Методическая разработка Подготовка к написанию изложения экзаменационного типа в 9 классе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Методическая разработка
Подготовка к написанию изложения экзаменационного типа
Подготовила преподаватель
Русского языка и литературы
Абрамова С.А.
Обсуждено на заседании ПМК
«__»_________ 2015
Протокол №____
Казань 2015
Содержание
1. Документы, определяющие содержание ОГЭ (ГИА_…………
3
2. Структура экзаменационной работы……………………………
3
3. Требование к тексту изложения…………………………………
3-4
4. Особенности работы по подготовке к сжатому изложению…..
4
5. Текст для прослушивания………………………………………..
4
6. Задания к тексту………………………………………………….
4-5
7. Вариант итогового сжатого изложения…………………………
5
8. Приложения. Конспект урока………………………………….
6-7
9. Список использованной литературы………..………………….
8
Документы, определяющие содержание ОГЭ.
Содержание ОГЭ (ГИА) по русскому языку определено в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказ Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236.
Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089.
Структура экзаменационной работы
Экзаменационная работа включает три типа задания. Все они проверяют лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции.
1 часть работы – сжатое изложение. Отказавшись от подробного изложения, разработчики ОГЭ (ГИА) объясняют это тем, что подробный пересказ требует механического запоминания без критического осмысления текста. А в практической жизни важнее оказывается запоминание текста на слух, умение осмысленно делать логические выводы, группировать информацию и кратко ее излагать.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе в целом отводится 235 минут, 85 из них – на сжатое изложение.
Работа над изложением делится на следующие этапы:
Воспроизведение записи исходного текста. Слушание исходного текста с осуществлением записей в черновиках – 3 минуты.
Осмысление текста. Работа с черновиками – 4 минуты.
Повторное воспроизведение аудиозаписи исходного текста. Слушание текста и записи в черновиках – 3 минуты.
Работа в черновиках №1, работа в черновиках №2 (проверка, правка текста) – 65 минут.
Переписывание текста и повторная проверка – 10 минут.
Примечание №1. Объем написанного изложения должен быть не менее 70 слов.
Примечание №2. Во время работы в черновиках разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Требования к тексту изложения.
Тренировочные тесты (и экзаменационные) должны быть следующими:
научно-популярными или публицистическими;
достаточно информативными и содержать 3-4 развернутых примера, чтобы определить микротемы;
интересными и актуальными для подростков;
доступными. Лексика не должны быть как примитивной, так и перегруженной терминами, книжными словами и т.д.
оптимальными по объему (150-170 слов).
Особенность работы по подготовке к сжатому изложению.
Учитывая, что написанием сжатого изложения проверяется умение понимать смысл и принципы построения текста, нужно целенаправленно обучать пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания, а также правильно организовать повторение основных разделов русского языка.
Текст для прослушивания и для тренировочных упражнений.
По окончании спектакля у некоторых возникает «адский» план: а не выйти ли из зала за пять минут до конца.
Тогда можно одеться без очереди!
И в самые напряженные минуты развязки, когда все зрители, затаив дыхание, следят за исполнителями, из разных концов зала поднимаются эти бесцеремонные «хитрецы», наступая на ноги сидящим, устремляются к выходу.
Им наплевать на то, что они мешают смотреть другим, мешают играть актерам, им важно только одно: опередив всех, скорее получить свои пожитки в гардеробе.
Юридически наказать таких людей нельзя!
Но их действия ничем не отличаются от действий тех, кто задумал бы доставить себе удовольствие, трубя в трубу в зале во время концерта или пачкая сажей картины в музее.
Во всех этих случаях равно гибнут произведения искусства на глазах у публики, которая хочет ими насладиться до конца.
Так что, дорогой читатель, если вы далеко живете, если вам не понравился спектакль или если вы так превосходите общую массу зрителей понятливостью, что вам все ясно, когда другие еще разбираются, - уходите домой в антракте.
(По Н. Акимову) (167 слов)
Задания к тексту.
Работа с текстом изложения по вопросам.
Определить тему текста (О чем? Текст о культуре человека).
Сформулировать идею текста. (Автор призывает задуматься о необходимости соблюдения правил этикета, что характеризует человека как личность).
Разделить текст на абзацы.
(Z – обозначение нового абзаца)
Предложение №1 – первый абзац,
предложение №3 – второй абзац,
предложение №8 – третий абзац.
Нахождение главной и второстепенной информации.
«Подчеркните то, без чего нельзя понять смысл рассказа». (В тексте подчеркнута главная информация)
В предложениях, где заключена главная информация, найти главные (ключевые) слова.
