Проблемно-целевой подход воспитательной деятельности школы.
Проблемно-целевой подход в воспитательной деятельности школы.
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед
- пустоты души, бездуховностиНастоящий человек
начинается там, где есть святыни души
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время, на рубеже двух столетий, мы говорим о существенных изменениях во взглядах и действиях людей, обусловленных вступлением человечества в эпоху выживания. Прежде всего это относится к такой важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, как воспитание детей. В кризисном обществе сегодняшнего дня протекает жизнь конкретных людей, работают школы, осуществляется процесс воспитания, но всем без исключения понятно, что воспитывать подрастающее поколение стало значительно сложнее. Дети и педагоги оказались в поле социального напряжения. Произошло расслоение детской среды, среди школьников усиливаются индивидуалистические настроения, растет интерес к деньгам и вещам, тяга к развлечениям и удовольствиям. Если раньше считалось неловким стремление к богатству, то теперь неприлично быть бедным. Причем щепетильность в средствах достижения цели - дурной тон. Родители ищут заработки, ничем не гнушаясь. Получение образования также определяют деньги, найти место в жизни без блата и связей почти невозможно. И в этих условиях необходимо воспитывать людей, имеющих позицию, достойную человека, реализующих лучшие человеческие качества, что является гарантией прогрессивного развития России.
В последние годы многое делается для того, чтобы вернуть воспитанию его достойное место. Воспитание стало приоритетом государственной политики, наиболее значимой функцией образовательных учебных заведений. Концептуальные документы, определяющие стратегию развития образования в России, подтверждают эту мысль. Появилось большое количество нормативных актов и рекомендаций для школ. Созданы условия для развития науки о воспитании. В России за последние 15 лет появилось более десятка концепций воспитания, необходимых педагогам как профессионалам-воспитателям. Все это способствовало выработке теоретико-методологического фундамента воспитания, основой которого являются подходы, основания, позиции, разработанные в трудах таких ученых России, как доктор педагогических наук Л. И. Новиков, В. Н. Караковский, Н. Е. Щуркова, Е. Н. Степанов, и других. Выработано несколько подходов к воспитательной деятельности в школе: системный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, философско-антропологический подход, синергетический подход, проблемно-целевой подход и многие другие. Конечно, трудно построить всю воспитательную деятельность школы на основе только одного подхода, поэтому мы используем ряд взаимосвязанных подходов: системный, личностно-ориентированный, проблемно-целевой.
Т.к. школа является экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию, проблемно-целевой подход особенно нам близок. В основе этого подхода –стратегически важная для школы цель воспитательной деятельности. Исходя из концепции воспитания Н.Е.Щурковой «Образ жизни, достойный человека и его формирование у школьника» целью воспитательной деятельности школы является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека по законам истины, добра и красоты, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Решение этой проблемы не может быть осуществлено в короткий временной промежуток, поэтому здесь важна пошаговая постановка проблем. Концепция Щурковой предполагает поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. К этим сферам относятся: сфера познания (знание, учёба, информация); сфера практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность); сфера игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей); сфера физического развития (реализация физических возможностей); сфера отношений (познание себя, людей, взаимоотношений).
Каждый из поставленных этапов качественно отличается от других. Стратегическую цель школы мы разбили на подцели, которые затрагивают наиболее важные на данном этапе проблемы, стоящие перед школьным коллективом. В школе второй год действует программа «Школа-наш второй дом». Начали мы составление программы с выявления максимально возможного числа проблем. В этом помог «мозговой штурм» на одном из педагогических советов в конце 2008-2009г. В соответствии с выявленными проблемами решили включить в программу несколько подпрограмм-проектов, которые помогают решать поставленную перед школой цель пошагово, в соответствии с возрастными особенностями школьников: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни на переходном этапе развития ребёнка в 1-х и 5-х классах – проект «Береги себя»; формирование отношения к природе как общему дому человека- проект «Мой край родной, чудесный» для учащихся 2-х и 7-х классов; формирование чёткой гражданской позиции, личности, знающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа – проект «Я рождён в России» в 3-х, 6-х классах; формирование творчески активной личности, создание условий для творческой реализации учащихся – проект «Мастера – умельцы»; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни – проект «Я и моя семья» в 8-х классах; формирование жизненной позиции, способности к выбору жизненного пути – программа «У меня растут года» в 9-х классах; формирование образа жизни, достойного человека – проект «Мы вместе» для 10-11 классов.
