План-конспект открытого занятия_«Аппликатура аккордов со вспомогательными басами»


План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Куликова Геннадия НиколаевичаТворческое объединение «Альтернатива» (бардовская песня)
МАУДО ЦДТ ст. Выселки МО Выселковский район
Время проведения 19.02.2016г., 11-00 - 11-45, с воспитанником второго года обучения Шевяковым Ярославом.
Тема занятия: «Аппликатура аккордов со вспомогательными басами».
Цели занятия:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о строении аккорда, в обращениях.
Воспитательная: воспитывать познавательную мотивацию.
Развивающая: формировать умение анализировать, давать описание, оценку, делать выводы. Развитие интеллектуальных способностей.
Задачи: создать условия для усвоения новых знаний и способов действий.
Вид занятия: Комбинированный.
Форма работы: Индивидуальное занятие.
Методы обучения: репродуктивный, - объяснительно-иллюстративный, проблемные методы.
Оборудование кабинета: Гитара, компьютер, раздаточный материал, маркерная доска.
Элементы занятия:
1 Орг. часть, проверка настройки инструмента. 2 мин.
2 Сообщение темы и постановка цели. 1 мин.
3 Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 2 мин.
4 Начальная мотивация учебной деятельности.
Усвоение новых знаний.
15 мин.
5 Обобщение повторение и систематизация изученного материала. 10
6 Работа над песней. Применение вспомогательных басов в аккомпанементе. 10 мин.
7 Заключительная часть.
Рефлексия. 5 мин.

Ход занятия:
Приветствие. Проверка настройки инструмента.
Сообщение темы и постановка цели.
Педагог: - Сегодня мы продолжаем знакомиться с аккордами, и узнаем о волшебных превращениях, которые в музыке называются – «обращениями». Когда один из звуков аккорда перемещается на октаву вниз или вверх, это и будет «превращение-обращение».
Любой, уважающий себя гитарист, должен знать, как происходят такие изменения. Хорошее знание аккордов в основном виде и в обращениях поможет вам в аккомпанементе правильно использовать басы.
Чтобы разгадать эту тайну, вспомним, что такое аккорд, из каких интервалов он состоит, и что такое интервал.
Поиграем: - я начинаю, - ты продолжаешь.
Педагог: - Интервал в музыке – это… (ученик) – расстояние между двумя звуками по высоте.
Педагог: - тон и полутон это качественная величина (расстояние) интервала. А количество ступеней – это…(ученик) – количественная величина.
Педагог: - расстояние (интервал) между двумя звуками в три ступени называется… (ученик) – терция.
Педагог: - правильно, молодец! Два звука – это созвучие, а три звука, выстроенные по терциям…. это - (ученик) аккорд (трезвучие).А теперь мы будем превращать аккорд в разные виды. И ты будешь настоящим музыкантом-исследователем. Для этого возьми маркерную доску и изобрази любой аккорд, который ты уже знаешь.
На маркерной доске, под руководством педагога ученик рисует аккорд и следует дальнейшим указаниям, с помощью мыслительной деятельности.
Педагог: - Любое трезвучие может быть в трех видах:
- В основном виде;
- В первом обращении;
- Во втором обращении.
Для понимания обращений мы должны помнить об основных названиях интервалов.
Основной вид трезвучия, когда нижним звуком является прима (тонический). Первый (нижний) звук (бас), по которому и назван аккорд.
Если этот звук написать на октаву выше, то нижним звуком (басом) станет терцовый тон, и трезвучие будет называться секстаккордом (между нижним и верхним звуком аккорда образовалась секста).
Второе обращение трезвучия, когда нижним звуком является квинтовый тон. Терцовый тон уходит на октаву вверх, освобождая ему место. Оно называется «квартсекстаккорд», по интервалам, сложившимся от обращений: квартой, между квинтой и тоникой, и секстой между квинтой и терцией.
У обращений есть обозначения:

Основной вид Секстаккорд КвартсекстаккордВ басу основной тон В басу терцовый тон В басу квинтовый тон
На практике, когда мы играем аккомпанемент к песне, аккорд применяется как в основном виде, так и в обращениях. Обозначается такой аккорд двумя символами: основное название аккорда, и через косую черту звук вспомогательного баса (аm/c). Помня наши чертежи, ты сможешь в аккорде выделить басовый (нижний звук) аккорда, какой посчитаешь нужным. Но в музыке тоже есть правила, и басовые звуки выстраиваются в линию, которая так и зовется: басовая линия. Линия баса – опора аккомпанемента. Об этом мы будем узнавать на следующих занятиях. А пока попробуй в известных тебе аккордах, найти и сыграть основной и вспомогательные басы.
5. Ученик самостоятельно занимается поисковой деятельностью, рассуждая вслух о своих действиях на примере двух-трех аккордов.
Небольшая пауза на физкультминутку.
А теперь я предлагаю сыграть аккомпанемент к песне, применяя вспомогательные басы.
Ученик продолжается разучивать ранее выбранную песню, применяя на практике вспомогательные басы.

Заключительная часть.
В виде диалога выявляется качество и уровень усвоения знаний. Ученику предлагается оценить плодотворность своего участия на занятии.
Для домашнего задания предлагается построить аккорды и обозначить основные и вспомогательные басы в аппликатурных моделях.
Занятие окончено. Желаю успехов!