Тематическое планирование по литературе 9 класс под ред. В.Я. Коровиной

Календарно-тематическое планирование
№ урока
№ раздела
Название тем и уроков
Дата
корректировка
Форма деятельности
Вид контроля
Домашнее задание



I четверть






1.
1.
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.


Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Составление плана статьи учебника.

Конспект статьи учебника.

Цели: Познакомить учащихся с учебником, вспомнить произведения, изученные в 8 классе, подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы.
Задачи: расширить представления учащихся о художественной литературе как особой форме познания действительности, пробудить живой интерес к книге как сокровищнице человеческой мысли.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения
Метапредметные: П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: Формирование «стартовой мотивации к обучению.

Древнерусская литература – 3 ч.

Цели: Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы, ее особенностями.
Задачи: Показать особенности древнерусской литературы на примере произведений, определить черты, присущие древнерусской литературе, созвучные нашей эпохе. Дать учащимся основные представления об истории создания величайшего памятника Древней Руси «Слова о полку Игореве»
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять тематическое и жанровое своеобразие «Слова..», давать характеристику героям.
Метапредметные: П: Выделять и формулировать познавательную цель. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Р: Применять метод информационного поиска, уметь оценивать и формулировать то, что уже освоено .Формулировать и удерживать учебную задачу.
К: Устанавливать рабочие отношения, уметь модулировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные: Формирование целостного представления об историческом прошлом Руси. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

2.
1.
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Составление конспекта статьи учебника. Составление тезисного плана устного сообщения по теме
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Прочитать «Слово», выделив основные эпизоды. Выучить отрывок наизусть.


3.
2.
Р/Р. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Ответ на проблемный вопрос. Работа в парах. Участие в коллективном диалоге.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Выписать художественно-выразительные средства из текста «Слова..».

4.
3.
Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература».


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.
Контрольная работа
Приготовить сообщение о М.В. Ломоносове.

Русская литература 18 века – 8 часов






Цели: Познакомить учащихся с литературными направлениями классицизм, сентиментализм. Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина.
Задачи: Закрепить знания о жизненном и творческом пути М.В. Ломоносова. Анализировать произведения. Находить черты классицизма и сентиментализма в произведениях.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять идейно-этическую направленность оды. Владеть изученной терминологией по теме. Научиться находить цитатные примеры для составления аргументации, аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном диалоге
Метапредметные: П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Применять метод информационного поиска. Формулировать и удерживать учебную задачу. Планировать и регулировать свою деятельность.
К: уметь определять общую цель и пути ее достижения. Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Формирование спектра этических чувств, чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое Отечества.




Индивидуальное выполнение заданий с последующей самопроверкой, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

5.
1.
Особенности русского классицизма. М.В. Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор. Ода «Вечернее размышление».


Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М.В. Ломоносова. Выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием
Практическая работа со взаимопроверкой
Выразительное чтение оды.

6.
2.
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1774 года».


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор примеров из текста оды, иллюстрирующих понятие классицизм.
Взаимопроверка при консультативной помощи учителя.
Выучить наизусть отрывок из оды.

7.
3.
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Доказать, что данная ода – произведение классицизма.

8.
4.
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа в парах. Комментированное выставление оценок.
Выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием.
Приготовить устный рассказ о жизни и творчестве поэта.

9.
5.
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Изучения материалов учебника. Коллективная работа по теме «Составление лексических и историко- литературных комментариев к стихотворению».
Выявление характерных для оды тем, образов и приемов изображения.
Выучить наизусть одно из стихотворений Г.Р. Державина

10.
6.
Сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.


Выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму. Самостоятельная работа, составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести».
Выразительное чтение отрывков и его рецензирование.
Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

11.
7.
Н.М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма.


Групповая практическая работа, подбор примеров, иллюстрирующих особенности сентиментализма. Групповое проектирование способов выполнения домашнего задания. Комментированное выставление оценок.
Групповая работа
Доказать, что повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

12.
8.
Контрольная работа № 2 по произведениям литературы 18 века.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий.
Выполнение заданий контрольной работы.
Написать творческую работу «Роль пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Литература XIX века – 58 ч.






