. Эти формы организации деятельности учащихся практически исключили общение школьников в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учёбе.
Происходит смена образовательной парадигмы. Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности школьников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, её моделирования, структурирование, анализ, синтез, создание собственного речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Осуществить формирование УУД позволяет системно – деятельностный подход, выступающий в качестве основы современного образовательного процесса и ориентированный на результат образования. Реализовать деятельностный подход в обучении, добиться на уроке продуктивного самостоятельного общения и взаимодействия, сформировать умение организовывать не только свою учебную деятельность, но и осуществлять продуктивное сотрудничество в коллективе, являющееся основой обучения, вырабатывать отношения ответственной зависимости, при которой едино совпадают коллективные, личные и индивидуальные интересы, призвана технология коллективного способа обучения (авторы А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко).
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. С учётом этого и была выбрана тема курсовой работы : «Использование в процессе обучения биологии технологии коллективного (взаимного) обучения по Ривину – Дьяченко», цель которой показать преимущества технологии КСО с точки зрения практического применения .Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.выявить концептуальные основы технологии;
2. изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;
3. показать практическое использование технологии КСО на уроках
4. выявить преимущества технологии.






2.Теоретическая часть
По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.
Концептуальные положения
КСО это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми динамических диалогических пар. Принципы:
завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты;
непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;
сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
разнообразия тем и заданий (разделения труда);
разноуровневости участников педагогического процесса;
обучения по способностям индивида;
педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса;
интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе.
Особенности организации работы с учащимися при КСО (по Ривину - Дьяченко)


