Формирование УУД на уроках английского языка при введении ФГОС


Формирование УУД на уроках английского языка при введении ФГОС
1 – Добрый день, уважаемые коллеги! Мое выступление носит сугубо теоретический характер, его цель, настроить Вас на работу на сегодняшнем семинаре, повторить уже для кого-то известную информацию, а для учителей, работающих в школе первый год, она, возможно, будет новой.
2 – В выступлении ставлю задачи:
- раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»,
- рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности,
- познакомиться с заданиями/ упражнениями, помогающими формировать УУД на уроках иностранного языка.
3 - Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.
4 - Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпуск-ника соответствующей ступени.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Формируя требования к результатам, разработчики проекта руководствовались тем, что новые стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
5 - В новом Федеральном государственном образовательном стандарте формирование универсальных учебных действий (УУД) считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ведущих российских психологов ( А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым) под руководством А.Г. Асмолова. на основе системно- деятельностного подхода, основные принципы которого описаны в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова.
6 – В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
7 - В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
8 - Функции универсальных учебных действий включают:  
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
9 - В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
10 - Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него; он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания.
Изучая иностранный язык, ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: "Зачем я учу иностранный язык?”, "Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, "Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, "Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”.
Овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды , к тому же когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома. Язык должен осваиваться осознанно.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной; формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение (темы "My family”, "My hobby’, «My friend» и т.д..);  11 - Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.
К ним относятся:
•     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•    волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
На начальном этапе обучения иностранному языку необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность  использования  игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся, играя, развиваются и обучаются.  И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
Необходимо научить  прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
12 - Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные- логические
- действия постановки и решения проблем
13 - На  этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
-научить выделять основное в тексте (Задания с формулировкой: What is the main idea of the text?)
- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на схемы и т.д..)Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или  устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
14 - Логическое  УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала.
Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике, таких как:
- вставить недостающие слова,
- вставить недостающие буквы,
- завершить предложение,
- заполнить таблицу,
-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных, косвенной речи.
15 - Постановка и решение проблем это:
•      формулирование проблемы;
•     самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Результативно формирование данного УУД происходит при осуществляется проектной деятельности.
16-21 - Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем (проекты в малых и больших группах) , а также работать в парах.
Виды коммуникативных действий:
•   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•    умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка(высказывание суждений с использованием клише, формулировка вопросов и ответов,доказательства правильности и неправильности высказываний)
Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
22-23 - Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:
  соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
 соответствие требованиям  к уровню языковой подготовки (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта НОО,ООО,СОО).
24- Закончить свое выступление хотелось бы следующими словами: «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» . Г. Зиммель
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Используемые источники.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
Стимульный материал к методике “Дерево” http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htmБобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/