В.А. Жуковский (2 часа)






Цели: Познакомить учащихся с литературным направлением романтизм. Познакомить с творчеством В.А. Жуковского.
Задачи: Познакомить с жанром баллады. Проанализировать балладу «Светлана». Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического теста. Развивать творческие способности учеников.
Предметные: Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, синтезировать полученную информацию для составления ответа, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, самостоятельно делать выводы.
Р: Уметь выполнять учебные действия , планировать алгоритм ответа.
К: уметь читать вслух и понимать прочитанное, делать анализ текста, используя изученную терминологию. Уметь строить монологическое высказывание, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, взаимодействия в группе, мотивации к самосовершенствованию.




Карточка 15 мин.








13.
1.
Р/Р. Романтизм. В.А. Жуковский. Романтический образ моря в стихотворении «Море».


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с литературоведческим материалом. Участие в коллективном диалоге.
Выразительное чтение стихотворения с последующим рецензированием.
Прочитать статью учебника о романтизме.

14.
2.
Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Светлана». Проект.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Выразительное чтение отрывков.
Проверка выполнения домашнего задания.
Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

А.С. Грибоедов (8 часов)

Цели: Познакомить учащихся с литературным направлением реализм. Познакомить учащихся с личностью А.С. Грибоедова.
Задачи: Анализ комедии «Горе от ума», выявление особенностей построения экспозиции комедии. Раскрыть основные этапы развития сюжета. Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического теста. Развивать творческие способности учеников.
Предметные: Научиться понимать, выразительно читать текст комедии, производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста. Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности. Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами. Научиться определять роль средств выразительности.
Метапредметные: П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, синтезировать полученную информацию для составления ответа, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, самостоятельно делать выводы.
Р: Уметь выполнять учебные действия , планировать алгоритм ответа. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.
К: уметь читать вслух и понимать прочитанное, делать анализ текста, используя изученную терминологию. Уметь строить монологическое высказывание, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, взаимодействия в группе, мотивации к самосовершенствованию. Воспитание уважения к Отечеству и его истории, патриотизма, гражданственности.

15.
1.
Реализм. История создания, публикации первых постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Чтение и обсуждение статьи учебника, составление ее плана. Устный рассказ о поэте. Участие в коллективном диалоге. Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве А.С. Грибоедова. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие классицизма, реализма, романтизма.
Ответ на проблемный вопрос.
Прочитать комедию «Горе от ума». Знать черты реализма.

16.
2.
Р/Р. Смысл названия и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Сопоставление фрагментов комедии с традициями классицизма. Формулирование вопросов по тексту комедии.
Ответ на проблемный вопрос.
Найти и выписать черты реализма и классицизма в комедии.

17.
3.
Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Коллективная практическая работа. Участие в коллективном диалоге. Комментированное выставление оценок.
Самостоятельное составление устного ответа на проблемный вопрос.
Дать подробную характеристику Чацкому – одному – одному из главных героев комедии.

18.
4.
Р/Р. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека в русской литературе».


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.
Анализ героев.
Дать подробную характеристику Софье – главной героине комедии.

19.
5.
Женские образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Софьи.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа в группах.

Выписать из текста комедии основных представителей фамусовского общества, дать им характеристику.

20.
6.
Р/Р. Образ фамусовской Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Общая характеристика художественного мира произведения. Работа в парах. Подбор цитатных примеров. Комментированное выставление оценок.
Письменный анализ эпизода.
Выписать десять афоризмов, встречающихся в комедии.

21.
7.
Образность и афористичность языка комедии «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц.


Практическая работа по теме «Подбор Цитатных примеров и конспектирование статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Анализ текста комедии по теме урока. Участие в коллективном диалоге.
Определение средств выразительности.
Приготовиться к контрольной работе по комедии «Горе от ума».