Организационные
говорят все ;
все общаются;
рабочий шум;
смена рабочего места.
Дидактические
обучают ученики;
разные темпы и материал ;
полная самостоятельность;
сотрудничество основа обучения;
усвоение и применение максимально приближены.
Развивающие
ученик-субъект + объект
обучение в соответствии с индивидуальными особенностями
спонтанный характер обучения
учатся выступать, рассуждают, доказывают
развитие педагогических способностей
Воспитательные
каждый работает на себя и другого
отношения ответственной зависимости: коллективистские
Организационно-методические особенности
Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.
Основной принцип работы – каждый учит каждого.
Для практического воплощения были разработаны и апробированы различные частнопредметные и модульно-локальные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друга друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «повертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстаёт.
Специфика КСО, по А.Г. Ривину – В.К. Дьяченко, состоит в соблюдении следующих принципов (которые можно назвать признаками):
наличие сменных пар учащихся;
их взаимодействие;
взаимоконтроль
взаимоуправление.
Работа в парах ведётся с использованием двух сменных пар: динамической и вариативной.
Динамическая пара.
Это малая группа из четырёх человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
Каждая четвёрка работает по заданию, написанному на доске или плакате. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участником коллективной работы, только число их должно быть обязательно чётным.
При подготовке материалов для взаимообучения в динамической паре необходимо учитывать, что материал будет прорабатываться каждым учеником в разной последовательности. Работа по таким материалам должна быть обязательно совместной работой группы по обобщению и систематизации изученного. При подготовке материалов для взаимоконтроля учитель должен предусмотреть предварительное обобщённое восприятие всего материала в системе. Динамическая пара становится школой повышения адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнёров, школой свободного общения каждого с каждым.
Вариационная пара.
В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.
Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки карточек учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четвёрке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы то с левым, то с правым соседом.
Работа ведётся в три такта. Первый такт – работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке и сличает ответы с записью на обратной стороне карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками. Поворот к новому партнёру. Начинается второй такт- работа с учеником, сидящим за соседним столом. Проверяющий работает по карточке, по которой был только что проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру. Третий такт – работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. В любой микрогруппе с чётным числом участников можно организовать работу в вариационной паре.
Организация работы в парах.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава.
Цель использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются по тому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу (объясняя тему напарнику, ученик более глубоко и полно овладевает ею сам). На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы. А когда учащиеся научатся работать в парах постоянного состава, тогда можно организовывать работу в парах сменного состава, используя 4 основные методики: «Взаимодиктант», « Взаимопередача темы», «Взаимообмен заданиями» и «Поабзацное изучение текста».
Методика «Взаимопередача темы»
Структурные особенности методики:
1. При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы (4-8 человек).
2.Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. ( Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один комплект карточек остаётся у учителя.) Каждый ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический материал, выполняет своё практическое задание, затем вводит (объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.
3. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения темы.
Что необходимо учитывать при выборе темы для изучения в парах сменного состава и при составлении карточек.
Материал должен быть доступным для самостоятельного изучения.
Тема должна иметь несколько «входов», т.е. делиться на несколько подтем. Каждая карточка должна быть самостоятельным «входом» в тему, чтобы школьник мог начать её изучение с любой карточки.
По выбранной теме составляются карточки: 1, 2, 3 или более блоков (в зависимости от особенностей темы).
Все карточки одного блока должны соответствовать теме данного блока, но у каждой карточки должна быть своя идея, свой главный вопрос. Изучив все вопросы блока, ученик изучит всю тему (подтему)
Каждая карточка обычно состоит из двух обязательных заданий: первое теоретическое (для ввода, для обмена заданиями), второе практическое (для самостоятельной работы и самоконтроля). В карточке может быть больше заданий. Эти задания могут быть необязательными, дополнительными, проблемными, обобщающими (специально для сильных учеников). Третье задание может быть и обязательным (т.е. практическим), если требуется отработка навыка.
Чтобы самостоятельное изучение учебного материала строилось правильно, необходимо чётко сформулировать задание и по первому и по второму вопросу. В нём должно быть указано, что нужно конкретно прочитать, что выучить, что записать, какую графическую работу выполнить.
Первые и вторые задания всех карточек одного блока должны быть равноценными по трудоёмкости.
Нельзя забывать о том, что задача уроков русского языка – обеспечить не только орфографическую и пунктуационную грамотность, но и владение связной речью, понимание функционирования изучаемой единицы в речи, сферы его использования. Упражнения учебника содержат такие задания, учителю важно не пропускать их и включать подобные задания в карточку.
В такой форме нельзя проводить отдельные, выборочные уроки, нельзя – и всё подряд. Следует продумывать систему уроков.
В парах сменного состава можно изучать новый материал, повторять, закреплять и обобщать изученное.
Работая в парах сменного состава каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, каждый изучает все вопросы темы теоретически и практически.
Эта форма работы интересна школьникам, потому что они действительно работают все 45 минут, сами организуют и контролируют ход работы и её результат. Они учатся общаться, приобретают такие качества, как самостоятельность, уважение к товарищам, толерантность, настойчивость, умение убедить, объяснить, прислушаться к слову товарища.
Для организации работы в сменной паре нужно выдать специальное руководство, памятку, алгоритм:

1. 1. Слева – «учитель»
а) 1.«Учитель» вписывает в тетрадь «ученику» № карточки, тему, примеры с комментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры.
б) 2.«Учитель» ставит оценку «ученику» за знание теории и за объяснение примеров.
2. 2.Слева – «ученик»
1. 1.Справа – «ученик»
а) 1.«Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет.
б) 2.«Ученик» пересказывает услышанное, проговаривает объяснение примеров.
2. 2.Справа – «учитель»

Работают по вышеуказанному плану
3. 3.Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки.
4. 4.Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки.
5. 5.Сменили пару.


