Урок — конспект по истории в 5 классе на тему Древнейшие люди


Урок- конспект в 5 классе по теме «Древнейшие люди».
Тема урока: «Древнейшие люди».
Цель урока: 1.Помочь понять обучающимся , что умение сознательно трудиться - черта, присущая только человеку.
2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.
3.Знать и понимать исторические термины.
Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительная беседа учителя.
- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?
-что это за доказательства?
-Кто находит эти доказательства?
-как таких ученых называют?
Запись в тетради: Археологи - ученые , восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.
Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс : нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходится очень осторожно , чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.
3.Работа над темой урока.
Показ слайда «Облик древнейших людей».
Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.
- где появились древнейшие люди?
(Работа с атласом).
- чем древние люди отличаются от современных людей?
(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб,). нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.
Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.
Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.
(Запись в тетради: Орудия труда- палка- копалка, заостренные камни, рубило).
-где можно было применить эти орудия?
(Добыть себе пищу).
-чем питался древнейший человек?
(Собирал то, что выросло).
Запись в тетради: Собирательство- сбор того, что дала природа.
-что можно было собирать и какими орудиями труда?
(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.
-Достаточно ли было того, что собирали?
(Нет, так как пища малопитательна).
Показ слайда «Охота древнейших людей».
-пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?
( После рассказов детей, читаем текст учебника).
-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?
Древнейшие люди жили человеческими стадами.
Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.
В стаде было несколько десятков человек.
Родства не знали
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.
Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.
Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял,что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.
- как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?
(Огонь согревал в непогоду,отпугивал зверей,жарили мясо).
4.Закрепление изученного на уроке.
- когда появились первые люди?
- чем они отличались от животных?
- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?
- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?
-почему?
- как назывались группы людей?
-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?
5.Подведение итогов.
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание: п.1.