Основные направления методической работы в школе
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В КГУ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №20 ГОРОДА ТЕМИРТАУ»
І. Организация работы над проблемой в работе школы-лицея
Проблема, которая выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе лицея была определена на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год: уровень качества знаний учащихся составляет допустимую норму (норма в лицейских классах должна составлять 50% и выше, в нашем лицее на конец года показатель качества знаний лицейских классов составляет 58,4%, качество знаний общеобразовательных классов составляет 38%, таким образом, общий уровень качества знаний составляет 48%).
Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, например, состоянием УВП. Для того, чтобы решить проблему удовлетворительного уровня качества знаний до оптимального уровня была разработана комплексно-целевая программа по повышению качества знаний. Методическая служба лицея в условиях уже сформулированной проблемы определила цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
Генеральная цель: обеспечить систему действий педагогического коллектива для организации эффективной образовательной системы по реализации стандарта образования, ориентированной на повышение качества знаний учащихся.
Выявленная проблема позволяет поставить обоснованные задачи:
1.Создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
2.Освоить всему педагогическому коллективу школы инновационные педагогические технологии обучения и воспитания,беспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
3.Создать условия для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечив логическую взаимосвязь между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающихся знаний.
4.Создание условий для соответствия статусу «школа-лицей».
Сформулированная проблема позволяет определить пути достижения задач (направления деятельности):
Концептуальное обеспечение
Информационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы – важная задача для методической учебы педагогического коллектива. В связи с этим, предложено:
Содержание работы над проблемой:
► выявление затруднений у учащихся и педагогов (особое внимание молодым специалистам);
► изучение различных источников, анализ литературы по данной проблеме;
► обсуждение проблемы с педагогическим коллективом, определение практического основания для решения проблемы;
► обучение педагогического коллектива технике решения выявленных проблем;
► построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
► разработка необходимых психолого-педагогических и средств;
► выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества (семинар-практикум, проведение педагогических советов с применением организационно-деятельностных игр).
Таким образом, на основании вышесказанного был разработан
перспективный план мероприятий по решению проблемы:
Название проблемы Содержание работы над проблемой Форма работы Планируемый результат Организаторы работы
Уровень качества знаний является допустимым, но невысоким
58,4% лиц +38 общ :2%
_________________
= 48,2% выявление затруднений у учащихся и педагогов (особое внимание молодым специалистам) беседа, анкетирование, посещение уроков, проверка тематического планирования выявление затруднений учащихся и педагогов ШПС, учебная и воспитательная части лицея
изучение различных источников, анализ литературы по данной проблеме отбор и изучение научно-методической литературы нахождение путей решения данной проблемы библиотекари, творческие группы
обсуждение проблемы с педагогическим коллективом, определение практического основания для решения проблемы педагогические и методические советы, семинары-практикумы, организационно деятельностные игры (работа творческих групп) определение практического основания для решения проблемы администрация лицея
обучение педагогического коллектива технике решения выявленных проблем семинары-практикумы, заседания кафедр, работа творческих групп, малые педсоветы владение коллективом техникой решения проблемы учебная часть, методический совет
построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
внедрение новых форм работы коллектива (методические недели, конкурс панорамных уроков, конкурс презентаций опыта работы, мастер-классы на коллектив) участие членов педколлектива в конкурсах педмастерства, панорамных уроков, неделе открытых уроков, методнеделе, мастер-классах учебная часть, ШПС, методический совет
разработка необходимых психолого-педагогических и средств диагностика и мониторинг работы ШПС по данной проблеме разработанный блок психолого-педагогических мероприятий ШПС, творческие группы
выработка методических рекомендаций для
всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы
и получение нового качества семинар-практикум, проведение педагогических советов с применением организационно-деятельностных игр рекомендации кафедр каждого цикла по решению данной проблемы, разработка программы повышения КЗ на основе лицейской КЦП заведующие кафедр,
методический совет
ІІ. План работы над проблемой:
Если говорить о проблеме удолетворительного уровня качества знаний, то необходимо заметить, что лицейские классы охватывают 50% ученического коллектива (369 учащихся из 673-х), значит, остальную половину учащихся составляют общеобразовательные классы, но в общем итоге те и другие классы дают средний показатель КЗ ± 48,2%, таким образом, качество знаний лицейских классов соответствует уровню лицея. (в связи с этим, был изменен статус ГУ «Лицей №20» на статус КГУ «Школа-лицей №20», что дает ряд решений проблем, потому что социальная среда микрорайона по всеобучу оставляет желать лучшего).
