ДОКЛАД НА РМО НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ
Выступление на районном методическом объединении
Нестандартные формы проведения уроков музыки.
Подготовила учитель музыки
МОУ «Егорьевская СОШ»
Аманова А.З.
2010/2011
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у детей устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь обучающего: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе: удовлетворить потребность каждого ребёнка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути эти уроки хороши как разрядка, как праздник для обучающихся.
Нестандартный урок – это не просто отлаженная и продуманная систем приёмов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и обучающихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижёр, а обучающие – ансамбль, причём постоянно кто-то исполняет роль «солиста», в которой по очереди выступают то учитель, то обучающиеся.
Выбор данной темы не случаен. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Возрос объём изучаемой информации, расширилась источниковедческая база. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились различные точки зрения на одни и те же проблемы. Поэтому возникает вопрос: способен ли ученик запомнить и усвоить этот объём информации? И сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Всегда педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Ответы на различные вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания музыки. Проведённое среди обучающихся анкетирование подтвердило мою правоту. Только 50% обучающихся испытывали интерес к предмету музыки до начала системного использования нестандартных форм и приёмов работы. Второе анкетирование в конце учебного года показало возросший интерес к предмету (88%). Для меня это означало одно, что я на верном пути.
Девиз нестандартного урока – «Где детвора, там и игра!». А основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.
Поэтому любой урок стараюсь составлять ярко, красочно, образно раскрывать живые странички творчество того или иного композитора, чтобы мой любимый композитор стал любимым для моих воспитанников, чтобы обучающиеся испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.
При проведении нестандартных уроков стараюсь следовать выработанных рекомендаций:
нестандартные уроки следует проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся;
слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
при выборе форм нетрадиционных уроков педагогу нужно учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся;
при проведении нестандартных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества и радости.
В моей практике сложилась своеобразная система нетрадиционных уроков по музыке:
Бинарный урок (урок, сочетающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, ИЗО, историю, иностранный язык) – «Стань музыкою, слово!», «Музыкальные сюжеты в литературе», «Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов».
Урок-характеристика: «И.С.Бах – великий полифонист эпохи Возрождения», «Сравнительная характеристика полифонической музыки И.С.Баха и гомофонной музыки Л.Бетховена», «Я – русский композитор. С.Рахманинов», «Родоначальник русской классической музыки».
Урок мужества: «Мурманск – город-труженик, Мурманск – город-герой», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Песни, рождённые войной».
Урок-игра: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Урок-спектакль: «Рождественская сказка», «Муха цокотуха».
Урок-путешествие: «По музеям и выставочным залам».
Урок-выставка: демонстрация творческих работ, демонстрация рисунков, «Я и мой мир музыки».
Урок-исследование: «Мой любимый композитор».
В использовании нестандартного урока нужно помнить одно правило: поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приёмов, методов нестандартного урока в традиционном: составление сравнительных схем, работа со словариком музыкальных терминов, музыкальных дат, составление кроссвордов, подготовка и защита рефератов, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют обучающемуся более полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить проблемы в знаниях.
Весь этот спектр я использую для всестороннего развития ребёнка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И обучающийся проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты, явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства, различия творчества того или иного композитора. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребёнка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная среда помогает проявиться и слабым ученикам, активизирует их деятельность.
Нестандартные уроки лучше запоминаются. Не стоит их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115