На проектном этапе действия программы в 2009-2010г. тактической целью школы было определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса; прогнозирование отдельных положительных результатов, налаживание связей с социальными партнёрами, формирование гражданской позиции, воспитание чувства хозяйского отношения к своей школе.
Решая эту тактическую цель, мы выдвинули для решения несколько первоочередных проблем:
Низкий уровень воспитанности ребят;
Низкий уровень общей культуры;
Безответственное отношение к своей школе и её имуществу;
Отсутствие постоянного сотрудничества с социальными партнёрами;
Подготовка к 65- летию Победы.
Начну с проблем, решение которых можно проследить очевидно, не приходя к диагностическому исследованию. Подготовка и проведение мероприятий к 65-летию Победы. Основной формой решения этой проблемы стало коллективное творческое дело. В сентябре был создан совет дела, в который вошли представители 5-11 классов школы. Решили одной из самых значимых задач поставить создание в школе виртуального музея «Помнит мир спасённый». Каждая параллель создавала и защищала социальный проект-экскурсию по заданной теме: «Военачальники периода ВОВ», «Основные сражения ВОВ», «Награды Родины», «Наши выпускники-участники ВОВ», «Герои Советского Союза – балахнинцы», «Города-герои». (Слайд № 1) Каждый месяц составлялся график выхода экскурсоводов в классы со своими экскурсиями в течение 3-4 четвертей. В результате все ученики школы прослушали и просмотрели компьютерные презентации 6 тем, связанных с ВОВ.(Слайд№2) Это помогает в воспитании патриота, гражданина России, воспитывает гордость за свою Родину. В школе прошли смотр строя и песни(Слайд№3), «Зарница»(Слайд№4), вахта памяти у обелиска возле школы(Слайд№5) – всё это уже стало традиционным для школьных мероприятий. Активно мы участвовали в конкурсе исследовательских работ «Моя семья в истории страны». Об этом говорят результаты: 3 первых места и 1 второе(Слайд№6). 8 Мая в школе прошла литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы с приглашением ветеранов микрорайона школы(Слайд№7). Это творческое дело по длительности было на целый учебный год. В мае мы подвели его итоги, вручив на линейке грамоты самым активным участникам. Школьный ДОЛ продолжил работу по этому направлению, была создана программа «Родные истоки», по которой ребята начальной школы шли к победному маю 45-го. Главным мероприятием стала встреча с хором ветеранов, на котором произошёл обмен концертными номерами представителей разных поколений(Слайд№8). Исследовать здесь ничего было не надо, об успехе мероприятия говорили глаза ребят и их отзывы для школьной газеты «Отражение».
Проблема установления постоянного партнёрства с учреждениями, находящимися в микрорайоне школы, тоже решалась довольно успешно.
