Рабочая программа по литературному чтению по системе Занкова 4 класс
Пояснительная записка
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.
Главная цель предметов художественного цикла _ развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
_ развитие личности школьника, его творческих способностей;
_ сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
_ воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально_ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно_нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно_нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно_нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное _ через возрастание общей
гуманистической и эстетической культуры личности.
Ц е л и о б у ч е н и я литературному чтению:
- воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесён с идеалами прекрасного;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно_нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представление детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу тек_
ста), анализа и преобразования художественных, научно_популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется авторская программа «Литературное чтение» развивающего обучения Л. В. Занкова, (автор В.Ю. Свиридова, Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2012),
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов в год, из расчета 3 часа в неделю.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной.
Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. – Самара, 2001: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, «Сборника программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова», методических комментариев к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса и учебника «Литературное чтение»(I- IIч.) под редакцией Н.А.Чураковой
Практическая часть программы
Четверть Всего часов Количество контрольных работ
1 четверть 2 четверть 1
3 четверть 4 четверть 1
Всего: 2
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по литературному чтению
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственно_эстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых– проявлять инициативу при ответе на вопросы при выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно–познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.), а также в контролируемом пространстве Интернета;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– находить известные средства художественной выразительности
– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
– самостоятельно читать тексты большого объема;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
– воспринимать юмор, иронию в литературе;
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Содержание программы.
Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Связь с социально-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь Древнего жанра гимна времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари).
Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: (а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); (б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы); (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: (а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; (б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, характерные приемы изображения, особенности художественного языка его произведений).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Учебно-тематический план
№ п/п Название раздела Кол-во часов Содержание Виды деятельности
1 Народное творчество: время как природа. власть времени над человеком 12 Пословицы русского земледельца. В.И. Даль – собиратель пословиц русского народа, законы волшебной сказки, Собиратели народных сказок. «Морской царь и Василиса Премудрая», Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» представлений древних людей о мире. Художественные особенности сказки. Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Галерея. В.М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке». Сочинение повествовательного характера с элементами описания (по картине В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»). «Садко». Черты былины и сказки в тексте. Примеры исторического времени в былине. Художественные особенности былины. Чего в былине больше: правды или вымысла? Наедине с книгой. Мир сказки Участие в беседе. Слушание. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания текста. Характеристика книги. Анализ и характеристика иллюстраций. Характеристика поэтическоготекста. Презентация своего сочинения. Выразительное чтение. Участие в беседе. Участие в диалоге, групповой и парной работе.
2 Авторская литература время во власти человека 8 Особое восприятие времени в стихотворениях А.Вознесенского «Какое несимметричное время…», «Тихо-тихо…». Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Дж. Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок». Образ весны и ручьев в стихотворениях Ф.Тютчева «Весенние воды», Н. Матвеевой «В лощинах снег…». Образ весны и ручьев в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна». Чудесное весеннее преобразование (по стихотворению А.Ахматовой Перед весной бывают дни такие…»). Время во власти автора Выразительное чтение. Анализ произведения. Составление плана. Словесное рисование. Пересказ по картинному плану. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположений
на основании имеющихсязнаний. Зачитывание вслух тех часей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Сравнение и характеристика
изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Упражнение в восприятии
учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме
3 Крутим барабан времени 9 Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке. А. Гайдар «Тимур и его команда» Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка» Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Выразительное чтение . Участие в диалоге. Создание справочника, в соответствии с учебным заданием Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Формулирование предположений и простых выводов.
4 Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке 15 В реальном мире волшебной сказки. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности волшебного мира в авторской сказке. Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе». Реальное и фантастическое в поэзии. Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Выделение в текстах сравнения.
Сравнение стихотворений
5 АВТОРСКАЯ ПОЭИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА 8 Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А.С. Пушкина «Зимняя дорога» Особенности рифмовки в стихотворениях А. Белого «Весна».Ф. Тютчева «Как весел грохот», Три вида рифмы- три разных образа. Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро..») и В.Хлебникова («Заклятие смехом»). Авторский почерк в переводах хокку. Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз» Выразительное чтение и анализ стихов Рассматривание и анализ картин. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и
психологических.
Выразительное чтение стихотворного текста. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений.
6 ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ. ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО 6 Древний и современный гимн. Отечественная вой-на 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». В. Берестов «Прогулки с Чуковским». Стихи В. Берестова о природе. Поэзия и история. Наедине с книгой. Лирика военных лет Высказывание оценочных суждений.
Восприятие на слух информации учителя
Упражнение в восприятии
на слух стихотворного текста
в исполнении учителя или ученика.
Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текста.
7 МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА? 17 Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»). Характеры героев и персонажей пьесы. Прощание с душами предков. Образы Души Света, Кошки, Пса. Итог пьесы – обретение Истинного Зрения. Конкурс инсценировок. Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы. Определение цели, средств
выразительности, отношения автора к изображаемому. Анализ сюжета пьесы.. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Нахождение и зачитывание тех частей текста, которые
подтверждают или опровергают высказанное суждение. Рассматривание и анализ иллюстрации
8 ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ. АВТОР – И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ 12 Мир глазами трёх-летнего ребёнка А.П. Чехов «Гриша». Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. Кульминация повести. Наедине с книгой. Автор –актер. Сочинение-рассуждение «Мой любимый писатель» Упражнение в восприятии текста.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих вы_
сказанное суждение. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Выразительное чтение текста
9 ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ 7 Необычный взгляд поэта на мир. Человек и природа в стихотворениях. Природа, увиденная глазами поэта, художника. Вечные ценности в стихотворении. Образы-олицетворения в стихотворении. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и при самостоятельном перечитывании.
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.
Объяснение выбора слов, выразительных средств, используемых в произведении.
Проведение подготовки к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворного текста
10 ПЕРЕКРЁСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША 13 П. Куприн «Слон». Сила мечты и любви М. Карли «Ослик». Строим воздушные замки. Откроем самый большой лошадиный секрет в стихотворении. Красивый человек. Какой он? Сложный ответ на простой вопрос. Наедине с книгой. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Читательская конференция по страницам любимых книг Упражнение в восприятии
текстов на слух. Анализ текстов.
Работа со словом, средствами
выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Формулирование вопросов
одноклассникам по содержанию и построению проектов
ИТОГО: 105 ч Календарно - тематическое планирование
№ п/пНаимеНова
ние разделаТема урока Кол-во ча-сов Тип урока Элементы содержания Цель Вид контроля Дата
1 Глава 1.Народное творчество: время как природа. власть времени над человеком (12 часов) Пословицы русского земледельца. В.И. Даль – собиратель пословиц русского народа 1 Урок ознакомления с новым материалом
Иметь представление
о фольклорных произведениях Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние2 Законы волшебной сказки 1 Урок применения знаний Чтение вслух по цепочке Иметь представление
о структуре пословиц. Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице
и в поговорке Фронта-льный опрос
3 Собиратели народных сказок. «Морской царь и Василиса Премудрая» 1 Комбинированный Чтение вслух по цепочке; анализ содержания; характеристика героев. Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных Фронта-льный опрос
4 Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» представлений древних людей о мире. Художественные особенности сказки. 1 Комбинированный Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 5 Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку 1 Комбинированный Комментированное чтение былины; беседа по содержанию; лексическая работа; выразительное чтение Уметь отличать былину от сказки Фронт.
опрос,
выборочное оценивание 6 Галерея. В.М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке». Сочинение повествовательного характера с элементами описания (по картине В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке») 1 Комбинированный Анализ картины с характеристикой героев, беседа по содержанию; Уметь анализировать художественное произведение, описывать увиденное Фронтальный опрос
7 Редактирование сочинений 1 Комбинированный Анализ работ, редактирование Уметь анализировать ошибки. Фронтальный опрос
8 «Садко». Черты былины и сказки в тексте 1 Комбинированный Комментированное чтение былины; беседа по содержанию; лексическая работа; выразительное чтение Уметь отличать былину от сказки Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние9 Примеры исторического времени в былине 1 Комбинированный Комментированное чтение былины; беседа по содержанию; лексическая работа; выразительное чтение Уметь отличать былину от сказки Фронт.
