Рабочая программа элективного курса Древнерусская цивилизация для 10 класса


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________О.В. Ташкинова«_____» ___________2016
Заместитель директора
___________ С.А. Коноваленко
«____» ____________2016 Пункт 4. Основной образовательной
программы среднего общего образования
(в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Рабочая программа
Элективный курс
Древнерусская цивилизация
Класс: 10

г. Нефтеюганск
Пояснительная записка.
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Учебно-методический комплект:
Программа элективного курса «Древнерусская цивилизация» Е.С. Галкина, Ю. В. Козленко.-М.: Дрофа ,2007 г.
Древняя Русь — основа современной России. Ведь именно в Древней Руси были заложены базовые принципы тысячелетней русской государственности и культуры. Но изучению истории Древней Руси даже в профильной старшей школе уделяется лишь 14 часов, в течение которых невозможно осветить панораму этой уникальной цивилизации, содержащей в себе ответы на многие концептуальные вопросы российской истории и современности.
Наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. И поэтому без изучения истории восточных славян невозможно понимание социально-политических процессов не только древности и средневекового периода, но и современной России.
Другой важный аспект, на который необходимо обратить внимание учащихся, — изначально многонациональный характер Российского государства. Древняя Русь строилась на основе взаимодействия восточных славян с множеством соседних племен (финно-угры, балты, тюрки, остатки скифо-сарматского населения).
Изучение уникальной культуры Древней Руси, сложившейся в симбиозе язычества и христианства, будет способствовать формированию гуманистических ценностей и религиозной толерантности. Элективный курс «Древнерусская цивилизация» рассчитан на учащихся 10 классов, изучающих историю на профильном уровне.
Цель курса:
формирование у старшеклассников представления об уникальности и ценности наследия древнерусской цивилизации как феномена всемирной истории, о преемственности социальных и культурных традиций в истории нашей Родины, об исторических основах национального самосознания. При этом под цивилизацией авторы настоящего курса понимают совокупность историко-культурных общностей, основанных на определенном хозяйственно-культурном типе.
Задачи курса:
— усвоение учащимися знаний об основных закономерностях складывания Древнерусского государства и древнерусской народности на основе синтеза различных этносов и культурных традиций;
— овладение базовыми принципами работы с разноплановыми историческими и историографическими источниками по средневековой истории Руси;
— развитие на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления Древней Руси в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
— развитие творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и приумножению.
Место курса в образовательном процессе.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу на основе векторно-стадиального подхода, который в равной степени позволяет раскрыть хозяйственно-культурную и социально-экономическую составляющие древнерусской историко-культурной общности.
Тематика курса предполагает высокий уровень как насыщенности конкретно-историческим материалом, так и обобщения исторических сведений. Это вызвано спецификой содержания курса, слабо освещенного на базовом уровне. Содержательная последовательность проблемно-хронологических блоков курса непосредственно связана с программой отечественной истории в старшей школе (специального предварительного освоения каких-либо разделов других школьных курсов не требуется).
Элективный курс «Древнерусская цивилизация» имеет межпредметный характер и связан с содержанием курсов истории, обществознания и мировой художественной культуры.
Программа рассчитана на 10 классы, 1 час в неделю, 35 часов в год.
Основные приемы организации деятельности:
Интерактивные - лекция, научно-практическая конференция, диспут, дискуссия, мини-сочинение;
Активные - семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация, дебаты. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
— основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;
— основные закономерности развития восточнославянского этноса;
— хозяйственно-культурные типы и историкокультурные общности на территории Древней Руси и их исторически сложившиеся особенности;
— важнейшие концепции этнокультурных процессов в России, их научную и мировоззренческую основу;
уметь:
— самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации исторического, этнографического и социологического характера различных источников в рамках поставленной проблемы;
— формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по историческим, этнологическим и культурологическим проблемам в публичных дискуссиях;
— формирования собственного взгляда на этнические, политические и социальные процессы современности с позиций толерантности, используя историко-этнологические сведения;
— создания фактической и теоретической базы для понимания места России во всемирно-историческом процессе;
— осознания себя гражданином своего Отечества.