Методика «Взаимообмен заданиями»
Методику «Взаимообмен заданиями» лучше применять с работе с учебно - научным текстом.
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
*Работа в малых группах (сколько человек в группе – столько и текстов)
1 этап – Индивидуальный
1. Ознакомьтесь с предложенным текстом.
2. Структурируйте его в форме плана, схемы, опорного конспекта или каким-либо иным способом.
3. Сформулируйте выводы, правила и запишите.
2 этап – Работа в парах сменного состава
4. Перескажите партнёру свой текст так, чтобы он сам мог структурировать его на основе прослушанного. Ответьте на его вопросы.
5. Выслушайте пересказ текста партнёра, задайте ему необходимые вопросы, уточните неясное, чтобы можно было структурировать этот текст самостоятельно.
3 этап – Индивидуальный
6. Структурируйте обговоренный текст и сформулируйте выводы.
4 этап – Работа в паре.
7. Обсудите самостоятельную работу, сформулируйте и запишите вывод, правила (ознакомьтесь с записями друг друга, обсудите преимущества каждой работы, внесите коррективы по необходимости)
5 этап
8. Образуйте другую пару и повторите работу с пункта 4.
Памятка для работы в паре
1. Получи карточку и поставь точку на листке учёта против своей фамилии.
2. Выполни первое задание. Научись сам объяснять это задание.
3. Самостоятельно выполни аналогичное задание во второй части карточки. Правильность выполнения проверь у учителя. В листке учёта вместо точки поставь плюс.
4. Объясни задание первой части своей карточки партнёру.
5. Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и правильно ли комментирует написание. Ответь на вопросы по необходимости. Убедись, что партнёр понял задание
6. Выслушайте партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируя.
7. Обменяйтесь карточками. Каждый самостоятельно выполните второе задание новой для вас карточки.
8. Сверьте второе задание. Если есть ошибки, исправьте их.
9 Поставьте плюс в листке учёта напротив своей фамилии в графе с номером карточки, задание которой тебе передал партнёр.
11. Найдите нового партнёра и работайте с полученной карточкой с шага 4.
Лист учёта
№ п/п
Фамилия
К1
К2
К3
К4

1

+
+
.


2


+
+
.

3


.
+
+

4

+
.

+


Методика «Поабзацное изучение текста»
А. Г. Ривин вводит поабзацную проработку каждой статьи, каждого текста (параграфа). При этом все ученики работают не с одним и тем же материалом, а у каждого своя статья (свой параграф). Иногда одновременно изучается столько разных тем (статей), сколько в группе учащихся.
Как же в таком случае ученики работают друг с другом? Методика, которую предложил А. Г. Ривин, является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст), составляет простой план. Сложность заключается в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в
паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5-12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объёма) он уже штудирует с другим, третий – с третьим и т.д. В чём заключается работа с первым партнёром? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста, а затем оба приступают к его анализу: о чём говорится в этом абзаце? Какое заглавие ты предлагаешь? Почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? Нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряжённая умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывают друг другу согласованное во время обсуждения заглавие, а затем пара распадается, каждый находит себе нового партнёра.
Как происходит работа с другим партнёром? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: "Слушать или рассказывать?" Если партнёр отвечает: "Слушать", то, например, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посередине и рассказать то, что проработал с первым партнёром. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: "Вопросов нет?"
Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй следующий абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие, и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же работе по тексту партнёра. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнёром. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей) по своей статье, дальше - подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь владельца темы и затем - работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнёром.


Какова методика сотрудничества в каждой паре?
Изложение того, что было проработано с предыдущими товарищами (разумеется, исключая первого ученика, с кем начинал занятие).Чтение и обсуждение следующего абзаца (части текста, представляющей нечто логически целое, законченное, и не превышающей 11-12 строчек). Выработка формулировки вопроса, заголовка (пункта плана или тезиса), адекватных содержанию проработанного абзаца. Запись вопроса (заголовка или тезиса) в тетрадь хозяина темы. Записывается только то, с чем согласен ведущий тему. Наиболее желательным является план в виде назывных предложений. Если составляется план в виде вопросов, то при этом устраняется необходимость напряжённого спора, обсуждения. Вопросы формулировать легче, чем назывные предложения-заголовки. Формулировки в виде развёрнутых предложений (тезисов) мало себя оправдывают, так как они обычно оказываются громоздкими и их запись отнимает много времени.
В классе одну и ту же тему берут не один, а два-три ученика. Как работают ученики друг с другом, если у них одна и та же тема? В таком случае они начинают с того, что сверяют свои планы, выясняют причины расхождений в формулировках заглавий, уточняют своё понимание текста с пониманием товарища, напарника, потом прорабатывают совместно уже не по одному абзацу, а по два абзаца, озаглавливают их и записывают друг другу в тетрадь. Особое значение имеет при проработке текста (статьи) последняя встреча. Проработав совместно последний абзац, ученик сообщает дежурному диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик по данной тем е готов выступать в малой или большой группе, а может сдать её в порядке зачёта учителю или кому-то из старших учеников. Есть и другие варианты как отчёта по теме, так и привлечения ученика для обучения данной теме других учеников.


