Интегрированное занятие «Знакомство с праздником Масленица»
Интегрированное занятие «Знакомство с праздником Масленица»
Воспитатель: Прохоренко О.А
Новоалтатский детский сад « Колокольчик»
Цели:
1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.
2. Пробуждать в детях желание участвовать в празднике.
3. Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.
4. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороворки.
5. Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи.
6. Учить проявлять организованность, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх.
7. Закрепить последовательность дней недели.
8. Воспитывать желание проявлять доброту, чуткое отношение к старшим.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, шапочка кота, крынка, чучело Масленицы, корзина с угощением.
Ход занятия.
Воспитатель в русском костюме заходит с приветствием:
Слава дому сему
Слава саду вашему
Мира, счастья вам желаю
И хозяев восхваляю!
Много лет, здоровья вам:
И большим и малышам.
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придёт. А что это за праздник вы знаете? (ответы детей). Вот и пришла я к вам , чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
- Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы она ещё наряднее стала, мы её ленточками украсим. Но ленточки не простые… Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленная. Чем дружнее поработаем , тем скорее повеселимся.
- С давних времён Масленица — самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы».
Вносят чучело Масленицы.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
- Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова.
Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Воспитатель поёт в сопровождении баяна:
Как на масляной неделе Как на масленой неделе
Со стола блины летели Из печи блины летели.
И сыр, и творог — Весело было нам,
Всё летело под порог. Весело было нам!
Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели.
- Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи. Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки». (Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
- В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одеваем шапочку.
- Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
- Третий день — среда «Лакомка».
- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся.
- О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
- Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
- Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера. Воспитатель поёт частушки:
Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и пропеть знакомые частушки.
- В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
- Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.
- Пятница — «Тёщины вечеринки».
- Суббота — «Золовкины посиделки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
- В эти дни звали к себе в гости и угощали всякими вкусностяи.
- А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
- Давайте вместе позовём весну закличкой.
Привязываем последнюю ленту.
- Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.