С изменением статуса учреждения уровень качества знаний соответствовуе норме, но не решаться полностью такие проблемы,как:
☼ управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе;
☼ оценка продуктивности педагогического труда;
☼ культура педагогического труда (овладение методами научно-исследовательского характера, оптимизации, технологиями развивающего обучения);
ІІІ. Организация работы над единой методической темой
Миссия лицея включает в себя формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения, а именно:
1. Создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
2. Создание в лицее условий, способствующих развитию интеллектуального потенциала учащихся всех возрастных групп.
Цель лицея: Самоопределение интеллектуально и физически здоровой личности школьника, создание возможностей для развития индивидуальных способностей личности.
Методическая тема лицея: Активизация методов обучения с целью повышения качества знаний учащихся в свете перехода на 12-летнее образование и профильное обучение.
Пути достижения целей:
▪ Через содержание образования
▪ Через профессионально-ориентированную подготовку
▪ Через создание условий для включения учащихся в социально-экономические и политехнические процессы общества.
Ожидаемый результат:
Интеллектуально развитая, самоопределенная в жизни личность, обладающая развитыми основами политехнических, естественно-научных и экономических знаний, сформированными профессиональными компетенциями для успешного продолжения образования в ВУЗе.
Основным назначением методической службы остаётся создание условий адаптации становления, развития и саморазвития педагогических работников. Поэтому важным направлением в работы кафедры является постоянное совершенствование педагогического мастерства.
ІV.Формы организации методической работы над единой темой:
■ методические недели по единой теме;
■ создание творческих микрогрупп;
■ работа временных инициативных групп по подготовке к педагогическим советам,
методическим советам, семинарам;
■ самообразование;
■ опытно-экспериментальная работа;
■ «круглый» стол, семинар, тренинг;
■ консультации, анкетирование;
■ объединение кафедр по единой тематике;
■ школы передового опыта (обобщение опыта и мастер-классы);
■ научно-методические конференции учителей, учащихся;
■ творческие отчеты учителей и учащихся.
V. Учебный предмет и учебная программа
Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фатов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими (адаптированными) и авторскими.
В нашем лицее программы типовые и 31 адаптированная программа (гуманитарный, естественно-научный и политехнический цикл). Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Они утверждены МОН РК, а адаптированные программы утверждены методическим советом лицея, из них 13 программ утверждены экспертным советом городского отдела образования.
Все адаптированные программы включают в себя следующие измерители (учебно-методическое обеспечение): класс, тип класса, название программы, клмпонент учебного плана, вид программы, кем утверждена (учреждение, дата),учебники (авторы, название, издательство, год издания), наличие дидактического материала, методические пособия для учителя, степень обеспечения наглядным пособием, наличие измерителей выполнения стандарта.
V. Опытно-экспериментальная работа
А) основы философии качества
Конец XX – начало XXI столетий в мировом сообществе характеризуется:
Небывалыми темпами глобализации экономики и культуры, международной кооперации и интеграции государств
Развитием рыночных экономических отношений.
Приверженностью ценностям демократического, открытого государства и гражданского общества, т.е. осознанием ценности государственно-общественного устройства жизни как культурно-исторического достояния.
Акцентом на ценностях личностного и социального развития.
Стандартизацией различных сторон жизнедеятельности человечества.
Эти характеристики XXI века стали вызовами времени и нашей Республике. Для того чтобы стать конкурентоспособным, цивилизованным и развитым государством (т.е. войти в число 50 развитых стран мира) Казахстан должен ответить этим вызовам. Философия качества должна быть приоритетной идеологией казахстанцев, т.к. фактор качества становится ведущим для характеристики развитости современных государств. Поэтому возникла идея введения экспериментального курса «Введение в философию качества».
Название эксперимента: Основы философии качества.
Ответственные: научный руководитель - специалист Управления образования Карагандинской области, руководитель - заместитель директора по УВР Базарбаева Ж.К.
Цель эксперимента: пробуждение интереса учащихся и сотрудников лицея к качеству,
устойчивого навыка к видению качества, стремления к качеству, организации своей
деятельности и жизни в русле качества, создание лицейской «философии качества».