Памятка
1. Получи текст. Прочитай его внимательно.
2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух.
3. Вместе с партнером попытайтесь  ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.
4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.
5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.
6. После окончания работы с абзацем первого партнера,  найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.
7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3–6.
8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.
Методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава направлена на формирование таких коммуникативных умений, как умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, понимать точку зрения собеседника, излагать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять главное и существенное.
С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме.
В результате работы в парах сменного состава у каждого учащего в тетради записан план из четырех пунктов (в соответствии с количеством абзацев каждого текста).
На последнем этапе урока можно всех учащихся, работающих над одной темой, посадить вместе. Задача вновь организованной группы – обсудить варианты планов, внести по необходимости коррективы, выбрать лучший план и предложить одному из участников от группы воспроизвести текст перед всем классом.
Далее учащиеся вновь организованной группы получают задание: работая вместе, сформулировать основные проблемы текста, сжать текст, используя приемы компрессии.
Работа в парах сменного состава даст возможность каждому ученику более глубоко разобраться в теме, понять содержание текста, заставит  четче формулировать мысли, раскрепостит  учащихся в общении друг с другом, сформирует навыки диалогической речи, самоконтроля и самооценки.
3.Практическая часть

Разработка урока биологии с испльзованием КСО в условиях ФГОС ООО.

ТЕМА УРОКА:
Обобщение и систематизация знаний по теме” Клеточное строение организмов” (5 класс)
Тип урока: актуализация знаний и умений(урок повторения).
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Клеточное строение организмов».
Задачи:
1.Организовать работу по обобщению и закреплению знаний по теме «Клеточное строение организмов» в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
2.Развивать умение анализировать , сравнивать , обобщать и делать выводы.
3.Научить оценить уровень готовности к контролю знаний и коррекции выявленных недочетов.
4.Способствовать развитию умений организовать совместную деятельность на конечный результат.
5. Воспитывать положительное отношение к совместному труду и культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты :
Предметные
-формирование систематизированных представлений о клеточном строении живых организмов.
Метапредметные
-регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
-познавательные:
1)умение работать с учебником; с информацией текста; умение использовать схемы и таблицы для структурирования информации.
2)создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.
-коммуникативные:
1)умение осуществлять деятельность индивидуально, в парах , в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
-личностные:
1)проявление познавательной самостоятельности к предмету.
2)понимание ответственности за свой успех и за результат труда в коллективе.
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Ребята, наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, а вас я попрошу внимательно его послушать, постараться выделить главную мысль .

Миллиарды лет назад В хаосе Вселенной Капля жизни родилась Робко и несмело. На заре живого мирозданья Было чуждо и опасно все кругом. Крохотное, хрупкое создание Стало строить Жизни прочный дом. В оболочку Жизнь себя одела. Что кругом? Вода есть – можно пить. Чистый воздух, солнце жарко грело. И решила кроха: «Будем жить!»
И пошло. Теперь живая клетка Стала крепнуть, множиться, расти, Чтоб когда-то дикая планета Вся могла садами расцвести.

Итак, какова главная мысль этого стихотворения? (ответы детей)

3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, что же мы знаем о клетке?( ответы детей).
Ответы детей поощряются баллами.
Учитель напоминает , что о клетке ребята говорили в начальной школе и пополнять свои знания будут с каждым годом до конца 11 класса.