Основное содержание курса.
Вводное занятие (2 ч)
Древнерусская цивилизация как феномен всемирной истории.
Дискуссия о цивилизации и формации, хозяйственно-культурные типы и историко-культурные общности во всемирном историческом процессе. Прогресс и регресс — вопрос об обратимости исторических процессов.
Понятие «древнерусского»: хронология, социум, государство. Основные источники по периоду, их виды и проблема трактовки. Начало Руси — проблема на стыке наук.
Тема 1. Происхождение народов: теории и подходы (2 ч)
Понятие этноса и этногенеза, основные теории и дискуссии.
Проблема хронологической глубины расо - и социогенеза. Роль природно-климатического фактора. Социальные институты эпохи разложения первобытного общества: кровнородственная территориальная община.
Национальный менталитет как продукт истории. Разные типы общностей в догосударственный период. Этническая составляющая социогенеза и образования государства. Роль миграций в становлении народов.
Тема 2. Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период) (2 ч)
Происхождение индоевропейцев в научной литературе. Хронология, возможные территории первоначального расселения. Формирование индоевропейского антропологического типа.
Этнос и археологическая культура. Этническое дробление индоевропейского единства.
Память о переселениях индоевропейцев в этногенетических преданиях различных народов Европы (греки, римляне, германцы, славяне).
Тема 3. Происхождение и ранняя история славян (2 ч)
Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» в письменных источниках. Дискуссии о времени и возможных территориях первичного расселения славян по данным археологии и лингвистики. Вопрос о времени обособления праславянского языка. Глубокое расовое смешение славянства. Антропологическая дифференциация ранних славян.
Проблема славяно-балто-германских отношений в свете современных научных данных.
Неизменность признаков славян в археологических культурах II тыс. до н. э. — конца I тыс. н. э.: погребальный обряд (трупосожжение), лепная керамика, размеры жилища, структура поселений (кучевая застройка). Изначальность земледелия и территориальной общины у славян. Компоненты этногенеза протославян.
Роль иноэтничных элементов в становлении славян. Особенности славянской территориальной общины и проблемы ассимиляции. Геродотова Скифия, глубина славяно-иранских лингвистических параллелей.
Славяне в римское время. Свидетельства о венедах Тита Ливия, Страбона, Плиния Старшего. Зарубинецкая культура: славяне, кельты, сарматы.
Природно-климатические изменения в Европе в III— VI вв. Славяне в эпоху Великого переселения народов.
Появление славян на исторической карте в VI в. Направления славянской экспансии. Склавины и анты: сообщения о социальном строе, характере рабства, быте славян. Археологические данные о славянах VI—VII вв. Миграция славян на Балканы, в Западную Европу. Проникновение в Испанию и Малую Азию.
Тема 4. Истоки древнерусской народности (3 ч)
Неразрывная связь формирования народности и образования государства. Этнический аспект образования Древнерусского государства. Специфика этнических процессов в Европе в I тыс. н. э. (отсутствие прямой преемственности в археологических культурах).
Направления массовых миграций по данным археологии, лингвистики и письменных источников.
Славянские «племена»-земли по «Повести временных лет».
Славянские миграции на Восточно-Европейскую равнину во второй половине I тыс. н. э.
«Повесть временных лет» о балтийской родине словен новгородских, вятичей, радимичей. Особенности культуры балтийских славян. Волин, Ретра, Аркона и их связи с Новгородом. Южная Балтика в восточнославянском фольклоре.
Легенда о происхождении славян из Норика в «Повести временных лет». Миграция славян со Среднего Дуная в VIII в.
Славяне VI—VIII вв. в Среднем Поднепровье.
Происхождение варягов. «Варяжский вопрос» в русской историографии. Новгородское происхождение легенды о призвании варягов. Варяги «Повести временных лет» в узком и широком смыслах. Археологические доказательства расселения варягов по Волго-Балтийскому пути до Волжской Булгарии. Варяги — население южного побережья Балтики. Обособленный характер летописных варягов-руси. Позднейшее распространение названия «варяги» на скандинавов.