Социальными партнёрами школы являются ГКСК, ЦВР, филиал детской библиотеки № 12, ФОК, музей «Глобус», клуб «Альтернатива», ЦДЮТиЭ, ЦДТ. В настоящее время на базе школе работает 2 театральных кружка, руководит которыми сотрудник библиотеки Родионова Т.И.(Слайд№9), педагог ДО ЦДЮТиЭ Смирнова Т.В. ЦДЮТиЭ ведёт на базе школы 2 кружка флористики и кружок «Географы-краеведы»(Слайд№10), заключён договор о совместной деятельности с ГУ НО ФОК. Уже не один раз мы проводим Дни здоровья, часы профилактики на его базе(Слайд№11). Постоянным нашим партнёром является ГКСК. Традиционными стали совместные новогодние праздники, осенние танцевально-развлекательные мероприятия для старшеклассников, каникулярные игровые программы для малышей(Слайд№12). К ЦВР мы обращаемся по поводу проведения занятий-тренингов, а также для проведения каникулярных мероприятий для ребят среднего звена(Слайд№ 13). Активно сотрудничаем мы и с ЦДТ в работе с трудными подростками и семьями. В прошлом году семья Васиных участвовала в областном этапе конкурса «Мы на выборы идём»(Слайд№14), Семья Шадриных была дипломантом областного этапа конкурса социальных проектов, посвящённых Дню Победы. Вся эта работа приводит к тому, что увеличивается и уровень занятости ребят в кружках и секциях.(Схема.Слайд№ 15) Увеличилось и число победителей районных конкурсов.(Слайд№ 16)
Рейтинг участия школы в областных и районных мероприятиях в 2009-2010 учебном году
Наименование мероприятия
Уровень
Результативность
«Алтарь Отечества»
районный
2 место
«Юный миротворец года»
Областной этап межрегионального конкурса
Участие
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я познаю мир»
областной
3 место
Конкурс «Голосуй за свое будущее»
районный
1 место
Конкурс «Овеянные славою Герб наш и Флаг»
районный
1 место, 2 место, 3 место
Конкурс детского и юношеского медиатворчества «Окно в мир»
районный
1 место
Конкурс детского рисунка «Я рисую мир»
Районный
1 место, 3 место
Финал семейного конкурса «И память сердца говорит»
областной
участие
Конкурс, посвященный птице 2009 года, «Лебединое царство»
районный
3 место
Конкурс «Творчество: традиции и современность!»
районный
участие
Конкурс комиксов «Я - потребитель»
районный
1 место, 2 место, 3 место
Тренинг «Социальное проектирование»
районный
Участие
Конкурс стихов и частушек «Потребитель на рынке. Потребитель в магазине»
районный
1 место
Детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»
всероссийский
участие
Конкурс 2Ученик года – 2010»
районный
2 место
Интеллектуальная игра брейн-ринг «400 лет Нижегородскому ополчению»
районный
2 место
Исторический исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны»
районный
1 место
Географическая краеведческая викторина «Наш край»
районный
1 место
Исторический конкурс «Нижегородцы на службе Отечеству»
районный
2 место
Конкурс «Разговор о правильном питании»
районный
1 место
Интеллектуальная игра «Страницы славы»
районный
Участие
Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
районный
3 место
Конкурс «Царевна - лягушка»
областной
1 место
Конкурс детского рисунка «Я рисую мир»
областной
1 место
4 краеведческая олимпиада «Юный экскурсовод»
областной
1 место
Слет по технике лыжного туризма
районный
2 место
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
районный
2 место
Конкурс листовок по профилактике наркомании «Выбор за тобой»
Районный
Участие
Акция «Всемирные дни наблюдений птиц – 2009»
всемирный
Участие
Конкурс «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»
областной
Участие
Смотр-конкурс детского рисунка на тему «Сохраним природу родной земли»
областной
2 место
«Рождественская карусель»
районный
2 место
Детский епархиальный фестиваль «Пасха Красная»
Областной
1 место
Соревнования слет-поход «Звездочка – 2009»
Районный
2 место
Эстафетный пробег на призы газеты «Время Волги»
районный
1 место, 2 место, 3 место
Краеведческое ориентирование «У туристского костра»
районный
1 место
Городской турнир по хоккею с мячом
районный
2 место
Соревнования по шахматам «Белая ладья»
районный
2 место
Соревнования по баскетболу
районный
2 место
Соревнования «Шиповка юных»
районный
3 место
Соревнования по волейболу
районный
3 место
Выставка «Осенние дары природы»
районный
участие
Слет юных инспекторов движения «ЮИД-2009»
районный
2 место
Первом межрегиональном Чемпионате Школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет»
межрегиональный
4 место
Конкурс агитационных бригад городской молодежной акции «НаркоСтоп»
районный
1 место
Проблема формирования чувства хозяина своей школы решалась с использованием метода социального проектирования. Ребята 3-11 классов готовили социальные проекты «Помоги родному дому». Осуществление этих проектов помогло разбить несколько клумб на территории школьного сада, облагородить территорию возле обелиска, благоустроить школьные коридоры. В конце года было проведено анкетирование учеников и родителей. Результаты говорят сами за себя. Анкета среди учащихся позволила выявить эмоциональное отношение учеников к школе, к общешкольным мероприятиям, степень удовлетворенности детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса. На вопросы:
- с каким чувством ты обычно идешь в школу – 68% ответило с хорошим,радостным;
- много ли в школе мероприятий, которые тебя радуют и ты ожидаешь их с нетерпением - 62% учеников ответило утвердительно;
- нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в школе – 86% ответило да, утвердительно;
- 100% ребят не хотят переходить в другую школу.