опрос,
выборочное оценивание 10 Художественные особенности былины 1 Комбинированный анализ былины с характеристикой героев, беседа по содержанию; Уметь отличать былину от сказки Фронтальный опрос
11 Чего в былине больше: правды или вымысла? 1 Урок-дисскусия анализ былины с характеристикой героев, беседа по содержанию; Уметь выражать и отстаивать свою точку зрения выборочное оценивание 12 Наедине с книгой. Мир сказки 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Фронтальный опрос
13 Глава 2.Авторская литература: время во власти человека (3 часа) Человек – хозяин и творец времени 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки Фронта-льный опрос
14 Особенности художественного мира, созданного Дж. Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок» 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки Фронта-льный опрос
15 Особое восприятие времени в стихотворениях А.Вознесенского «Какое несимметричное время…», «Тихо-тихо…» 1 Урок применения новых знаний Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние16 Образ весны и ручьев в стихотворениях Ф.Тютчева «Весенние воды», Н. Матвеевой «В лощинах снег…» 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние17 Образ весны и ручьев в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна» 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние18 Чудесное весеннее преобразование (по стихотворению А.Ахматовой Перед весной бывают дни такие…») 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние19 «Весна, весна…» 1 Урок выразительного чтения Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние20 Наедине с книгой. Время во власти автора 1 Комбинированный Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние21 Глава 3.«Крутим барабан времени» (9 часов) Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения. Уметь:
– выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи;
– делить текст на части, составлять план Фронта-льный опрос
22 Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью Иметь представление
о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад Фронта-льный опрос
23 Литературный герой и его прототип. 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения. Иметь представление
о времени жизни литературных героев Фронта-льный опрос 24 Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П.Чехова «Ванька») 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений Фронт.
опрос,
выбороч-ное оценива-ние25 Такие похожие разные судьбы. 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения. Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений Фронта-льный опрос
26 Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке. А. Гайдар «Тимур и его команда» 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения. Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений Фронта-льный опрос
27 Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка» 1 Комбинированный Иметь представление
о времени жизни литературных героев Фронта-льный опрос
28 Мир семьи в стихотворениях В. Бестова «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография» 1 Комбинированный Работа с эпиграфом ;чтение и анализ стихотворений, беседа по иллюстрации Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность Фронта-льный опрос 29 Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний 1 Урок выразительного чтения наизусть чтение и анализ стихотворений Уметь выделять части в стихотворении Фронта-льный опрос 30 Глава 4. «Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке» (7 часов) В реальном мире волшебной сказки. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» («Подарок» - часть 1) 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события
выборочное оценивание 31 Особенности волшебного мира в авторской сказке. Вводный урок 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности 32 Особенности волшебного мира в авторской сказке. 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности 33 Особенности волшебного мира 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности 34 Особенности волшебного мира в авторской сказке. Заключительный урок 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности 35 Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе». (1ч). 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события Фронтальный опрос 36 Сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе». (2ч). 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события Фронтальный опрос 37 Решающий поединок-кульминация сказки. 1 Урок применения знаний Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью. Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности Фронтальный опрос 38 Финал сказки. В волшебной стране. 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Уметь составлять плана текста выборочное оценивание 39 В волшебной стране. 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Уметь составлять плана текста выборочное оценивание 40 Отзыв о сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью. Фронтальный опрос 41 Проверочная работа за I полугодие. 1 Комбинированный Подведение итогов Тест 42 Анализ проверочных работ 1 Комбинированный Подведение итогов Фронтальный опрос 43 Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек» 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события Фронтальный опрос 44 Реальное и фантастическое в поэзии ( по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал»,Д. Самойлова 29«Красная осень»). 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять Фронтальный опрос
выборочное оценивание 45 «…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень …» 1 Урок- праздник Чтение и анализ стихотворения; Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять 46 Глава 5. «Авторская поэзия: мастерская стиха»
( 8 часов)
Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А.С. Пушкина «Зимняя дорога» 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь найти рифмующиеся слова.
Знать парную рифму
в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии Фронтальный опрос
выборочное оценивание 47 Особенности рифмовки в стихотворениях А. Белого «Весна».Ф. Тютчева «Как весел грохот», 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь находить и определять вид рифмы Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 48 Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршак «Как поработала зима..»1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь находить и определять вид рифмы Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 49 Три вида рифмы- три разных образа 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь выразительно читать стихотворения Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 50 Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и мастерской В. Хлебникова (стихотворение «Заклятие смехом») 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь выразительно читать стихотворения Фронта-льный опрос
вборочное оценивание 51 Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро..») и В.Хлебникова («Заклятие смехом») 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении
Иметь представление
об особенностях построения такого жанра, как заклятие Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 52 Авторский почерк в переводах хокку. 1 Комбинированный Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях Фронтальный опрос 53 Авторский почерк в переводах хокку. (2ч) 1 Комбинированный Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях Фронтальный опрос 54 Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз» 1 Урок-концерт Чтение стихотворений наизусть Уметь выразительно читать стихотворение Выборочное оценивание 55 2 часть Глава 6. ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ. ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО (6 ч)
Древний и современный гимн 1 Комбинированный Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.