Русы. Дискуссии об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» в западноевропейских, византийских, восточных источниках. Принципиальные различия в локализации и описании обычаев русов в источниках. Значение индоевропейского корня «рус/рос» и его социальный аспект (светлый — царственный). Археологи о различных теориях происхождения племени «русь».
Тема 5. Начала Древнерусского государства (4 ч)
Многомерность понятия «государство». Теории государства Т. Гоббса и Дж. Локка, М. Бакунина, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вопрос о роли славян, русов и варягов в образовании Древнерусского государства.
Норманнская теория и ее критика. Политические причины возникновения норманизма. Борьба вокруг норманнской теории. XVIII в. — 3. Байер, Г. Миллер, В. Тредиаковский, М. Ломоносов. XIX в. — А. Шлецер, Г. Эверс, Н. Карамзин, М. Погодин, А. Куник, Ю. Вене-лин, С. Гедеонов, Д. Иловайский. Аргументы «за» и «против». Русские и славянские названия Днепровских порогов. Имена в договорах Руси с Византией. Финское название Швеции — «Руотси» — «страна скал». Причины возрождения норманизма в последние десятилетия. Важность этнического аспекта политогенеза.
Политогенез — три пути образования государства по Ф. Энгельсу. Славянские «племена»-земли — «государства» афинского типа. Территориальная община как основа социальной структуры. Народное собрание — вече. Совет старейшин — старцы градские. Социальная структура городов и сел: десятки, сотни, тысячи. Институт тысяцких.
Обособление княжеской власти. «Русь» как племя-объединитель восточнославянских земель.
Легендарный характер летописных известий об истории Древней Руси IX—Хвв. Противоречивость княжеских генеалогий. Происхождение княжеской династии.
Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси. Новгород и Киев — политические центры Древней Руси.
Понятие «от рода русского» и обычное право русов.
Конфликт Святослава с древлянами 945 г. — свидетельство конфедеративного устройства Древней Руси. Монополизация полюдья в руках династии Рюриковичей. Ограниченность княжеской власти.
Расширение земель Руси при Владимире: собирание государства или увеличение числа данников? Установление политической гегемонии киевского княжеского дома. Отмена полюдья. Сыновья Владимира — князья-наместники. Вопрос о «лествичной системе» и завещание Ярослава Мудрого.
Тема 6. Социальные основы Древней Руси (3 ч)
Проблема специфики социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке (рабовладение, феодализм).
Проблема «земли» и «власти».
Роль веча. Летописные известия о проявлениях вечевой демократии в политической жизни Руси. Народные движения X—XI вв. — «антифеодальные» или в рамках феодализма? Роль города. Пути возникновения городов в Древней Руси.
Бояре. Дискуссия о происхождении института боярства. Место боярства в социальной структуре Древней Руси.
Закон русский. Русская Правда. Дискуссия о происхождении и характере распространения Русской Правды.
Правда Ярослава как регулятор отношений новгородцев князем. Правда Ярославичей — закон княжеского доме HI Вотчины трех сыновей Ярослава и их бояр.
Категории населения: свободные и челядины, смерды, 1акупы, холопы и др. Смерды — рабы, посаженные на и мню или свободное сельское население? Закупы-наймиты: установление зависимости за долг.
Русская Правда и «варварские правды» Западной Европы: причины сходства и различия.
Т е м а 7. Крещение Руси — рождение новой культуры (3 ч)
Летописные версии о месте принятия крещения Владимиром. Возможные центры распространения христианства — Константинополь, Болгария, Моравия. Крещение «руси» в 867 г. патриархом Фотием. Христиане — дружинники Игоря. Поездка Ольги в Византию в 957 г. и принятие ею христианства. Компилятивный характер летописных статей о крещении Руси. Дискуссии о крещении Владимира и характере раннего русского христианства.
Ярослав и появление митрополии Византийского подчинения на Руси. Первый русский митрополит Иларион и борьба с Константинополем. Десятинная церковь и Софийский собор. Языческие традиции в христианской Руси (природное и социальное).
Тема 8. Славяне и Русь между Востоком и Западом (3 ч)
Восточные славяне на пересечении торговых путей (Волго-Балтийский, Дунайско-Днепровский пути, «из варяг в греки»).