Предложение №1 – «…не выйти ли из зала до…»;
Предложение №3 – «бесцеремонные»;
Предложение №4 – «наплевать»;
Предложение №5 – «наказать нельзя»;
Предложение №7 – «гибнут»;
Предложение №8 – «в антракте».
Найдите тезис и доказательства. Тезис: «Некоторые хотят выйти из зала до окончания спектакля».
Используйте основные приемы сжатия текста: обобщение частной и исключение второстепенной информации. (Работа в черновиках, правка текста, переписывание в беловик, проверка).
В результате работы над исходным текстом можно предположить один из вариантов сжатого текста.
Вариант итогового сжатого изложения.
По окончании спектакля некоторые люди хотят досрочно выйти из зала, чтобы без очереди одеться.
В напряженные минуты развязки эти бесцеремонные «хитрецы», мешая зрителям и актерам, устремляются к выходу. Юридически наказать таких людей нельзя. Они похожи на тех, кто доставляет себе удовольствие, пачкая, например, сажей картины в музее. Тогда на глазах у публики гибнут произведения искусства.
Дорогой читатель, если вы плохо относитесь к людям или вам не нравится спектакль, то уйдите домой в антракте.
(72 слова)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ОД русского языка и литературы
_______________/Титова С.С.
24 февраля 2015 г.
План-конспект урока по русскому языку
Дата урока: 24 февраля 2015 г.
Предмет, русский язык, 9 класс Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационного типа Цели и задачи урока: формировать лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции: умение проводить лингвистический анализ текста, владеть речевой деятельностью, создавать высказывания. Тип урока: комбинированный урокМетоды обучения: частично-поисковые.
Оборудование: тесты, словари, раздаточный материал.
Ход урока:
№ Этапы урока. Деятельность преподавателя
(формы, приемы организации учебной деятельности) Время Деятельность
суворовцев
1. Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.
Приветствие и проверка рабочих мест. Проверка наличия личного состава суворовцев. 1 мин. Проверяют готовность к уроку: тетради, тесты, наличие раздаточного материала.
2. Проверка подготовленности суворовцев к уроку (опрос)
Проводится по необходимости. В слабом взводе (классе) повторяются способы сжатия текста. (материал записан в экзаменационной тетради) 3 мин. Ответ по экзаменацион-ной тетради «Способы сжатия текста».
3. Постановка цели урока
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ (ГИА). 1 мин. Записывают в тетрадь.
4.
Изложение нового материала по вопросам.
1. Ознакомление суворовцев с нормативными документами, по которым определено содержание ОГЭ(ГИА).
2. Характеристика экзаменационной работы в целом, а также сжатого изложения.
3. Объяснение хода работы, методики ее проведения.
4. Комментарий текстов для сжатого изложения, их особенностей.
5. Образец тренировочного текста. (По Н. Акимову 167 слов)
6. Работа по плану:
а) тема текста;
б) идея текста;
в) абзацное членение текста (он представлен без абзацев);
г) определение и запись микротем;
д) нахождение главной и второстепенной информации;
е) повторение и применение способов сжатия текста: обобщение частной информации и исключение второстепенной;
ж) выполнение упражнений на освоение приемов сжатия текста.
(Примечание. Практические задания прилагаются к плану-конспекту урока). 30 мин.
(Время для изложения нового материала) Необходимую информацию записывают в экзаменацион-ную тетрадь.
Суворовцы с выражением читают текст и выполняют задания. Полученные результаты работы записывают в тетрадь. Готовый вариант текста записывают на беловик и сдают преподавателю
5. Закрепление изученного материала
Работа по тексту для изложения к вариантам 5-8 по книге ОГЭ. Русский язык под редакцией И.П. Цыбулько. 2015 5 мин. Самоконтроль.
Контроль-коррекция
Определение главной информации в микротеме.
6. Подведение итогов урока
Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.
Объявление дальнейшего плана подготовки к сдаче экзамена. 1 мин. 7. Задание на самоподготовку
Написать сжатое изложение по тексту для вариантов 1-4 (стр. 220) (по книге ОГЭ. Русский язык под редакцией И.П. Цыбулько. 2015). 1 мин. Записывают задание
в экзаменацион-ную тетрадь (страница «Практика»)
Преподаватель: /Абрамова С.А./__
Список использованной литературы
Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика. Под редакцией М.А. Шапиро. М.: Педагогический университет, «Первое сентября», 2013
Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2015: учебно-методическое пособие под редакцией Сениной Н.А., - Ростов на Дону: Легион, 2014
Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома. Тренировочная тетрадь под редакцией Сениной Н.А., - Ростов на Дону: Легион, 2014