Учитель записывает тему на доске , дети в тетрадях.
Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Клеточное строение организмов».
4.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. А какую цель мы поставим перед собой?(версии детей)
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Клеточное строение живых организмов» и подготовиться к контрольной работе.
4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.
Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас
с вами луговой Василек и бабочка Махаон.(в классе вывешиваются картины с изображением лугового василька и махаона).
Учитель. Как вы думаете, почему они пришли к нам в гости?(версии детей)
Учитель. Ребята, Василек и Махаон захотели узнать о том, что несмотря на внешнюю несхожесть, у них есть что-то общее. Что у них общего?(состоят из клеток).
Учитель. Им очень захотелось посмотреть на свои клетки и выяснить, чем они похожи и чем отличаются? Но они читать не умеют и обращаются к вам за помощью. Поможем? (поможем).
Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы.(малая группа из 4 человек - динамическая пара; обычно 2 соседние парты).(Этот прием коллективного способа обучения относится к личностно –ориентированным технологиям).
Учитель. Ребята, каждая группа получит карточку с общим заданием. В этом общем задании есть подзадания для каждого члена группы.(в классе будут от 5 до 7 групп). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.(ситуация коллективного взаимодействия). Группы ведут таблицу учета, делают соответствующие отметки(+) о проработке заданий у учителя.

Зад1
Зад2
Зад3
Зад4
Зад1
Зад2
Зад3
Зад4

1
.(+)








2









3









4









5










1, 2 и 3группы- Строение растительной клетки(общее задание)
Каждый член группы получает карточку с подзаданием. Прорабатывает его индивидуально и потом в паре с каждым членом группы.(пара сменного состава –один в роли учителя, другой в роли ученика). Потом меняются ролями. Т.О. каждый прогаваривает задание трижды, отвечает на вопросы,задает вопросы. При этом учитывает особенности каждого.
1ученик а) назовите основные части клетки.
б) расскажите об их строении и функциях.
в) найдите их на рисунке, и на разборной динамической модели «Строение клетки».
2 ученик: а) что такое пластиды?
б) расскажите о строении и функциях пластид.
в) найдите их на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
3 ученик: а)что такое вакуоль?
б) расскажите о строении и функциях вакуолей.
в)найдите на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
4 ученик: а)что такое клеточная стенка?
б) расскажите о строении и функциях клеточной стенки.
в) найдите на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
4,5,6 группы-Строение животной клетки и процессы жизнедеятельности клетки.(общее задание)
1 ученик: а) перечислите основные части животной клетки.
б) ответьте на вопрос:
Чем отличается животная клетка от растительной?
в)найдите животную клетку на раздаточном материале .
2 ученик: а) что такое хромосомы?
б) расскажите о строении и функциях хромосом.
в) сколько хромосом будет в двух дочерних клетках после деления клетки, если в материнской 46 хромосом. Ответ обоснуйте.
3 ученик: а) перечислите основные процессы жизнедеятельности клетки.
б) как происходит питание клеток?
в) как происходит дыхание клеток?
4 ученик: а) как происходит деление клеток?
б) какую роль играют хромосомы?
в) в какой части ,клетки находятся хромосомы? Найдите эти структурные части клетки на рисунке.
После группы меняются заданиями(взаимообмен заданиями) и каждый получает свое подзадание на выполнение общего задания.
5. Применение знаний в новой ситуации.
После выполнения теоретической части учитель просит выполнить каждую группу практическую часть задания: собрать модель животной и растительной клеток, используя динамическое пособие на магнитной доске.(работа группой)..
.
6.Обобщение и систематизация знаний
Учитель. Ребята, вы плодотворно поработали. В таблице учета все группы получили пометки о выполнении заданий. Теперь давайте расскажем Васильку и Махаону , чем похожи их клетки и чем они различаются.(ответы обучающихся). Дети сравнивают , систематизируют , обобщают и делают выводы.
Сходство клеток растений и животных.(на примере василька и бабочки).
основные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана
имеются ещё многочисленные тельца – органоиды, выполняющие различные функции;
цитоплазма клеток может двигаться, связывая все части клетки.
Отличия:
у растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
у растительной клетки есть хлоропласты;
у растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Выводы:(делают дети)
1.Все живые организмы состоят из клеток.(кроме вирусов)
2.Клетки растений и животных имеют признаки сходства и различия.
3.Клетка-единица строения живых организмов.
Физкультминутка ( на данном уроке связана с бабочкой махаон)
Бабочка есть махаон.
Хороша со всех сторон.(дети кружатся вокруг себя)
Крылья не простые,
С узором ,золотые.
Бабочки летают
По цветкам порхают(дети поднимают и опускают руки)
Крылышки сложили(дети поднимают руки вверх, соединяют вместе)
Плавно опустили(опускают руки и присаживаются)
Учитель. Ребята, мы помогли Васильку и Махаону узнать об особенностях строения их клеток. Что же является первым помощником в любом деле ? (Знания). Какие пословицы вы знаете о знании?
-Ученье свет-неученье тьма.
-Ученье-путь к уменью.
Тяжело в учении-легко в бою.(А.В. Суворов)
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1.Тестирование.(в тетрадях)
1)Основная часть клетки : а) ядро б)хлоропласты в) вакуоли
2)Вязкое живое вещество клетки: а) хромосомы б)цитоплазма в)лейкопласты
3) Зеленые пластиды: а) лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
4) В растительной клетке, в отличие от животной есть : а)клеточная стенка б)ядро в) цитоплазма
5)Сколько хромосом будут иметь дочерние клетки, если в материнской содержится 48 хромосом до деления: а) 24 б)48 в)96
2. Верно или неверно.
Клетка –основная единица строения всех живых организмов.
Оболочка, ядро и цитоплазма –главные части клетки.
Клетки одинаковы по форме и размерам.
Живые клетки только питаются.
Организм человека состоит из клеток.
Учитель предлагает проверить тестовую работу по ключу(слайд) ; сделать взаимопроверку ; оценить , выявить и корректировать ошибки.
7. Рефлексия. (Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся по вопросам.
-Все ли было понятно на уроке?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое настроение у вас после урока?
Учитель благодарит за работу учеников.
8.Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе №2 по теме : «Клеточное строение организмов».(стр. 30-49)