Уметь обнаружить сходство композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» Фронтальный опрос
выборочное оценивание 56 Отечественная вой-на 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ, чтение со стопами, лексическая работа Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 57 Отечественная вой-на 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». Заключительный урок 1 Комбинированный чтение текста отрывками и их анализ, чтение со стопами, лексическая работа Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 58 В. Берестов «Прогулки с Чуковским». Стихи В. Берестова о природе. 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения; словарная работа Уметь найти приемы сравнения и контрастов как выразительные средства Фронта-льный опрос
вборочное оценивание 59 Поэзия и история 1 Комбинированный Анализ иллюстрации, составление устного рассказа. Уметь найти выразительные средства Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 60 Наедине с книгой. Лирика военных лет 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ произведения. Знать, что искусство –
это сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 61 Глава 7. МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА? (11 часов) Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица») 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; анализ по вопросам учебника; составление устного рассказа о герое. Знать, что пьеса (драма) – это вид литературного повествования.
Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 62 Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинк «Синяя птица». 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев Иметь представление
о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру Фронта-льный опрос
63 В «чужом» мире Страны Воспоминаний 1 Комбинированный Чтение произведения, анализ по вопросам учебника Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев Фронта-льный опрос
вборочное оценивание 64 В «чужом» мире Царицы Ночи 1 Урок применения знаний Чтение произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; анализ по вопросам учебника; составление устного рассказа о герое. композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия,
на отдельные картины Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 65 Постижение истинного смысла вещей. Еще один шаг к познанию идеи пьесы 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 66 В Царстве Будущего 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; анализ по вопросам учебника; составление устного рассказа о герое. Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 67 Я работаю в театре 1 Комбинированный Инсценирование произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 68 Прощание с душами предков. Образы Души Света, Кошки, Пса. 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 69 Итог пьесы – обретение Истинного Зрения. 1 Комбинированный Чтение произведения, анализ по вопросам учебника Фронта-льный опрос
вборочное оценивание 70 Конкурс инсценировок 1 Комбинированный работа над беглостью и выразительностью чтения. Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 71 Конкурс инсценировок (2 ч.) 1 Комбинированный Чтение произведения, анализ по вопросам учебника Фронта-льный опрос
вборочное оценивание 72 Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Больмонта «Аромат солнца» 1 Комбинированный работа над беглостью и выразительностью чтения. Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 73 Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы1 Комбинированный работа над беглостью и выразительностью чтения. Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 74 Наедине с книгой. Читаем пьесу С. Маршака «Двенадцать месяцев» 1 Комбинированный Чтение произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; анализ по вопросам учебника; составление устного рассказа о герое. Фронта-льный опрос
выборочное оценивание 75 Глава 8. ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ. АВТОР – И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ(8 ч)
Мир глазами трёх-летнего ребёнка А.П. Чехов «Гриша». 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ отрывков; сравнительный анализ героев
Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир
в этом рассказе увиден глазами ребенка.
Уметь:
– пересказать отрывок текста;
– видеть сравнение и подражание Фронтальный опрос
выборочное оценивание 76 Мир глазами трёх-летнего ребёнка А.П. Чехов «Гриша». (2ч) 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ отрывков; сравнительный анализ героев
Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир
в этом рассказе увиден глазами ребенка.
Уметь:
– пересказать отрывок текста;
– видеть сравнение и подражание Фронтальный опрос
выборочное оценивание 77 Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый» (I ч). 1 Комбинированный развитие умений нахождения литературных приемов Фронтальный опрос
выборочное оценивание 78 А.П. Чехов «Белолобый» (II ч). 1 Урок применения знаний Работа по заданиям учебника; работа над выразительностью и беглостью чтения Фронтальный опрос
выборочное оценивание 79 Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник Фокса Микки»). Отрывок 1-3 1 Комбинированный Работа над художественными и литературными произведениями; анализ произведений; работа с художественными приёмами контраста Знать, что драма – это вид литературного повествования.
Фронтальный опрос
выборочное оценивание 80 Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник Фокса Микки»). Отрывок 4-5 1 Комбинированный Работа над художественными и литературными произведениями; анализ произведений; работа с художественными приёмами контраста Знать, что драма – это вид литературного повествования.