Проблема Леса и Степи (земледельцы и кочевники). Кочевая периферия восточных славян и Киевской Руси.
Политические традиции Тюркского каганата в формировании кочевых государств Восточной Европы VI—VII вв. Великая Булгария и ее распад. Контакты славян с кочевниками в VI—IX вв. Хазарский каганат VIII—X вв.: этническая структура и проблема государственности. Вопрос о хазарской дани.
Новые волны переселений с Востока. Миграции венгров в 830—860 гг. Печенеги. Появление половцев и уничтожение ими причерноморских славянских поселений. Возникновение государственности у половцев. Половецкие объединения — вассалы Руси (берендеи и «черные клобуки»).
Возникновение Волжской Булгарии в конце VIII — начале IX в. Роль Великого Булгара в торговле по Вол-го-Балтийскому пути. Поход Святослава на Булгарию. Тмутараканская Русь.
Польша и Червенские города. Связи польского и русского княжеских домов.
Этапы политических отношений с Моравией.
Установления отношений со Швецией при Ярославе. Шведо-варяжская дружина. Дипломатические браки Ярослава. Византия. Колонии русов в Константинополе.
Торговые договора Руси с греками. Военные столкновения, последний поход 1043 г. на Византию и установление мира. Зависимость русской церкви от Константинополя.
Культурные влияния Востока и Запада.
Т е м а 9. Средневековая конфедерация — удельная Русь (4 ч)
Политическая раздробленность как закономерный и прогрессивный этап в общественном развитии. Вопрос о феодальной основе политической раздробленности на Руси.
Социально-экономические изменения на Руси в XII — начале XIII в. Подъем сельского хозяйства (расширение территории пахотных земель, двух - и трехпольная система севооборота, применение удобрений).
Рост городов и их территории. Преобладание в городах ремесленного и торгового населения. Русская Правда пространной редакции.
Характер этнических отношений при феодализме. Дискуссия о хронологии раздробленности. Принцип «каждый держи отчину свою» — установки завещания Ярослава и Любечского съезда («узаконение» раздробленности).
Изменение границ племенных территориальных объединений — свидетельство сложения системы государственных отношений. Экономическая основа дробления земель и межкняжеских столкновений.
Установление более тесных связей между землями и начале XIII в. Проекты княжеских конфедераций.
Политическое устройство русских земель. Структура управления. Роль местных политических традиций. Состав веча в XII — начале XIII в. (феодалы и посадская верхушка).
Киевская земля. Традиционно значительная роль веча. Вопрос о боярском влиянии. Ослабление княжеской В мсти после смерти Мстислава Великого. Система княжеского «дуумвирата»: происхождение и сущность.
Новгородская земля. Ранний характер сложения боярской республики. X—XI вв. — период отсутствия института княжеской власти. Функции князя в Новгородской республике.
Галицко-Волынская Русь. Роль боярства в управлении землей. Ограниченность княжеской власти боярами.
Северо-Восточная Русь. Сложный этнический состав населения Волго-Окского междуречья. Финно-угорский субстрат. Два потока славянской колонизации (середина I тыс. н. э. и конец X — начало XI в.). Причины возникновения сильной княжеской власти. Новые города — княжеские центры. Противостояние старых (Ростов, Суздаль) и новых (Владимир) административных центров.
Притязания владимирских князей на ведущую роль в русских землях.
Система древнерусских княжеств-государств как цивилизационная альтернатива.
Тема 10. Древнерусская культура: духовное и материальное (4 ч)
Понятие культуры и ее структура.
Истоки культуры Древней Руси: славянское и русское язычество. Сосуществование язычества и христианства. Роль певца и сказителя у славян по данным византийских источников. Русский фольклор. Былины Киевского цикла. Сказки, пословицы и поговорки. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии.
Письменность. Время и причины возникновения письменности у славян. Черты и резы. Кириллица и глаголица. Истоки глаголицы. Вопрос о распространении глаголицы на Руси.
Грамотность и образование. Школы в Древней Руси по «Повести временных лет». Берестяные грамоты — свидетельство грамотности населения. Летописание. Возникновение русского летописания. Памятники летописания и летописные традиции Древней Руси. Политическая тенденциозность летописцев. «Повесть временных лет». Проблема авторства «Повести временных лет».