Задачи эксперимента:
▪ диагностика деятельности лицея до эксперимента и на конечном этапе;
▪ внедрение элективного курса «Введение в философию качества» в 10-11 классах;
▪ теоретическое изучение сотрудниками лицея ТQМ (Всеобщая концепция управления
качеством), ИСО 9000;
▪ использование в педагогической деятельности ТQМ;
▪ систематизация критериев качества деятельности лицея;
▪ создание «культа качества» в лицее.
Основные этапы эксперимента:
І этап: 2007-2010 гг. – внедрение элективного курса «Введение в философию качества» в
10-11 классах, теоретическое изучение сотрудниками лицея ТQМ, использование в
педагогической деятельности, выработка критериев качества.
ІІ этап: 2010-2013 – создание собственной лицейской философии качества.
Ожидаемые результаты:
1.Пробуждение интереса учащихся и сотрудников лицея к качеству, устойчивого навыка к видению качества, стремления к качеству.
2.Организация деятельности лицея в русле качества.
3.Стабильно высокое качество знаний, высокие результаты ЕНТ, эффективная работа с одаренными учащимися.
4.Повышение статуса выпускников КГУ «Школа-лицей №20».
А) Рейтинговая система оценки знаний учащихся
Цель деятельности: стимулировать учащихся к самостоятельному осмысливанию и решению своих учебных проблем, необходимости оценивать свои учебные успехи.
Задачи деятельности:
• Системно оценить результаты деятельности учащихся.
• Сравнить его результат с результатами одноклассников и результатами школьников в целом
• Помочь учащемуся проследить изменения эффективности его учебы.
Содержание деятельности:
1. Проведение диагностики успеваемости учащегося в течение всего года.
2. Подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.
Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:
повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;
воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;
помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;
стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.
Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.
Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:
повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;
стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);
улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;
активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.
Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".
Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.
Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.
Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.
В)Рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителя
Цель деятельности: стимулировать учителя к самостоятельному осмысливанию и решению своих профессиональных проблем.
Задачи деятельности:
• Системно оценить результаты профессиональной деятельности учителя.
• Сравнить его результат с результатами коллег и своими результатами
• Помочь учителю проследить изменения эффективности его работы.
Содержание деятельности:
1. Проведение диагностики труда учителя в течение всего года.
2. Подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.
Использование данного рейтинга позволяет объективно оценить деятельность учителя по многим направлениям, а информирование педагога о его результатах является, на наш взгляд, хорошим стимулом для повышения своей квалификации.
На основе анализа рейтинга администрация может варьировать формы и методы поощрения педагогов, формировать индивидуальные программы их развития.
Оглашение результатов рейтинга на установочном педсовете «Поиск, творчество, находки» и награждение лучших учителей.
VІ. Основные показатели работы методической службы
Основным назначением методической службы остаётся создание условий адаптации становления, развития и саморазвития педагогических работников. Поэтому важным направлением в работы кафедры является постоянное совершенствование педагогического мастерства.
Качественный состав педагогических работников:
Год Всего учителей С высшим образованием %
2007-2008 59 51 86
2008-2009 60 52 87
2009-2010 61 56 92
2010-2011 58 55 95
2011-2012 63 55 87,3
2012-2013 65 56 86
2013-2014 68 62 91
Перспективный план качественного состава ГУ «Лицей №20»на 2012-2014гг.
Год Всего учителей С высшим образованием %
2012-2013 60 59 98
2013-2014 60 59 98
Мониторинг качественного состава учителей ГУ «Лицей №20» по категориям
Год Всего учителей Всего с категорией Высшая категория % I
категория % II
категория %
2007-2008 59 33 11 18 13 22 19 32
2008-2009 60 38 11 18 12 20 15 25
2009-2010 61 49 11 18 21 34 17 29
2010-2011 58 51 14 24 22 38 15 26
2011-2012 63 46 18 28,6 17 27 11 17,5
2012-2013 65 2013-2014 68 Перспективный план качественного состава учителей по категориям на 2012-2014гг.
Год Всего учителей Всего с категорией Высшая категория % I
категория % II
категория %
2012-2013 60 58 17 28 23 40 18 30
2013-2014 60 60 18 30 24 40 18 30
Как видно из таблицы, за 5 лет вырос качественный состав учителей по категории.