22.
8.
Контрольная работа № 3 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий
Выполнение заданий контрольной работы.
Приготовить сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина

А.С. Пушкин. (12 часов)

Цели: Расширить знания учащихся о личности А.С. Пушкина. Выявить особенности Петербургского периода творчества А.С. Пушкина, в период Южной ссылки, период его пребывания в Михайловском. Познакомить учащихся с историей создания романа «Евгений Онегин».
Задачи: Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа теста. Развивать творческие способности учеников. Активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями Пушкина, умение определять роль детали в художественном тексте.
Предметные: Научиться: анализировать поэтические тексты, правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения, определять особенности повествования, проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах, анализировать эпизод, характеризовать героя повести, понимать смысл произведения и видеть главное, выявлять авторское отношение к героям повести. Владеть изученной терминологией по теме.
Метапредметные: П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, синтезировать полученную информацию для составления ответа, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, самостоятельно делать выводы.
Р: уметь анализировать стихотворный текст, определять меры усвоения изученного материала, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и удерживать учебную задачу.
К: уметь читать вслух и понимать прочитанное, делать анализ текста, используя изученную терминологию. Уметь строить монологическое высказывание, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, взаимодействия в группе, мотивации к самосовершенствованию. Воспитание уважения к Отечеству и его истории, патриотизма, гражданственности

23.
1.
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар».


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Самостоятельная работа, работа в парах. Комментированное выставление оценок.

Выразительное чтение стихотворений на выбор.

24.
2.
Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может»


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Выразительное чтение с его рецензированием.
Чтение стихотворений
Выучить наизусть одно из стихотворений.

25.
3.
Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С Пушкина «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Групповая работа по тексту. Практическая работа в парах

Выразительное чтение стихотворений.

26.
4.
Р/Р. Обзор содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


Самостоятельная работа по подбору материалов и цитат, иллюстрирующих понятия реализм, роман в стихах, трагедия. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики. Участие в коллективном диалоге.

Прочитать роман «Евгений Онегин».

27.
5.
Образы главных героев романа «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и лирические отступления.


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Сравнительная характеристика героев.

Дать письменную характеристику образа Татьяны Лариной.



II четверть






28.
6.
Р/Р. Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Выразительное чтение фрагментов романа. Характеристика Татьяны, исследование эволюции ее характера.

Сопоставить двух героев романа Онегина и Ленского.

29.
7.
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Анализ ключевых эпизодов романа. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Выучить отрывок из романа наизусть.

30.
8.
Р/Р. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин».


Составление плана-характеристики образа автора, участие в коллективном диалоге, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Доказать, что роман «Евгений Онегин» - реалистическое произведение.

31.
9.
Р/Р. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики.


Комплексная проверка домашнего задания. Составление тезисного плана статей В. Г. Белинского и Ф.М. Достоевского.

Прочитать трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

32.
10.
А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».


Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний. Индивидуальная и парная работа. Подбор цитатных примеров. Выразительное чтение отрывков.

Определить жанровые признаки трагедии.

33.
11.
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Проект.


Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих признаки драматического рода в трагедии.

Готовиться к контрольной работе.

34.
12.
Контрольная работа № 4 по творчеству А.С. Пушкина.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Выполнение заданий контрольной работы.
Выполнение заданий контрольной работы.


М.Ю. Лермонтов. (12 часов)

Цели: Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова. Проанализировать особенности лирики М.Ю. Лермонтова.
Задачи: Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени». Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Выявить структурные особенности произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи. Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения. Научиться анализировать эпизод. Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут.
Метапредметные: П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, искать и выделять необходимую информацию, осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи.
К: Уметь строить монологическое высказывание, ставить вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, готовности вести диалог с другими людьми. Воспитание уважения к истории России, развитие морального сознания и компетентности в решение моральных проблем. Формирование нравственных качеств личности, принятие ценности семейной жизни.

35.
1.
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Составление тезисного плана для пересказа.
Ответ на проблемный вопрос.
Прочитать повесть «Бэла» из романа «Герой нашего времени».

36.
2.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Письменный ответ на проблемный вопрос. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Прочитать повесть «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени».