Анкета с родителями позволила выявить мнение родителей о воспитательной работе в школе.
На вопросы:
- с каким чувством ваш ребенок идет в школу? –
- 50% ответило с радостным, с хорошим
- 50% - когда как
- 86% родителей довольны мероприятиями, проводимыми на общешкольном уровне.
- 53% родителей ответило, что за последний год школа стала лучше.
Мы считаем, что эти три проблемы, поставленные в 2009-2010 г. решены. Конечно, до конца не удалось решить проблемы повышения уровня воспитанности и уровня общей культуры ребят, но это, на мой взгляд, вполне естественно. Это проблемы, требующие долгосрочного решения. Но шаги в этом плане сделаны, и шаги неплохие. В начальной школе введена школьная форма. Это дисциплинирует учащихся. В этом году родительским комитетом школы принято положение о школьной форме. При отслеживании уровня общей культуры использовался следующий диагностический инструментарий: в 1-х классах методика Витковской «Цветик-семицветик». Эта методика показала, что ребята ценят здоровье, хотят долгой жизни для себя и своих близких, счастья в семье, учиться на «5». Есть много философских пожеланий: мира, добра, любви всех людей. Всё это говорит, что работа по воспитанию общей культуры достигает своих результатов. Во 2-4 классах использовалась методика Соловьёва «Магазин», которая показала, что ребятами ценятся доброта, вежливость, честность, аккуратность, щедрость, активность. А избавится они хотят от упрямства, агрессивности, грубости, жадности, вспыльчивости. Всё это говорит о верных нравственных ориентирах. В ноябре 2009г. была проведена психологическая акция «Социологический опрос населения нашей школы». Итоги акции вывести на слайды и рассказать по ним(Слайды№ 16-20).Настораживают некоторые итоги этой акции, так, например,49% опрошенных считают приоритетным в выборе профессии доход. перспективную, нужную для страны работу выбирают только 22%. 58% опрошенных хотят строить отношения в семье, чтобы любили их, настораживает процент ответивших, что ради возможности быстрого заработка готовы пожертвовать соблюдением закона – 32%. Но в целом ответы весьма гуманистичны и говорят о развитой в нравственном плане личности.
Уровень нравственной воспитанности проверялся по методике Байбородовой. В 1классе использовалась методика «Поставь себе оценку». Исследование показало достаточно высокий уровень воспитанности первоклассников от 82 до 94%. В 5 – классах использовалась методика «Сферограмма»(Слайд№21), которая показала, что соотношение потребностей у детей для других – 54%, для себя – 38%. Но вот дружба ценится мало – 8%. Поэтому тоже есть над чем работать. В работе с 7-8 классами мы использовали методику Петрова «Пословицы», которая показала устойчиво ценностное отношение к жизни, к людям. Преобладает духовное отношение к жизни от 91 до 96%. Альтруистическое отношение к людям – 58%. Все понимают значимость труда – 91%. Соблюдение законов – 54%. Проводилась в 3-8 классах и методика Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Схема уровня нравственной воспитанности по классам( Слайды №22-23).
