Роль уроков литературы в становлении личности учащихся
«ДУША ПО КАПЛЕ СОБИРАЕТ СВЕТ»
или размышление на тему: «Роль моего предмета в становлении личности учеников моих»
У Марины Цветаевой есть такие строки: «Господи, ДУША сбылась! Умысел твой самый главный» Душа и нравственность – понятия более чем близкие и такие важные в человеческой жизни.
Не секрет, что сегодняшнее состояние общества характеризуется пугающим падением нравственности, ростом насилия и преступности, свидетелями чего, к сожалению, мы являемся ежедневно. И в этой ситуации именно у школы, на мой взгляд, есть возможность, есть средство, которое может дать молодежи столь необходимые ей «внутренние регуляторы», внутренний стержень – нравственную основу – мировоззрение. И средство это – уроки истории и литературы. История обобщает опыт человечества, а уроки литературы воспитывают личность, оказывают влияние на формирование её духовного мира, на выбор ею нравственных ориентиров. Уроки литературы помогают моим ученикам понять психологический мир персонажей художественных произведений и тем самым побуждают их к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира, потому что погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя. А «путь к себе», «путь в себя» - это, одновременно, и путь в мир, окружающий человека.
Подобные «погружения» начинаются буквально с первых уроков литературы в 5 классе. Жизненный опыт моих учеников еще невелик, но они уже умеют отличать хорошее от плохого, злое от доброго. Произведения устного творчества разных народов позволяют детям определить основные человеческие ценности. Читая, анализируя, сравнивая пословицы и поговорки, легенды и сказки народов мира, ребята задумываются над такими вопросами, как:
Что общего в пословицах и поговорках разных народов? Чему они учат? О чем заставляют задуматься? Нужны ли они нам сегодня?
Над чем смеялись (или грустили), читая сказку. На кого из героев вы хотели бы быть похожими? Почему?
Каким, по вашему мнению, должен быть хороший человек?
На эти вопросы я прошу учеников ответить в письменной форме, так как написание работ, ориентированных на высказывание личного отношения к произведению и его героям, дает большой эффект в развитии интеллекта и нравственности, ведь письменному высказыванию предшествует сосредоточение внимания, рождение мысли, погружение в самого себя.
Следующий важнейший этап в становлении Души человеческой – знакомство с Библией. С самом деле, не перекликается ли вопрос: «Зачем Бог создал человека?» - над которым задумываются шестиклассники, с вопросами: «Зачем живешь, человек? В чем смысл твоей жизни?» - над которыми «ломают голову» мудрецы всех времен и народов.
А пока звучат кажущиеся на первый взгляд простые вопросы:
1. Чему нас учат библейские истории?
2. Чем страшно наказание Каина? Почему любое убийство на земле можно назвать братоубийством?
3. Какие человеческие пороки считаются грехом, и как вы понимаете это слово?
При изучении «Божественной комедии» Данте, ребята возвращаются к вопросу о грехах человеческих и самостоятельно пытаются «распределить» их по степени тяжести в 9 кругах ада, а сравнивая с дантовским распределением, спорят, доказывают, а порой и ссорятся, но, самое главное, - ДУМАЮТ!!! И уже вольно или невольно, вслух или внутренне думают о себе. И разговор этот им не забыть. И это вовсе не запугивание, никто не грозит ребенку пальчиком, а если и шевельнется что-то в душе взрослеющего человека, то это и не страх вовсе, а проснувшаяся совесть.
Слишком часто, к сожалению, в сознании людей возникают мысли, призванные заглушить голос совести. Я же хочу, чтобы мои ученики умели его, этот голос, слышать и верить ему. Иначе человечество будет обречено на духовную деградацию. И замечательно, что в программе средних классов есть достаточное количество произведений, заставляющих «щемить» душу. Это и «Телеграмма» К.Паустовского, и «О чем плачут лошади» Ф.Абрамова и многие другие.
В 6 классе, на уроке развития речи, я предложила ребятам тему сочинения: «Случай, перевернувший мою жизнь» или «Моё первое потрясение». Ученические работы показали, что мои воспитанники не равнодушные, одурманенные американскими мультяшками, боевиками и
компьютерными играми болванчики, а люди добрые, чуткие, ранимые и отзывчивые. И к ним вполне приемлемы слова А. де Сент-Экзюпери: «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордится победой, которую одержали твои товарищи. И знать, что укладывая камень, ты помогаешь строить мир!» Каким гуманизмом проникнуты эти строки! Не потому ли они так органично вплетаются в урок, на котором ставится вопрос: «Чему нас учит литература?»