37.
3.
Главные и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


Формирование у учащихся способностей к рефлексии, самостоятельная работа. Составление плана характеристики героя по алгоритму. Анализ ключевых эпизодов.

Прочитать повесть «Тамань» из романа «Герой нашего времени».

38.
4.
Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений».


Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление собирательной характеристики Печорина. Комментированное выставление оценок.

Прочитать повесть «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».

39.
5.
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер.


Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию изучаемого предметного содержания. Составление устного ответа на проблемный вопрос. Работа в парах.

Дать характеристику взаимоотношениям Печорина с Верой, с Мери.

40.
6.
Р/Р. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.


Подбор цитатных примеров. Работа в парах. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Комментированное выставление оценок.

Прочитать повесть «Фаталист» из романа «Герой нашего времени».

41.
7.
Повесть «Тамань». Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.


Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Составление тезисного плана с последующим пересказом. Участие в коллективном диалоге.

Прочитать статью В.Г. Белинского.

42.
8.
Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.


Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Выразительное чтение стихотворений.

43.
9.
Р/Р. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус». Чувство трагического одиночества.


Выразительное чтение стихотворений. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

44.
10.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Проект.


Составление сборника ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений.

45.
11.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя я пылко так люблю», «Расстались мы, но твой портрет». Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Проект.


Проект. Составление электронного альбома по теме «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова».

Доделать проектную работу.

46.
12.
Контрольная работа № 5 по творчеству М.Ю. Лермонтова.




Контроль и самоконтроль изученных понятий. Выполнение заданий контрольной работы.
Контрольная работа.
Приготовить сообщение о творчестве Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь ( 12 часов)

Цели: Расширить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя.
Задачи: Познакомить учащихся с историей создания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», с ее идейно-художественным своеобразием. Формировать у учащихся навык анализа литературного героя. Развивать творческие способности учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться анализировать текст поэмы. Определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения. Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы.
Метапредметные: П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, искать и выделять необходимую информацию, осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи.
К: Уметь строить монологическое высказывание, ставить вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, готовности вести диалог с другими людьми. Воспитание уважения к истории России
·, развитие морального сознания и компетентности в решение моральных проблем. Формирование нравственных качеств личности, принятие ценности семейной жизни.


47.
1.
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Участие в коллективном диалоге.

Прочитать 1-2 главы поэмы «Мертвые души». Устно охарактеризовать помещика Манилова.

48.
2.
Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Мертвые и живые души.


Групповая работа. Выразительное чтение отрывков поэмы. Составление устного ответа на проблемный вопрос.

Прочитать 3-6 главы поэмы «Мертвые души». Устно охарактеризовать одного из помещиков.



III четверть






49.
3.
Чичиков – «приобретатель», герой новой эпохи.


Формирование у учащихся способности к рефлексии. Проектная работа в парах. Составление плана характеристики героя. Устный и письменный рассказ о герое. Участие в коллективном диалоге. Проектирование домашнего задания.

Дочитать поэму до конца. Устно охарактеризовать образ Чичикова.

50.
4.
«Мертвые Души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя.


Групповая работа. Ответ на проблемный вопрос «Каковы средства реалистического и фантастического изображения России?» Комментированное выставление оценок.

Ответить на вопрос.

51.
5.
Соотношение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения.


Формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний. Выразительное чтение поэмы с последующим его рецензированием.

Определить жанровые особенности поэмы.

52.
6.
Причины незавершенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков как антигерой.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Выразительное чтение отрывков. Подбор цитат, иллюстрирующих приемы создания образа Чичикова как антигероя.

Выписать из текста поэмы отрывки из лирических отступлений. О чем они?

53.
7.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».


Развитие понятия об эволюции и деградации характера. Ответ на проблемный вопрос «Какова динамика характера Чичикова?»

Подготовить художественный пересказ одного из лирических отступлений поэмы.

54.
8.
Эволюция образа автора поэмы «Мертвые души» - от сатирика к проповеднику. Проект.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Работа над проектом.

Доработать проект.

55.
9.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в критике В.Г. Белинского.


Комплексная проверка домашнего задания. Групповая работа. Работа в парах. Составление устного ответа на проблемный вопрос.

