Классно-урочная система организации обучения в начальной школе.
Теоретическая часть.
1.1.Понятие «нестандартного урока»
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой(в школах средневековья),взаимного обучения(белл-ланкастерская система в Англии),дифференцированного обучения по способностям учащихся(мангеймская система),бригадное обучение(существовавшее в 20-е годы в советской школе).
Наибольшее распространение как в нашей стране , так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке и развивающаяся уже более трёх столетий. Её контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Коменский.
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой: экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создаёт благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем, данная форма не лишена недостатков, снижающих её эффективность, главный среди которых-опора на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Классно-урочная форма организации обучения является главной. Кроме неё, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, домашними и т.д.
Ключевыми компонентами классно-урочной системы организации обучения является урок.
Урок-это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса- от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всём мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший урок-дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения.
В педагогике определены требования к современному уроку математики: четкая его направленность, теоретическая и практическая полноценность содержания, правильное применение и сочетание различных форм организации познавательной деятельности учащихся; выразительное формулирование основных доказательств и выводов; надлежащее закрепление и повторение нового материала, оперативное выяснение степени овладения знаниями.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами.
Дидакты находятся в постоянном поиске совершенствования урока. Общая модель урока давно построена, однако, она изменяется. Этому способствуют общие закономерности учебного процесса, деятельность педагога, региональные условия. Можно ученым сначала теоретически построить такую модель, а затем на практике её реализовать. Но бывает, когда в процессе практики рождаются новшества по проведению уроков.
В последнее время появилось новое понятие «нетрадиционные», «нестандартные» уроки.
Нестандартный урок-импровизированное учебное занятие. Имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагоговна нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие . наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно учиться.
Например, автор программы