Роль семьи в социализации детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 города Абакан «Детский сад «Антошка»
Тема доклада: «Роль семья в социализации детей с ОВЗ»
Социализация представляет совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании.
Так как дошкольный возраст – важный период в социализации ребенка. Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.
Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных форм социализации детей дошкольного возраста. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры. Современные исследования относят книгу и чтение к агентам социализации, поскольку с помощью чтения человек “входит в культуру”, понимает, какие события могут с ней произойти и как придется решать те или иные задачи. Немаловажное значение в этом, имеет эффективное партнерство семьи и ДОУ как одна из форм социализации детей дошкольного возраста.
Изучив проблему, родилась идея организации семейного читательского клуба «Вместе с книгой мы растем». Был разработан двухгодичный проект, для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности. Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания, а так же умению анализировать произведение, для дальнейшей социализации детей с ОНР.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее. От того, как прочитана книга, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если взрослый не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.
Поэтому свою работу мы выстроили поэтапно.
На первом этапе было проведено анкетирование родителей по теме: «Ребенок и книга». Одновременно с анкетированием родителей велся беседа-опрос с детьми: «Ознакомление с художественной литературой». Проведена консультация с родителями о создании в нашей группе читательского клуба «Вместе с книгой мы растем». Была выбрана эмблема клуба и утвержден девиз: «Испокон века книга растит человека», эмблема клуба: «Мудрая сова».
Второй этап. Методическая работа
С целью изучения вопроса и обмена педагогическим опытом проводились консультации на темы: «Приобщение детей к художественной литературе», «Сказка, как средство развития ребенка», «Книжный уголок в группе», издаются буклеты для родителей, по интересующим вопросам: «Что читать детям», «Как учить стихи с ребенком».
Разработанны методические рекомендации для педагогического коллектива и родителей: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Организация чтения художественной литературы», « Работа над прочитанным произведением». Педагоги группы работают над созданием мини-музея детской книги, оформлением рабочих папок по ознакомлению с творчеством детских писателей.
Третий этап. Педагогическая деятельность
В ходе этого этапа запланированы мероприятия с детьми и родителями. Используются разные формы работы по воспитанию интереса к книге. Театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, игровые программы, посещение библиотеки и др. Проводится предварительная работа: чтение литературных произведений, беседы по содержанию, заучивание стихов, инсценировка произведений, рисование по теме. Проведена литературная викторина с детьми по произведениям К.И.Чуковского, к которой своих детей подготовили родители.
После проведенной диагностики (повторное анкетирование родителей, беседы и опросы с детьми), анализ результатов показал эффективность данной формы работы, которая подтверждается сменой модели поведения детей от равнодушия к сочувствию и сопереживанию, от бездействия к активным действиям по оказанию помощи. Особенно важно то, что используя данную форму работы по социализации дошкольников, мы убедились, что дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения. Воспитанники стали более самостоятельными и инициативными. Дети научились фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатывать информацию и выполнять задания по образцу. Игры- драматизации по литературным произведениям развили в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, успешнее социализируются в школе и лучше воспринимают новые задачи.
15