При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.
Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации. Это нравственная наука, и преподавание ее должно базироваться на основе одной из известнейших на сегодняшний день нравственных систем. Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг
Какие проблемы личного плана волнуют вас больше всего(Слайд№ 23)
9 «а» 9 «б» 10 11
Взаимоотношения в семье
107
77
83
148
Здоровье
118
79
74
148
Учёба
129
40
60
137
Будущая карьера
130
48
52
106
Любовь
67
50
45
122
Взаимоотношения с одноклассниками
57
45
51
93
Взаимоотношения с учителями
70
36
46
68
Возможность заработка
73
23
40
94
Проведение свободного времени
42
33
55
48
Нормальное питание
62
36
48
59
Покупка одежды и других вещей
50
26
41
28
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются в 9 «а» - карьера, учёба, здоровье, семья; 9 «б» - здоровье, семья, любовь, карьера; 10 –семья, здоровье, учёба. Проблема проведения свободного времени; 11 – семья, здоровье, учёба, любовь.
В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.(Слайд№24)
9 «а» 9 «б» 10 11
Справедливость
112
72
74
117
Счастье
118
53
87
138
Свобода
102
56
65
110
Добро
117
57
84
126
Честь, достоинство и совесть
115
46
67
104
Дружба
112
50
81
136
Миролюбие
60
38
46
70
Патриотизм
76
59
53
75
Милосердие
68
22
45
110
Вера и идеалы
59
29
45
93
Истина
47
28
59
64
Коллективизм
34
28
35
27
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит вас школа? (Слайд№25)
9 «а»
9 «б»
10
11
Самостоятельности и уверенности в себе
120
78
94
133
Умению общаться
109
70
85
127
Уважению к людям, человеколюбию
120
79
90
131
Дружбе
106
63
80
144
Самопознанию
104
52
73
122
Доброте
85
46
76
109
Творческому отношению к жизни
60
57
70
120
Организаторским умениям
80
57
55
106
Жизнелюбию
56
36
54
78
Преданности
54
48
42
71
Ничему не учит
43
6
19
25
Затрудняюсь ответить
43
22
21
28
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками.
В 2010-2011г тактическая цель вытекала из опыта решения проблем предыдущего года.
2010-2011г.- практический этап действия программы: его тактическая цель - осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем и программ классов; проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов; моделирование системы ученического самоуправления.
Проблемы, которые мы планируем решить в этом году, следующие:
1.Продолжение работы по повышению уровня воспитанности учащихся;
2. Работа по выявлению личностного роста каждого учащегося;
3.Работа по развитию ученического самоуправления в классах и в школе;
4.Формирование добровольческих ученических организаций «Добродеи», клуб старшеклассников «Диалог»;
5.Работа по предотвращению правонарушений.
Продолжая решать проблему по повышению уровня воспитанности учащихся мы начали в этом году с усиления контроля за дежурством учащихся по школе. Провели в 5,9,11 классах диагностику нравственной самооценки учащихся. Большинство ребят имеют средний и высокий уровень самооценки. Низкий уровень самооценки у 8% опрошенных пятиклассников. Это говорит о том, что состояния тревожности и неуверенности у выпускников начального звена нет. В 9. 11 классах низкий уровень самооценки имеет 25% учащихся. Это естественно для подросткового возраста, когда ребят ждут экзамены и выбор дальнейшего пути. Проведена диагностика этики поведения в 6-8 классах. Это самый сложный переходный возраст. Исследование показало, что в большинстве классов преобладает положительный настрой в поведении ребят, они готовы прийти на помощь, тактичны в общении со сверстниками. Проведено диагностика удовлетворённости школьной жизнью по методике Андреева. В сравнении с результатами 2009-20010г. она выше (смотрим схему. Слайд№26)). Всё это говорит о том, что проблема воспитанности учащихся продолжает решаться.