2.Аттестация учителей – составная часть повышения педагогической квалификации. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда.
Аттестацию прошли:
Годы Подали заявление Прошли аттестацию Не прошли аттестацию
2008-2009 10 10 -
2009-2010 12 11 1 (Сенькина Л.О., учитель начальных классов в связи с увольнением)
2010-2011 14 12 2 (Трышкова М.А., учитель русского языка и литературы в связи с увольнением и переходом в ОСШ№31, Жеглова М.А., учитель начальных классов в связи с увольнением)
2011-2012 14 13 1 (Васьковская Ю.К., учитель начальных классов в связи с увольнением и переводом в ГГ№1)
2012-2013 15 13 2 (Гильманова КП, Будкова ИИ в связи с увольнением и переводом в другие школы)
2013-2014 13 10 3 (калион СА, Придатко НА, Феофанова ЕГ уволились и перевелись в другие школы)
Таким образом,за последние годы картина по аттестации выглядит следующим образом:
Годы Высшая (присвоение) Высшая (подтверждение) Первая (присвоение) Первая (подтверждение) Вторая (присвоение) Вторая (подтверждение)
2008-2009 1 1 4 0 4 0
2009-2010 0 2 2 1 5 1
2010-2011 3 0 4 2 2 2
2011-2012 2 3 4 0 4 0
2012-2013 2 3 3 3 2 0
2013-2014 2 3 2 0 3 0
Курсы повышения квалификации прошли:
Год Курсы ПК др. курсы Всего
2007-2008 4 8 12
2008-2009 10 8 18
2009-2010 17 18 35
2010-2011 15 3 18
2011-2012 12 2 замдир УВР+3уровневые 17
2012-2013 11 3 самопознание 14
2013-2014 13 2 уровневые 15
3. Работа по самообразованию:
Особая роль в работе учителя отводится самообразованию. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самоанализу – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности педагога.
Надо отметить следующее: не все методические темы выбраны учителями обдуманно, с учётом тех или иных потребностей классного коллектива. Учителя не всегда планомерно ведут исследовательскую работу, за исключением некоторых учителей, которые занималаются исследованием, оформляют свою работу, выступают перед учителями города со своим результатом.
Методическая работа на протяжении пяти лет была направлена на повышение педагогического мастерства учителей, изыскание новых форм и методов преподавания, рациональное использование имеющихся средств обучения, обмен опытом, внедрение передового опыта в практику работы.
На протяжении 2011-2012 учебного года прослеживалась работа учителей по методической теме через посещение уроков, выступления на методических совещаниях, оформление документации.
В рамках обмена опыта на кафедрах проводились «Педагогическая мастерская», где учителя делились своим опытом.
Наряду с этим, огромную роль играет организация и проведени методических недель. Так, методические недели имеют свою тематику и планы работы:
Методическая неделя №1-Панорама педагогических идей и фестиваль открытых уроков (2009-2010 учебный год)
Методическая неделя №2-Внедрение рейтинговой системы оценивания знаний учащихся (2010-2011 учебный год)
Методическая неделя №3-Причины низкой успеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности (2011-2012 учебный год).
Методическая неделя №4-Преемственность в работе учителя. Поиск. проблемы. Перспективы (2012-2013 учебный год)
Методическая неделя №5- ИКТ. Организация работы учителя
с применением ИКТ. Поиск. Эффективные пути применения ИКТ (2013-2014 учебныфй год)
по итогам проведения методической недели №5 на тему «ИКТ. Организация работы учителя
с применением ИКТ. Поиск. Эффективные пути применения ИКТ» в КГУ «Школа-лицей №20»
Сроки проведения МН: 25.11-30.11.2013г
Цели проведения МН:
■ организация коллективной деятельности педагогического коллектива по методической теме «Становление личности учащегося через использование основных методических принципов в обучении и воспитании»;
■ проверка качества подготовки учителей к открытым урокам по предметам; определение роли различных форм работы на уроке по подготовке учащихся к итоговой аттестации, а также непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемых наук;
■ выявление профессиональной квалификации учителей;
■ выявление уровня внедрения в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения интерактивных форм обучения;
■ выявление уровня овладения анализом и самоанализом деятельности учителя и результатов его труда;
■ посещение уроков опытных учителей и наставников молодыми специалистами;
■ ознакомление членов педагогического коллектива с содержанием работы учителей в виде открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов, семинаров, обобщения опыта, защиты УМК по предмету, докладов.