Выучить отрывок наизусть.

56.
10.
Проект.


Проектная работа. Составление коллективного иллюстрированного сборника рефератов по поэме. Составление электронного альбома «Герои «Мертвых душ» в иллюстрациях».

Работать над проектом.

57.
11.
Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.


Участие в коллективном диалоге. Самостоятельная работа с учебником.

Готовиться к контрольной работе.

58.
12.
Контрольная работа № 6 по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Выполнение контрольной работы по алгоритму выполнения.

Проанализировать задания контрольной работы.

Ф.М. Достоевский (5 ч.)

Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского.
Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, характеристики героев. Развивать творческие способности учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться составлять характеристику героев. Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.
Метапредметные: П: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Р: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи.
К: Уметь строить монологическое высказывание, ставить вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог.

59.
1.
Ф..М. Достоевский. Жизнь и творчество.


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Участие в коллективном диалоге. Поиск материалов для составления литературного портрета писателя.

Прочитать роман Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

60.
2.
Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».


Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Различные виды пересказов. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка.

Дать характеристику Настеньке.

61.
3.
Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».


Выразительное чтение с его последующим рецензированием. Ответ на проблемный вопрос урока. Участие в коллективном диалоге.

Привести примеры изобразительно-выразительных средств из романа.

62.
4.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского.


Составление письменного сообщения по теме урока при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

Подобрать материал для работы над проектом.

63.
5.
Проект.


Составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия повесть, психологизм.

Приготовить сообщение о творчестве А.П. Чехова.

А.П. Чехов (7 часов)

Цели: Продолжить знакомство учеников с биографией и творчеством А.П. Чехова
Задачи: Дат понятие «маленького человека» в литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения. Научиться владеть терминологией по теме, навыками устной монологической речи.
Метапредметные: П: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Р: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи.
К: Уметь строить монологическое высказывание, ставить вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог.

64.
1.
А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.


Формирование у учащихся умений построения новых знаний. Заполнение таблицы «жанрово-стилистические признаки рассказа А.П. Чехова. Участие в коллективном диалоге.

Прочитать рассказа «Смерть чиновника» А.П. Чехова.

65.
2.
Эволюция образа «маленького человека» в литературе IXI в.


Составление тезисного плана для пересказа. Устный и письменный ответ на вопрос. Выразительное чтение. Комментированное выставление оценок.

Дать характеристику главному герою.

66.
3.
Чеховское отношение к «маленькому человеку»


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Изучение содержания параграфа учебника. Анализ отрывков из рассказа А.П.Чехова.

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Тоска».

67.
4.
А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе.


Определить жанрово-стилистические черты рассказа «Тоска». Выразительное чтение с последующим его рецензированием. Работа в парах.

Приготовить материал для проектной работы.

68.
5.
Проект. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника рефератов на тему «Образ «маленького человека» в русской литературе IXI века.


Работа с литературоведческим материалом. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Подобрать материал для написания сочинения.

69.
6.
Написание сочинения «Боль и тоска в изображении А.П. Чехова»


Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Групповая работа.

Дописать сочинение.

70.
7.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Работа над ошибками сочинения.



Литература XX века – 28 ч.
Цель: дать представление о тенденциях литературы 20 века. Расширить знания учеников о личности писателей и поэтов 20 века.
Задачи: познакомиться с произведениями 20 века, раскрыть их философское содержание. Знать тему и идею рассказов. Уметь делать выводы из прочитанного. Владеть литературными терминами. Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться анализировать тексты рассказов. Научиться определять тему и идею поэтических текстов, их языковые и композиционные особенности. Правильно аргументировать свой ответ.
Метапредметные: П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Р: формировать ситуацию рефлексии, уметь планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска.
К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе.

Русская литература XX века (обзор) ( 1 час)

71.
1.
Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе XX века.


Групповая лабораторная работа по материалам учебника. Устное рецензирование выразительного чтения отрывков из произведений начала XX века.