Большая работа в этом году ведётся по развитию ученического самоуправления в классах. Проведён семинар для классных руководителей «Классный руководитель и детское самоуправление», на котором поднимались вопросы: «Классный руководитель как лидер педагогического самоуправления в классе», «Детско-взрослое самоуправление в классе», «смысл детского самоуправления в классе». В последнее время активизировалось детское самоуправление и внутри школы. Начиная с выборов президента школьной республики ДАРС, которые в этом году прошли намного активнее по сравнению с прошлым годом, до осуществления подготовки, реализации, рефлексии самими ребятами школьных праздников, конкурсов, акций, КТД, социальных проектов. Например, по инициативе самих ребят территорию вокруг новой школы разбили на участки, где посадили дерево желаний, дружбы, сочувствия, любви(Слайд№27). Инициаторами были члены кружка флористики, но остальные классы охотно подхватили инициативу. Советом старшеклассников организованы и проведены Посвящение в пятиклассники(Слайд№28), Посвящение в пешеходы(Слайд№29), концерт к Дню матери(Слайд№30).
В школе второй год действует добровольческая организация «Добродеи». Сегодня они расскажут о своей деятельности. В помощь классным руководителям организован клуб старшеклассников «Диалог». Он только начинает свою деятельность. Принято положение о школьном клубе, выбран совет, определён план работы. Прошло два заседания клуба: «Толерантность: за и против», «Здоровый образ жизни, как я его понимаю?». Сегодня мы проведём заседание «Психология и влияние группы» о вреде курения. С вопросами, которые обсуждались на заседаниях клуба ребята выходят в свои классы, вынося эти проблемы на обсуждение внутри классного коллектива.
В этом году у нас есть ребята, совершившие правонарушение, поэтому одной из первоочередных проблем мы ставим работу по профилактике правонарушений и формированию юридической грамотности. В этом плане у нас проводится работа с семья. В ноябре в школе проведён День отца. Для учеников 2-4 классов прошла эстафета «Вместе с папой»(Слайд№31), для пап 5-11 классов вместе с детской библиотекой мы провели круглый стол «Откровенный разговор»(Слайд№32). В классах проводятся занятия по профилактике правонарушений, запланировано анкетирование старшеклассников по правовому воспитанию, большую работу ведёт социальный педагог Лямина Н.Г. Сегодня она покажет классный час «Я гражданин России» в рамках 20-летия России к Конвенции по правам ребёнка. Надеемся, что эта проблема будет решаться и количество ребят, совершивших правонарушение, не увеличится.
В 2011-2012г. в качестве тактической цели мы выдвигаем установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации УВ процесса и управления школой. Первые шаги к решению этой проблемы предпринимаются уже сейчас. Совместно с родительским комитетом школы разработано положение о добровольных родительских взносах, на заседание родительского комитета школы планируем его выдвинуть на утверждение. Планируем с будущего года привлекать родителей к ведению кружков по интересам в классах, попытаемся организовать деятельность родителей или выпускников школы в рамках движения наставничества. Думаю, что решение этих проблем для школы очень важно и интересно.
Используя в воспитательной деятельности проблемно-целевой подход, нужно помнить, что гораздо опаснее не учесть чего-то, чем включить в перечень кажущуюся лишней проблему. Если мы примем за самостоятельную проблему что-то незначительное, то это грозит лишь тем, что проблемно-целевая цепочка окажется чуть длиннее объективно необходимой. Если мы что-то упустим, то все наши усилия могут быть сведены к нулю.
С целью уточнения перечня проблем желательно после перехода к новому этапу развития воспитательного процесса осуществлять ревизию проблем, проверяя и перепроверяя их состав и структуру. Дело в том, что изначально мы можем просто не увидеть то, что будет очевидным в будущем. Решение одной проблемы должно органично перерасти в решение другой проблемы. Это является условием и основой, позволяющей осуществлять моделирование процесса воспитания будущего гражданина России.
Очень хорошо о роли воспитательного элемента в школах сказал Д.С.Лихачёв: «Главная цель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни, - развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму. Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способными к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства».
,
15