Формы проведения МН:
■ проведение открытых уроков, открытых внеклассных мероприятий, самопрезентации опыта работы, семинаров, выступлений учителями-предметниками;
■ посещение уроков всеми членами педколлектива
■ работа творческой группы по сбору разработок уроков с самоанализами, создание методического пособия по итогам МН (книжный и электронный вариант);
■ в ходе МН ежедневный выпуск бюллетеней по итогам работы за день;
■ работа психологической службы.
Члены экспертной комиссии:
Коныртаев Г.Н.-директор лицея
Жаппарова Г.А.-зам.директора по УВР
Галютина С.А.-зам.директора по ПО
Шишкина Ж.К.-зам.директора по УВР
Щурова И.А.-зам.директора по ВР
Беркумбаева М.В.- зам.директора по ВР
Бешукова Д.Д.-учитель русского языка и литературы высшей категории высшего уровня квалификации
Косарова С.В. - учитель биологии и химии высшей категории высшего уровня квалификации
Гаюк Н.А. - учитель географии высшей категории высшего уровня квалификации
Интыкбаева Л.Ж. - учитель казахского языка и литературы высшей категории высшего уровня квалификации
Мельникова Я.В. - учитель начальных классов высшей категории высшего уровня квалификации
Иванова О.А. -учитель русского языка и литературы высшей категории высшего уровня квалификации
В ходе методической недели ежедневно выпускаются методические бюллетени по организации работы за каждый день.
Итоги МН:
■ расширенное заседание Методического совета лицея по итогам МН (28 кабинет) 29.11.2013г в . 15.00ч
Повестка дня:
1. Тренинг ШПС
2. Выступление заведующей КНО Гаюк Н.А. и заместителя директора по НО Мельниковой Я.В. на тему "Электронный
портфолио как результат научной организации профессиональной деятельности учителя"
3. Выступление учителя физики Ветковской Н.А. и учителя информатики Кениг С.Ю. на тему «Использование
интерактивного оборудование на уроках»
4. Выступление ШПС на тему «Влияние интерактивных методов обучения на агрессивность у старших подростков.
Плюсы и минусы интерактивного обучения»
6. Рефлексия 6 шляп мышления (заведующая кафедрой ГиИЯ Интыкбаева Л.Ж.)
7. Творческая лаборатория «Очумелые ручки» (замдмректора по ПО Галютина С.А.)
8. Итоги методической недели. Выводы и рекомендации (отв.Жаппарова Г.А.)
9. Награждение по итогам МН (Директор, профсоюзный комитет)
Ф.И.О. учителя, предмет Выводы учителей по уроку Рекомендации учителей по уроку «изюминка» в работе Ср.баллХаертдинова Светлана Яковлевна Логопедическое занятие проведено на высоком уровне. Цель занятия достигнута. Структура занятия способствовала развитию познавательных процессов, восприятия, памяти, мышления. Использование игровых, здоровьесберегающих технологий, хороший темп, высокая мотивация. Рефлексия в конце урока. Добиваться полных ответов от учащихся на вопросы. В конце занятия каждому ученику давать индивидуальные рекомендации по произношению звуков. Давать детям больше говорить на уроках (выражать свои мысли). Совершенствовать педагогическое мастерство. Необходимо увеличить количество логопедов в лицее. Разнообразие форм и методов работы. 4.45
Косарова Светлана Викторовна Урок соответствует теме. Все этапы урока выдержаны. Урок прошел на эмоциональном уровне. Высокая познавательная сфера. Продумано технологическое обеспечение урока. Выбор форм работы соответствовали теме, все формы были эффективными. Номинация «Учитель-наставник». Продолжать работу в данном направлении по использованию возможностей интерактивной доски на уроках. На уроке использовалась наглядность «коллекция моллюсков», эмоциональный настрой учащихся при помощи показа мультфильма. 4.58
Турганбаева Гульжан Алексеевна Очень хорошая межпредметная связь (математика и география). Продумана деятельность учащихся. Использование интерактивного оборудования. Организация познавательной деятельности. Не хватило темпа. Номинация «учитель-поисковик». Увеличить темп на уроках. Более четко делать анализ урока. Не было четкого контроля по оцениванию. Не в полной мере использовалась интерактивная доска. Совершенствовать педагогическое мастерство. Не было обратной связи с учащимися. Добавить смену видов деятельности учащихся. Ярко выражена межпредметная связь с географией и историей. Патриотическое воспитание. 4.06