И.А. Бунин (3 часа)

Цели: Расширить знания учеников о биографии писателя.
Задачи: Определить нравственные проблемы рассказа. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться аргументировать свои ответы.
Метапредметные: П: Уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже освоено.
К: Уметь строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

72.
2.
Р/Р. И.А. Бунин. Жизнь и творчество.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Составление заочной экскурсии по литературным местам И.А. Бунина.

Прочитать рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи».

73.
3.
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви.


Комплексная проверка домашнего задания. Составление тезисного плана для рассуждения на проблемную тему. Комментирование выставленных оценок.

Составить характеристику героев рассказа.

74.
4.
Р/Р. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».


Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Составление электронного альбома «Мотивы любви в рассказах И.А. Бунина.

Закончить работу над проектом.

М.А. Булгаков (4 часа)

Цели: Познакомить учащихся с основными вехами биографии М.А. Булгакова. Показать нравственный смысл поступков героев Толстого.
Задачи: Познакомить с историей создания и судьбой повести «Собачье сердце». Определить социально-нравственные проблемы рассказа. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь. Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности. Научиться составлять портрет героя.
Метапредметные: П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Р: формировать ситуацию рефлексии, уметь планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска.
К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе.


75.
5.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести.


Составление литературного портрета писателя с использованием дополнительной литературы. Составление плана рассуждения на проблемную тему.

Прочитать рассказ «Собачье сердце».

76.
6.
Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Система образов повести.


Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Элементы проектной работы. Работа в парах. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.

Отметить сатирические приемы в повести М.А. Булгакова.

77.
7.
Р/Р. Умственная, нравственная и духовная недоразвитость «шариковщины» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика.


Анализ выполнения домашнего задания. Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Составление тезисного плана с последующим пересказом.

Ответить на вопрос «Актуальна ли повесть в наши дни?»

78.
8.
Прием гротеска в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».


Составление устного ответа на проблемный вопрос. Викторина по повести. Подбор цитатных примеров.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гротеск, антитеза, гипербола.

IV четверть

М.А. Шолохов (1 час)

Цели: Дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях.
Задачи: Показать значение образа героя рассказа «Судьба человека». Развивать навыки анализа текста.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.
Метапредметные: П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Р: формировать ситуацию рефлексии, уметь планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска.
К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения, ставить вопросы, обращаться за помощью.

79.
9.
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Составление тезисного плана с последующим пересказом. Участие в коллективном диалоге.

Прочитать рассказ «Судьба человека».

А.И. Солженицын (2 часа)

80.
10.
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Участие в коллективном диалоге. Комментирование выставление оценок.

Прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

81.
11.
Контрольная работа №7 по творчеству А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына.


Выполнение заданий контрольной работы.

Проанализировать задания контрольной работы.

Из русской поэзии XX века (1 час)

Цели: Дать толкование понятию «Серебряный век».
Задачи: Сделать обзор поэзии Серебряного века. Познакомить учеников с основными поэтическими направлениями.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться навыкам анализа поэтического текста. Выразительно читать текст.
Метапредметные: П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Р: формировать ситуацию рефлексии, уметь планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска.
К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения, ставить вопросы, обращаться за помощью.

82.
12.
Вершинные направления русской поэзии XX века.


Определение общего и индивидуального в лирике «Серебряного века». Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Прочитать стихотворения А.А. Блока.

А.А. Блок (2 часа)

83.
13.
А.А. Блок. Стихотворения «Ветер принес издалека», «О, весна без конца и краю»


Выразительное чтение стихотворений с последующим устным рецензированием. Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение стихотворений.

84.
14.
Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить», цикл «Родина».


Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений.

Выучить наизусть одно из стихотворений А.А. Блока.

С.А. Есенин (2 часа)

85.
15.
Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер. Роса», «не жалею, не зову, не плачу», «край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь моя родная...»


Составление цитатного плана для анализа стихотворений.

Анализ стихотворений по плану.

86.
16.
Тема России – главная в поэзии С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая»


Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Анализ стихотворений по алгоритму.

Выразительное чтение стихотворений.

В.В. Маяковский (2 часа)

87.
17.
Р/Р. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?», Новаторство Маяковского-поэта.