Фронтальный опрос
выборочное оценивание 81 Главный герой произведения. Его характеристика 1 Комбинированный Познакомиться с приёмами аллитерации, учиться свободно ориентироваться в тексте, пользоваться выборочным чтением Иметь представление
о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру Фронтальный опрос
выборочное оценивание 82 Главный герой произведения. Его характеристика 2 ч. 1 Комбинированный Учиться находить основную идею произведений (поэтических и живописных). Учиться составлять связный рассказ по картине. Знать о композицион-
ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев Фронтальный опрос
выборочное оценивание 83 Кульминация повести. Её развязка.С. Черный «Дневник Фокса Микки». 1 Комбинированный Фронтальный опрос
выборочное оценивание 84 Наедине с книгой. Автор -актер 1 Комбинированный Учиться находить основную идею произведений (поэтических и живописных). Учиться составлять связный рассказ по картине. Знать о композицион-
ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев Фронтальный опрос
выборочное оценивание 85 Сочинение-рассуждение «Мой любимый писатель» Комбинированный 86 Редактирование сочинения Комбинированный Умение: найти орфографические и стилистические ошибки и устранить их. Выборочное оценивание Глава 9. ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ (5 ч) Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского Жадным взором Василиска …», Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…»1 Комбинированный Работа с «Картинной галереей» Уметь:
– найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы;
– выделять такие средства выразительности как эпитет, обнаружить игру слов: астра– астронавты.
Фронтальный опрос
выборочное оценивание 87 Человек и природа в стихотворениях Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна» 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Иметь представление
о звуковом образе летного и весеннего месяца, Уметь найти в тексте звукопись Фронтальный опрос
выборочное оценивание 88 Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара, К. Моне) 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворений. Работа по составлению устного рассказа- описания. Уметь найти олицетворение, сравнение, метафоры, обратное сравнение Фронтальный опрос
выборочное оценивание 89 Поэт и природа 1 Урок-устный журнал Выразительное чтение стихотворений наизусть Уметь выразительно читать стихотворение Фронтальный опрос
выборочное оценивание 90 Вечные ценности в стихотворении С. Козлова «Если меня совсем нет». 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение Фронтальный опрос
выборочное оценивание 91 Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «В небе тают облака» 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение Фронтальный опрос
выборочное оценивание 92 Образы-олицетворения в стихотворении К. Некрасова «Весна».В. Берестов «Вот и ландыш отцвел…». 1 Урок применения знаний Чтение и анализ стихотворений. Работа по составлению устного рассказа- описания. Уметь проникнуться переживаниями автора Фронтальный опрос
выборочное оценивание 93 Глава 10. ПЕРЕКРЁСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША (6ч) П. Куприн «Слон». 1 Комбинированный Чтение по цепочке; анализ отрывков; сравнительный анализ героев развитие умений составления плана текста, выделения главной идеи Фронтальный опрос, выборочное оценивание 94 Сила мечты и любви М. Карли «Ослик» 1 Комбинированный Работа по заданиям учебника; работа над выразительностью и беглостью чтения Уметь выделить главную идею литературного произведения Фронтальный опрос
выборочное оценивание 95 Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выделить главную идею литературного произведения Фронтальный опрос
выборочное оценивание 96 Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») 2 час 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выделить главную идею литературного произведения Фронтальный опрос
выборочное оценивание 97 Откроем самый большой лошадиный секрет в стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет» 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выделить главную идею литературного произведения Фронтальный опрос
выборочное оценивание 98 Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «рассказ о море») 1 Комбинированный Чтение и анализ произведения Уметь выделить главную мысль текста. Фронтальный опрос
выборочное оценивание 99 Проверочная работа за II полугодие. 1 Комбинированный Проверка знаний, умений, навыков Контр.
работа 100 Анализ проверочной работы 1 Комбинированный Проверка знаний, умений, навыков выборочное оценивание 101 С. Козлов «Теплым тихим утром…». 1 час 1 Комбинированный Различать особенности жанра авторской
сказки; учиться составлять характеристики героев. Уметь сравнить авторскую и народную сказки Фронтальный опрос 102 С. Козлов «Теплым тихим утром…». 1 час 1 Комбинированный Различать особенности жанра авторской
сказки; учиться составлять характеристики героев. Уметь сравнить авторскую и народную сказки Фронтальный опрос 103 Сложный ответ на простой вопрос (Маяковский «А вы могли бы?») 1 Комбинированный Чтение и анализ стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения Маяковский «А вы могли бы?» Картина М. Шагала «День рождения» 104 Наедине с книгой. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1 Комбинированный Различать особенности жанра авторской
сказки; учиться составлять характеристики героев. Уметь сравнить авторскую и народную сказки Фронтальный опрос 105 Читательская конференция по страницам любимых книг 1 Урок литературный праздник 6..Перечень учебно-методического обеспечения
Название
Учебник Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 кл.: в 2 частях – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2001
Методические пособия Березина Э.В. Поурочно – тематическое планирование 4 класс
– Самара: Издательский дом «Фёдоров»
Электронные пособия Интернет-сайты:
– www festival. ru;