Русская классическая литература всегда отличалась обостренным вниманием к духовному миру человека, учила быть внимательными к человеческой душе. Восхищение человеком и душевная боль при виде его пороков, желании видеть его творцом, а не разрушителем, призыв к гармоничным отношениям между людьми и людьми и природой - вот её гуманистический принцип. Стоит ли напоминать сейчас о том, какой нравственный потенциал заложен в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Булгакова, Вампилова, Белова, Носова и многих других писателей.
Нелегко ребятам учиться постижению психологии литературного персонажа, постижению самого себя. Но необходимо. В связи с этим в 9 классе особое значение приобретают уроки, посвященные роману «Герой нашего времени». Изучение романа совпадает с той фазой развития личности (примерно, 15 лет), когда у многих ребят впервые пробуждается потребность в самоанализе. Образ Печорина, в силу своей неоднозначности, актуализирует эту потребность, дает толчок работе самопознания. При изучении романа я особое внимание ребят обращаю на журнал, дневник Печорина. И прежде чем начать разговор о нем, задаю вопрос: «Что такое дневник и каковы цели его ведения?» Обсуждая вопрос, ребята приходят к выводу, что настоящий дневник – это не просто фиксация событий личной жизни, а анализ своего внутреннего мира с целью его совершенствования. Ребята не могут не отметить такую черту дневника, как искренность. Разве может человек лгать себе самому? А если лжет, то стоит ли ему делать записи? Дневник – не только голос разума, но и голос души.
- Дневник Печорина – голос рассудка или души? Способствует ли самоанализ нравственному совершенствованию героя? – это вопросы трудные. И ответы ребят не всегда свидетельствуют о понимании сложной, противоречивой личности Печорина. Но зато есть желание понять героя, разобраться в его внутреннем мире, а, значит, и в себе.
Много нравственных уроков дают романы Л.Толстого. Один из таких уроков – умение понять другого человека. Понять и простить. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить – значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной человеком. И возникают вопросы, обращенные уже не к героям Толстого, а к самим себе: «А умеем ли прощать мы сами? Что помогает простить, а что мешает? Какова цена нравственной чистоты человека?»
Говорить о духовности русской литературы можно бесконечно. Она дает столько тем для размышлений. Мои ученики рассуждали над такими вопросами, как « Правда ли, что страдания возвышают душу?», «Какую пользу приносят обществу люди умные, а какую – добрые?», «Влияют ли богатство и бедность на нравственность человека?», «Верно ли, что цель оправдывает средства?», «Безумство храбрых - мудрость жизни?» и т.п. Сочинения такого типа, ответы на вопросы такого рода – не просто школьные сочинения. Здесь все всерьёз. Это и социологический анализ, и психологическое исследование, и активное познание и самопознание. А для меня – возможность увидеть души своих учеников.
Формирование души человеческой невозможно без чувства единения человека и окружающего мира, человека и природы. В прозаичных произведениях и стихах о природе мы ищем душу и язык окружающего нас мира, читая, учимся удивляться, радоваться, восхищаться, трепетать вслед за теми, кто открыл для нас чарующий мир природы через мир поэзии. Обсуждая художественное произведение, исподволь осваиваем такие понятия, как экология, экологическая культура, гармония, прекрасное и безобразное.
Читая с ребятами сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обращаю их внимание на простые, но очень мудрые слова писателя: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, приведи себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». А что мы называем «своей планетой»? «Наша планета, - размышляют ребята, - это все, что нас окружает: леса, реки, озера, земля, которая кормит, но по которой мы ходим, у которой берем, но отдавать забываем». Я ценю ребячьи выводы о том, что природа не только наша кормилица, она питает наши души, вдохновляет нас.
Уроки литературы – это, безусловно, уроки нравственности. Ведь только литература и история формируют мировоззрение целого поколения.
«Душа по капле собирает свет,»- сказал один из поэтов. Так пусть же капель этих будет больше. И пусть СБУДУТСЯ Души учеников наших!
Сташко Наталия Геннадьевна, школа-гимназия №11, г. Усть-Каменогорск
15