Презентация на тему Межпредметная интеграция в системе преподавания ОРКСЭ


Таланова О.В.Заместитель директора по УВР,учитель начальных классовМБУ «Школа № 84»г.о. Тольятти Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:Сорвешь цветок, а где-то во ВселеннойВ тот миг звезда взорвется и умрет… Л.Куклин В последнее время в начальных классах нашего учебного заведения уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. На наш взгляд, именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Значение интегрированных уроков Положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Вся жизнь школы, все занятия, урочные и внеурочные наполнены духовным смыслом, ориентированы на высокие нравственные цели и идеалы. Причем не только детей, но и педагогов, и родителей. И, конечно, все школьные дисциплины в рамках своей специфики решают ту же задачу, что и курс «ОРКСЭ»: воспитание высоконравственного творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Что можно интегрировать? Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны; способствуют эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. ОРКСЭ Окружающий мир Литературное чтение Русский язык Внеурочная деятельность Музыка СОЧЕТАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОПК «Россия – наша Родина» «Культура и религия» «Человек и Бог в православии» «Православное учение о человеке» «Совесть и раскаяние» «Милосердие и сострадание» «Храм», «Икона» «Как христианство пришло на Русь» «Отношение христианина к природе» «Христианин в труде» «Подвиг» «Защита Отечества» Любовь и уважение к Отечеству Окружающий мир «История отечества» «Вера в бога и сохранение традиционной обрядности» «Древние славяне» «Крещение Руси» «Почему люди постепенно стали меньше верить в силы природы» «Москва как летопись истории России» Литературное чтение Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. «Музейный дом» Чудо Георгия о змие. Икона.Начало XV в. ГРМ Дионисий . Христос опускается в ад. Икона.Начало XVI в. ГРМ Литературное чтение Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. «Музейный дом» Исаак Левитан. Тихая обитель. 1890г. ГТГ Литературное чтение Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. «Музейный дом» Литературное чтение Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. «Музейный дом» Ирина КолмогорцеваИвановский монастырь Ирина КолмогорцеваПетропавловский собор Русский язык Словарная работа («Толковый словарь») Предмет Окружающий мир Крещение – обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской вере Междоусобица – спор, раздор между князьями Бусурман (басурман) – человек с мифологическим сознанием, поклоняющийся сразу многим богам; образное выражение ругательство типа «нечестивец», человек без чести и совести Ширваншах («царь царей) – титул масульманских правителей Русский язык Словарная работа («Толковый словарь») Предмет Русский язык, литературное чтение Заутреня – ранняя церковная служба у православных христиан Иезуитство – предательство, коварство Клирос – в церкви: место для певчих Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим обрядом Набожный – религиозный , верующий человек Образ – то же, что икона, то есть образ святого, изображенного на иконе Поверье – старинное предание, основанное на вере народа в приметы Просвира – маленький круглый белый хлебец, употребляемый в христианских обрядах Риза – верхнее облачение, одежда священника при богослужении Поскольку интеграция — это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. Мысчитаем, что результат интегрированного обучения проявляется в следующем:  — в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;— в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;— в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;— в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;— во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.