Заключение
Подводя итог, следует сказать, что технология «Коллективный способ обучения» - одна из личностно – ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Во-первых, во время работы в коллективе происходит органическое объединение обучения и воспитания в едином образовательном процессе. Учащиеся решают кроме предметных задач ещё и надпредметные – выбор методов работы, определение функций каждого участника и т.д. При этом осуществляется целостное развитие школьников в единстве развития у них интеллектуальных и собственно личностных качеств (мотивации, самооценки, рефлексии и пр.). Учащиеся приобретают опыт проявления инициативы, дисциплинированности, понимания других людей, сочетания своих интересов с интересами других людей – всё это есть, по сути, моделирование того поведения, которое необходимо в реальной жизни, в социуме. В коллективной работе осуществляется, таким образом, естественная социолизация школьников, они не только готовятся к тем отношениям, которые будут в жизни, но уже живут в системе отношений и условий, адекватных реальным условиям в сообществе.
Во-вторых, сущностью технологии коллективных способов обучения является создание образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие учащихся с учащимися, с педагогом, с предметом. Это означает, что каждый участник группы-коллектива выступает как равноправный субъект деятельности и отношений. Субъектность ученика может проявиться в полной мере в условиях организации взаимодействия, которое обеспечивается в коллективной работе благодаря элементам «неопределённости», возникающей в такой работе. Разумеется, эта «неопределённость» организуется учителем, при этом он создаёт условия, при которых у группы школьников имеется совокупный потенциал знаний, умений и личностных качеств для разрешения «неопределённости». То, чего нет у одного члена группы, есть у другого. Каждый может чему-то научить и чему-то научиться, в этом заключается развивающая роль группы для каждого участника и эффективность группы в достижении целей деятельности. Всё это при условии, что группа является единым коллективом. Благодаря особенностям, характеризующим коллектив (единство ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация отождествления себя с другими в успехах и неудачах, эмоциональная солидарность, гуманистические отношения), раскрываются потенциальные возможности каждого участника коллектива и происходит оптимизация выполняемой деятельности. Следует заметить, что повышение эффективности работы группы-коллектива будет тем больше, чем выше уровень сформированности всех признаков коллектива.
В-третьих, коллективная работа в группе способствует развитию индивидуальности каждого члена группы. В группе-коллективе при постановке общих целей должны учитываться потребности каждого члена группы. Например, общая цель группы – подготовить проект, это значит, что в практике достижения этой цели могут реализовываться, например, потребностями в приятном общении, в хорошей отметке, в сдаче зачёта, в получении помощи в каком-то вопросе и т.д., поэтому, формулируя общую цель работы группы, следует иметь в виду поиск личностных смыслов для этой работы каждого члена.
Разумеется, в совместной работе может быть для учащегося выполнять ту деятельность, которая не органична для него, но он может получить адресную помощь, так как в групповой работе, где четыре-восемь человек, затруднения каждого сразу заметны. И в этом случае у него будут развиваться те особенности его индивидуальности, которые «западают», и, следовательно, произойдёт сдвиг (пусть небольшой) в развитии этих способностей, т.е. его индивидуальность приобретёт новое свойство.
Безусловно, очень важным для развития индивидуальности участников группы является выполнение ими «органичной» для них деятельности, т.е. той деятельности, к которой у них есть хорошие способности и интерес. Значение совместной работы в группе-коллективе как средства развития талантов, и наиболее «продвинутых» способностей каждого члена группы определяется двумя фактами:
1) необходимость в процессе выполнения задания многих видов деятельности, вследствие чего каждый школьник может найти тот вид деятельности, к которому у него есть хорошие способности и интерес (теоретико-познавательная, практическая, организаторская, коммуникативная и т.д.), выбрать ту роль, которая ему подходит;
2) ученик, выполняя деятельность, которая лежит в области его интересов, для достижения общей цели, поднимается в развитии своих особых способностей на более высокий уровень, так как известно, что уровень и качество любого личного интереса поднимаются, если этот интерес выходит на уровень социальной значимости («для других»).
Таким образом, развитие приоритетных («органичных») для данного школьника способностей осуществляется в условиях технологии коллективных способов обучения потому, что каждый может найти «свою» деятельность и упражняться в ней, а также вследствие того, что качество выполнения деятельности повышается в случае её значимости для других.
Технология коллективных способов обучения имеет особое значение для российской школы, так как она соответствует особенностям менталитета славянских народов. Коллективизм, коллективная работа отвечают культуре и духу нашего народа и имеют фундаментальные основания в генезисе становления российского государства: общность в общественном устройстве и идея соборности в православной культуре. В многообразной коллективной деятельности в условиях группы во многом адекватно отражаются отношения, существующие в жизни, вступая в систему этих отношений, школьники как бы пропитываются культурой того общества, в котором они живут.
При этом особенность «погружения» воспитанников в деятельность состоит в том, что организуется коллективная мыследеятельность, коллективное эмоциональное переживание и т.д. В этих ситуациях формируются способы общения, мышления, понимания, действия, которые рефлексируются и за счёт рефлексии обобщаются, символизируются в специальные средства, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходят из внешнего плана во внутренний план действия. При этом каждый член коллектива в процессе рефлексии такой деятельности «берёт» столько, сколько позволяют ему его способности, развитие, но с ориентировкой на последующую эволюции.