Книжное дело. Писцы. Орудия и материалы для письма. Пергамен. Украшения: миниатюры, заставки, инициалы. Переплет.
Литературные памятники. Распространение каменного строительства. Мозаики и фрески. Иконопись.
Итоговое повторение по курсу (3 ч)
Древняя Русь на геополитической карте эпохи.
Стадиальная характеристика древнерусского общества контексте всеобщей истории.
Древнерусские основы российской культуры и менталитета.
Учебно - тематический план
Наименование разделов и тем Количество часов Сроки
проведения Виды промежуточного контроля
(по итогам изучения главы, темы)
Вводное занятие 2 Происхождение народов: теории и подходы 2 Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период) 2 Происхождение и ранняя история славян 2 Истоки древнерусской народности 3 Начала Древнерусского государства 4 Социальные основы Древней Руси 3 контрольное тестирование
Крещение Руси — рождение новой культуры 3 Славяне и Русь между Востоком и Западом 3 Средневековая конфедерация — удельная Русь 4 Древнерусская культура: духовное и материальное 4 Итоговое повторение по курсу 1 контрольное тестирование
Защита презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации» 2 Итого 35 Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Старшая школа
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Д
Авторская программа курса «Древнерусская цивилизация» составлена на основе программой элективного курса «Древнерусская цивилизация» Е.С. Галкина, Ю. В. Козленко.-М.: Дрофа ,2007 г Д
Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. Артамонов М. Т. История хазар. СПб., 2001.
Захаров Л. Н. Дипломатия Древней Руси: IX в. - М., 1980.
Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование, М., 2002.
Трубачев О. Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). М,, 1993,
Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.
Янин В. JI. Я послал тебе бересту... М., 1998. Д
Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).ПЭкспозиционный экран Д
Мультимедийный компьютер с графической операционной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. Д
Многофункциональное устройство Д
Мультимедийный проектор Д
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц Д
Шкаф (ящик) для хранения карт Д
Ящики для хранения таблиц Д
Компьютерный стол Д
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) Д
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема раздела Тема урока Дата
план факт
Вводное занятие Древнерусская цивилизация как феномен всемирной истории Дискуссия о цивилизации и формации Тема 1 Происхождение народов: теории и подходы Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» Проблема хронологической глубины расо - и социогенезаТема 2 Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период) Происхождение индоевропейцев в научной литературе Этнос и археологическая культура Тема 3. Происхождение и ранняя история славян Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» Роль иноэтничных элементов в становлении славян Этнический аспект образования Древнерусского государства Тема 4. Истоки древнерусской народности Славянские «племена» - земли по «Повести временных лет». Происхождение варягов. «Варяжский вопрос» в русской историографии Тема 5. Начала Древнерусского государства Многомерность понятия «государство» Норманнская теория и ее критика Политогенез — три пути образования государства по Ф. Энгельсу Понятие «от рода русского» и обычное право русов. Тема 6. Социальные основы Древней Руси Проблема специфики социального строя Древней Руси. Проблема «земли» и «власти». Дискуссия о происхождении института боярства Тема 7. Крещение Руси — рождение новой культуры Летописные версии о месте принятия крещения Владимиром Ярослав и появление митрополии Византийского подчинения на Руси Языческие традиции в христианской Руси Тема 8. Славяне и Русь между Востоком и Западом Восточные славяне на пересечении торговых путей Проблема Леса и Степи Новые волны переселений с Востока Т е м а 9. Средневековая конфедерация — удельная Русь (ч) Политическая раздробленность как закономерный и прогрессивный этап в общественном развитии. Социально-экономические изменения на Руси в XII — начале XIII в. Рост городов и их территории Северо-Восточная Русь Тема 10. Древнерусская культура: духовное и материальное Понятие культуры и ее структура. Истоки культуры Древней Руси ПисьменностьЛитературные памятники Итоговое повторение по курсу Древняя Русь на геополитической карте эпохи Защита презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации» Проблемы развития Древнерусской цивилизацПроблемы развития Древнерусской цивилизац