проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы
Мастер-класс « Ключ к успеху»
План
1 клиповое мышление
2.технология Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»
3.Проблемное обучение на уроках русской литературы
при изучении эпических произведений и лирических произведений
4.Фрагмент технологии
Все чаще мы говорим о том. Что современные дети не умеют слушать, лучше усваивают материал яркий, представленный в виде презентации или фильмов. Появился термин «клиповое мышление».
Что такое клиповое мышлениеСlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.На что влияет клиповое мышлениеКлиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности.
Как бороться с клиповым мышлением?как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»
2. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
3.задания экспертам
1группа. Прием сравнения.
Предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните).»
Таблица:
хороший писатель
хороший читатель
Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.
2 группа:
прием сопоставления репродукций.
При изучении темы: «Возникновение древнерусской литературы. А.Н. Толстой «Земля «оттич и дедич». Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») Эта работа стала бы логичным началом к разговору о каноне в древнерусской литературе.
3 группа:
Произведение
Вопрос
Высказывания
И. А. Куприн «Гранатовый браслет»,
Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг?
В. Львов Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».
Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена сумением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»
Какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися?
.
ключевой вопрос урока.
«Чем опасны молчалины?»
2. использование цитат.
3. использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры
4. прием «столкновения» цитат
урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.
Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь, как следует из примеров, приведенных выше, я отдаю предпочтение использованию технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.
Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.
Конечно, возможны и другие способы использования проблемно-диалогического обучения в комплексе с другими педагогическими технологиями. Но связано это должно быть с творческим потенциалом и предпочтениями самого педагога.
Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.
Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке. через использование
Однако хочется остановиться на примере урока, когда рефлексивная деятельность была организована в сочетании различных приемов, в том числе, с помощью сигнальных карточек, и способствовала организации активного и внутреннего диалога обучающихся с учителем и одноклассниками. Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока – двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)» Предварительно ребята получили задание по группам: Создайте монолог своего (-их) героя (-ев), в котором раскройте его (их) позицию, причины поведения в ключевых эпизодах рассказа. В ходе работы группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает художественные детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа. Текстовые материалы должны быть оформлены в виде таблицы на слайде.
или желтый квадрат (первая группа сигнальных карточек), отвечая на вопрос:
Синий: «Да. Я мог поступить так же».
Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил».
Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос. Так организуется внутренний диалог.
Помимо учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (2 группа сигнальных карточек):
красный квадрат – «ярко, нестандартно, личностно»,
зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,
серый квадрат – «никак, вяло, банально».
Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».
Эксперты в конце урока знакомят класс с общей оценочной таблицей (в таблицу по желанию учителя заносятся персональные результаты каждого обучающегося, отмеченные им в оценочном листе, или результаты работы группы), анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им. Например:
Никак, вяло, банально 0 баллов.
Интересно, любопытно 5 баллов.
Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.
Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Литература:
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
Что такое клиповое мышлениеСlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
На что влияет клиповое мышлениеКлиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности.
Как бороться с клиповым мышлением?как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»
Как бороться с клиповым мышлением?как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»
2. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
1группа. Прием сравнения.
Предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните).»
Таблица:
хороший писатель
хороший читатель
прием сопоставления репродукций.
сопоставь репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») Эта работа стала бы логичным началом к разговору о каноне в древнерусской литературе.
группа:
И. А. Куприн «Гранатовый браслет»
Вопрос: Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг?
Высказывания:
В. Львов Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».
Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена сумением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»
Какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися?
.
ключевой вопрос урока.
«Чем опасны молчалины?»
2. использование цитат.
3. использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры
4. прием «столкновения» цитат
урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.
Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь, как следует из примеров, приведенных выше, я отдаю предпочтение использованию технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.
Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.
Конечно, возможны и другие способы использования проблемно-диалогического обучения в комплексе с другими педагогическими технологиями. Но связано это должно быть с творческим потенциалом и предпочтениями самого педагога.
Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.
Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), через использование технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке.
Однако хочется остановиться на примере урока, когда рефлексивная деятельность была организована в сочетании различных приемов, в том числе, с помощью сигнальных карточек, и способствовала организации активного и внутреннего диалога обучающихся с учителем и одноклассниками. Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока – двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)» Предварительно ребята получили задание по группам: Создайте монолог своего (-их) героя (-ев), в котором раскройте его (их) позицию, причины поведения в ключевых эпизодах рассказа. В ходе работы группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает художественные детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа. Текстовые материалы должны быть оформлены в виде таблицы на слайде.
или желтый квадрат (первая группа сигнальных карточек), отвечая на вопрос:
Синий: «Да. Я мог поступить так же».
Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил».
Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос. Так организуется внутренний диалог.
Помимо учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (2 группа сигнальных карточек):
красный квадрат – «ярко, нестандартно, личностно»,
зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,
серый квадрат – «никак, вяло, банально».
Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».
Эксперты в конце урока знакомят класс с общей оценочной таблицей (в таблицу по желанию учителя заносятся персональные результаты каждого обучающегося, отмеченные им в оценочном листе, или результаты работы группы), анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им. Например:
Никак, вяло, банально 0 баллов.
Интересно, любопытно 5 баллов.
Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.
Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
15