Список литературы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев.– М: Просвещение, 1997. – 165с.
Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения / М.С.Архипова // Народное образование. – 1994. №5.
Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. –М: Просвещение, 1983. – 608с.
Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы / Т.Л.Богданова. – М: "Высшая школа", 1991. – 350с.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. общая методика преподавания биологии / Н.М.Верзилин. – М: Просвещение, 1976. – 382с.
Выдрина М.К. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке / М.К.Выдрина // Первое сентября – 2005. №14.
Дворецкая Т.Ю. Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности учащихся при изучении биологии / Т.Ю.Дворецкая. – Тамбов, 1998. – 47с.
Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К.Дьяченко // Народное образование.- 1994. №2-3.
Евсеева Н.П. Современные образовательные технологии / Н.П.Евсеева // Народное образование. – 1994. № 2.
Жныкина А.М. Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии / А.М.Жныкина. – М: Педагогика, 2001. – 98с.
Зеньковский В.В. Проблемы современного образования / В.В.Зеньковский. – М: Просвещение, 2004. – 158с.
Лернер Е.И. Формирование активной позиции школьника в учебном процессе / Е.И.Лернер // Педагогика.- 2001. №5.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К.Маркова. – М: Просвещение, 1994. – 96с.
Миркин Н.Н., Наумова Л.Г. Влияние коллективной работы на приобретение знаний и умений / Н.Н.Миркин // Народное образование – 2004. №2.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15