Родительское собрание на тему: Трудовое воспитание дошкольников в подготовительной группе


Тема: «Трудовое воспитание дошкольника»
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи: расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
Форма проведения: беседа, игра-практикум.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
Оборудование и наглядность: телевизор, компьютер, видеозапись «Все о труде», слайд-шоу «Трудовые будни дошкольников», памятки для родителей, цитаты о труде, эмблемы с изображением орудий труда, бумагу, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, кисточки, банки с водой. Предварительная работа
Организовать выставку плакатов, фотоотчетов «Труд в нашей семье».
Подготовить видеозапись и слайд-шоу о трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении.
План проведения:
Вступительное слово воспитателя Глуховой Н.Р.
- итоги анкетирования.
Высказывания детей о труде (просмотр видеозаписи).
Презентация «Задачи трудового воспитания в детском саду и в семье». Ответственный: Глухова Н.Р., воспитатель группы.
5. Практикум для родителей (родители делятся на команды):
а) конкурс «Пантомима-загадка»;
б) конкурс «Плакат-реклама и рассказ о данной профессии»;
в) конкурс «Сценки, грустные и веселые, смешные и курьезные из жизни работников данной профессии»;
г) конкурс «Стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки о профессии»;
е) конкурс «Угадай профессию своего ребенка по рисунку»;
д) защита своего фотоотчета «Труд в нашей семье».
6. Памятки «Родителям на заметку».
7. Подведение итогов.
Ход собрания
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи: «Трудовое воспитание дошкольника». Сегодня мы с вами будем решать следующие задачи: расширим представление и обогатим ваши педагогические умения по вопросам трудового воспитания, постараемся увлечь вас разнообразными способами коллективной работы.
Анализируя ваши анкеты, я пришла к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют, потому что родители применяют немало приёмов, чтобы дети закончили начатое дело. К сожалению, не все родители знакомят своих детей со своей профессией более углублённо, а дают только поверхностные знания. Надеюсь, что после сегодняшней встречи дети узнают о вашей профессии намного больше.
Воспитатель: На днях я у детей взяла небольшое интервью, задавая им такие вопросы, как «Что такое труд?», «Надо ли детям трудиться и как вы помогаете своим родителям дома?», «Кто больше всех трудится в семье?», «Хорошо ли быть ленивым?». А вот как они ответили на все эти вопросы, вы узнаете, просмотрев этот видеоролик.
Просмотр видеозаписи детей «Всё о труде».
Воспитатель: Как видите, даже дети считают, что труд – это важно и нужно. И продолжая начатую тему, хочу вас ознакомить с задачами трудового воспитания в детском саду. Дошкольнику свойственно стремление к активности, самостоятельности; трудовая деятельность удовлетворяет эту потребность ребенка. Организация трудового воспитания дошкольников связана с решением следующих задач: воспитанием трудолюбия, ответственного отношения к трудовым обязанностям, интереса к результатам труда; обучением детей трудовым умениям и навыкам; формированием умения трудиться в коллективе; ознакомлением с трудом взрослых; воспитанием уважения к труду, бережного отношения к результатам труда.
Трудолюбие нужно формировать у ребенка еще с самого раннего детства. Для развития хорошего отношения ребенка к труду, в семье тоже должно быть отношение к труду на должном уровне. Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы каждого члена семьи для общего блага. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.
Наглядно покажите ребенку, как вам приятно выполнять работу по дому. Ваше настроение передастся вашему малышу и вызовет у него желание сделать все самому.
Давайте поговорим о том, какие виды трудовой деятельности применяются и в детском саду, и в семье.
Самообслуживание. Ребенок умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Относит после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщает товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и на участке: протирает и моет игрушки, строительный материал, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно наводит порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам. Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой.
Труд в природе. Самостоятельно и ответственно выполняет обязанности дежурного в уголке природы: поливает комнатные растения, рыхлит почву. Осенью привлекаются к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой привлекаются к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам. Весной привлекаются к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Умеют вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол). Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радовать результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их тру взрослых для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать развивать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.
Воспитатель: Как видим, своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному систематическому  труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитание трудолюбия - сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре команды. Посмотрите, сзади на ваших стульях есть кружочки с изображением орудия труда. Распределитесь на команды по своим эмблемам. Сегодня вы будете не только игроками, но и составом жюри. Будьте внимательны и оценивайте своих соперников честно и справедливо. Заданий будет немного, и я, надеюсь, что вместе в коллективе вы справитесь достойно.
Придумывать название своей команде вы, сегодня будете вот каким образом. Сейчас представитель каждой из команд подойдет ко мне и выберет карточку с названием профессии. Посовещавшись со своей командой, нужно будет мимикой показать о какой профессии идёт речь, впоследствии так и будет называться ваша команда.
Первый конкурс
«Пантомима-загадка». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель: На столе у вас есть листы бумаги, краски, карандаши, кисточки. Всё это пригодится вам для следующего конкурса. Вам нужно прорекламировать свою профессию доступным для детей языком. Подчеркнуть важность и нужность вашей профессии.
Второй конкурс
«Плакат-реклама и рассказ о данной профессии». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель: Следующее задание потребует у вас немного творчества, воображения и артистизма. Необходимо продемонстрировать сценку из жизни работников данной профессии. А вот смешная она будет или грустная выбирать вам.
Третий конкурс
«Сценки, грустные и веселые, смешные и курьезные из жизни работников данной профессии». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть и просмотреть слайд-шоу о том, как ваши дети трудятся в детском саду.
Просмотр слайд-шоу «Трудовые будни дошкольников»
Воспитатель: Продолжаем наши задания. И теперь вам нужно вспомнить и записать пословицы и поговорки, стихи, загадки и песни, связанные с вашими замечательными профессиями.
Четвертый конкурс
«Стихи, песни, загадки, пословицы, поговорки о профессии». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель: Ваши дети очень любят рисовать и они уже мечтают, что когда вырастут будут работать… А вот кем они мечтают быть, вы попробуйте угадать сами по их рисункам. На доске работы ваших детей, вам необходимо выбрать нужный рисунок. Удачи вам!!!
Пятый конкурс
«Угадай профессию своего ребенка по рисунку». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель: А теперь домашнее задание. К сожалению, не все приняли участие в этой работе, поэтому фотоотчетов, как трудятся в семье не так много. Участники забирают свои работы и защищают их.
Шестой конкурс
Защита своего фотоотчета «Труд в нашей семье». Оценивание конкурса соперниками.
Воспитатель суммирует все очки, набранные участниками команды и объявляет команду победителей.
Воспитатель: Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Мне хочется, дорогие родители вручить вам памятки по трудовому воспитанию.
Решение собрания:
1. Создать с детьми книгу о профессиях, рассказанных сегодня родителями: учитель, врач, полицейский, продавец.
2. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
3. Определить детям постоянные трудовые поручения в семье с учетом их возможностей.
Памятка родителям по трудовому воспитанию дошкольников

Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде.
Вы хотите видеть его умным и образованным – заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственном труде.
Вы хотите видеть его всегда весёлым и жизнерадостным – не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок имел непоколебимую волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
Вы желаете, чтобы Ваш ребёнок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Если в вашей семье девочка…
1. Начинайте с малого! Лучше начинать с прекрасного, например, с разведения цветов в доме. Пусть это будет заботой дочери (составление композиций, цветы на балконе, клумбе и т. д.).
2. Постепенность. Нельзя сразу же добиться результатов, не проявляя терпения, мудрости, настойчивости. Даже если сгорел пирог - не ругайте дочь и не гоните ее с кухни. Помогите исправить положение. Пусть под вашим руководством дочь приготовит обед.
 3. Поддерживайте интерес, инициативу!
 4. Используйте методы поощрения, похвалу! Ваша дочь должна чувствовать вашу поддержку.
 5. Соблюдайте меру во всем!
 6. Не опускайте руки! Если у дочери не все обстоит гладко, не теряйте надежды сами и не гасите веры дочери в свои силы. Помогите ей.
 7. Помните о традициях! Они имеются у каждого народа, но общее у всех народов в том, что мать передает своей дочери все то, что умеет сама: учит рукоделию, умению вести домашнее хозяйство, создавать уют, поддерживать «огонь в домашнем очаге» и т. п.
Памятка родителям по трудовому воспитанию дошкольников

Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде.
Вы хотите видеть его умным и образованным – заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственном труде.
Вы хотите видеть его всегда весёлым и жизнерадостным – не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок имел непоколебимую волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
Вы желаете, чтобы Ваш ребёнок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Если в вашей семье мальчик...
То, быть может ему понравится работа с деревом, выполняя которую он будет радоваться своими достижениями. Помимо этого у него будут в раннем детстве развиваться художественные и эстетические наклонности.
Понятно, что он не сможет сделать все как надо. Не стоит за это его наказывать. Просто постепенно увеличивайте нагрузку и мягко поправляйте его. Очень важно научить свое чадо выполнять все качественно и хорошо, а то у него может развиться привычка, делать работу как попало. В противном же случае это только усложнит его дальнейшую жизнь.
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 г.Туймазы
муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан
Конспект родительского собрания
Тема: «Трудовое воспитание дошкольников»
Область: Социально-коммуникативное развитие
Раздел: Трудовое воспитание
возраст: подготовительная группа
выполнил воспитатель
Глухова Наиля Рефмеровнакатегория: высшая
ноябрь 2015 год