Лабораторная работа по теме «Определение общего и индивидуального в лирике В.В. Маяковского.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

88.
18.
В.В. Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества В.В. Маяковского. Стихотворение «Люблю».


Выразительное чтение текста. Участие в коллективном диалоге. Комментирование выставленных оценок.

Выразительное чтение стихотворения.

М.И. Цветаева (2 часа)

89.
19.
М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной».


Изучение содержания параграфа учебника. Участие в коллективном диалоге. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

90.
20.
Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Родина», стихи о Москве.


Групповая проектная работа «Определение принципов изображения жизни и человека в лирике М.И. Цветаевой.

Анализ стихотворений по плану.

Н.А. Заболоцкий ( 2 часа)

91.
21.
Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»


Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Устный ответ на проблемный вопрос. Работа над проектом.

Проект. Составление сборника ученических исследований на тему «Образы человека и природы в лирике Н.А. Заболоцкого».

92.
22.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.


Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворений. Комментирование выставленных оценок.

Выразительное чтение стихотворений.

А.А. Ахматова (2 часа)

93.
23.
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин». Особенности поэтики А.А. Ахматовой.


Анализ стихотворений: тематика, проблематика, идейно-эмоциональное содержание.

Выразительное чтение стихотворений.

94.
24.
А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны».


Выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием.

Письменный ответ на проблемный вопрос по памятке выполнения задания.

Б.Л. Пастернак (2 часа)

95.
25.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения «красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака.


Выразительное чтение текста. Участие в коллективном диалоге. Комментирование выставленных оценок.

Анализ стихотворений.

96.
26.
Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л. Пастернака. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти», «Быть знаменито некрасиво».


Выразительное чтение текста. Участие в коллективном диалоге. Комментирование выставленных оценок.

Выучит наизусть одно из стихотворений.

А .Т. Твардовский (1 час)

97.
27.
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом»


Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге.

Выучить наизусть.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX вв. (1 час)

98.
28.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX вв.


Конкурс исполнителей романсов. Анализ поэтического текста.

Выразительное чтение.

Зарубежная литература (4 часа)

Зарубежная литература (4 часа)
Цели: Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателей зарубежной литературы. Пробудить интерес к их творчеству.
Задачи: Развивать навыки выразительного чтения и навыки пересказа. Расширить понятие о жанре исторического романа.
Планируемые результаты:
Предметные: Понимание литературы как особого способа познания жизни. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Метапредметные: П: уметь синтезировать полученную информацию, искать и выделять необходимую информацию из учебника, создавать обобщения, уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Р: уметь определять меры усвоения изученного материала, выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
К: уметь делать анализ текста, строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе, мотивации к самосовершенствованию, самодиагностики.







99.
1.
Античная лирика. Гораций. «Я воздвиг памятник»


Подбор цитатных примеров и материалов, иллюстрирующих понятия ода, гимн. Пафос.

Прочитать «Божественную комедию» Данте Алигьери.

100.
2.
Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия». Множественность смысла поэмы.


Участие в коллективном диалоге. Анализ отрывков из поэмы. Выразительное чтение.

Выразительное чтение эпизодов.

101.
3.
У. Шекспир. Трагедия «Данте» .И.В. Гете. «Фауст» философская трагедия эпохи просвещения.


Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио. Заполнение таблицы «Жанрово-стилистические признаки трагедии».

Чтение трагедии «Фауст».

102.
4.
Итоговое тестирование.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: выполнение заданий контрольной работы. Комментирование выставленных оценок.

Список литературы для чтения летом.



Произведения для заучивания наизусть:
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случаевеликого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...» (повыбору учащихся).
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например
«Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно
Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).
С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).
В. В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору Учащихся).
Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...
«Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человечески
лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросилземлю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменноеслово...» (по выбору).
А. Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).













Произведения для самостоятельного чтения:
Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
A. H. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Брод- ского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
 
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии.
Ж.-Б. Мольер. Комедии.
Дж. Г. Байрон. Стихотворения.
О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
 










15