Букибаева Жумабике ПшенбаевнаУрок проходил в лицейском классе, класс разделен на 3 группы. 20 минут проходила устная работа: составляли словосочетания, предложения, рассказ. Далее письменная работа: разбор предложений, повторение грамматики. Использование интерактивной доски на среднем уровне. Были подведены итоги урока с учащимися, рефлексия. Номинация «учитель-наставник», «учитель-материнская забота», «учитель-лингвист», «учитель-классик», «учитель-рационалист». Обобщить опыт учителя. Использование интерактивной доски на среднем уровне (презентация, флипчартов не было) Использование новых технологий, поощрительные призы за работу учащихся, работа учащихся в группах. 4.77
Есеманова Гульжан АбикеновнаУрок интересный, содержательный, много различный заданий, разнообразных по форме, активно использовалась интерактивная доска. Урок актуален, связен с жизнью Республики, Президента, города. Педагогу более четко формулировать и ставить учебные задачи. Отслеживать ошибки учащихся и своевременно их исправлять. Тесты на урок раздавать в распечатанном виде, использовать в работе интерактивную доску. Использование различных современных методов и форм на уроке. 4.50
Милованович Ольга Михайловна Урок методически построен правильно. На уроке были использованы разнообразные виды работ, заданий. Положительный эмоциональный фон на уроке. Задания способствовали сплочению коллектива. Больше внимания уделять ТБ на уроках физ.культуры. При кувырках стелить больше матов. Построение пирамиды (по схеме). Использование игровых форм на уроке. 4.40
Амиров Абдуманап ЖаникуловичУрок проведен на хорошем методическом уровне. В работу вовлечены все учащиеся. Учитель четко формирует задания. Прослеживаются межпредметные связи с ИЗО, черчением. Использование ТСО. Использовать более разнообразные методы для активизации познавательной деятельности учащихся. Проводить четкий инструктаж по ТБ. Уравновешенное, спокойное ведение урока. Благоприятный микроклимат на уроке. 4.10
Вильданова Людмила Аркадьевна Учитель в своей работе применяет элементы современных технологий обучения, использует наглядность при проведении практических занятий. Важным звеном в работе учителя является включение в структуру урока технических средств обучения, что не только помогает эффективно и рационально использовать учебное время, но и повышать мотивацию учащихся к предмету. Обобщить опыт по теме «Использование компьютерной графики на уроках технологии с целью повышения педагогического мастерства учителей лицея». Меньше волноваться учителю. Использовать самооценивание. Использование на уроках натуральную ткань, а не её имитацию. Не объективное оценивание учащихся. Во время презентации необходимо дать возможность защититься учащимся. Применение программы по моделированию одежды. 3.90
Касымова Айдана КасымовнаУрок хороший, содержательный, с чередованием смены деятельности учащихся, выдержанный в хорошем темпе. Использование современных технологий. Совершенствовать педагогическое мастерство. Нужно лучше объяснять задание учащимся. Использование презентации на уроке. 4.14
Малгабылова Макен МажитовнаУрок прошел очень интересно. Цели и задачи поставленные на уроке были реализованы. Учащиеся работали активно, явно выраженный патриотизм учащихся, любовь к предмету учителя. Показать мастер-класс молодым специалистам по внеклассному мероприятию. Применение психологического тренинга. Межпредметная связь с историей, ин.яз.,русс.яз. 4.87
Сагындыкова Назимгуль РымбековнаУрок закрепления знаний. В ходе урока использована компьютерная презентация. Содержание урока соответствует теме. Большинство заданий носило репродуктивный характер. Характер взаимоотношений на уроке учитель-ученик – субъект-объективное взаимодействие. Больше внимания уделять дикции учащихся, выработать более четкие критерии оценивания учащихся. Чаще использовать интерактивную доску. Контроль знаний осуществлялся субъективно. Экскурсия и презентация по родному городу, очень доступно объясняет материал 4.40
Ашутова Татьяна Анатольевна Урок хороший, структура выдержана, учащиеся старались, учитель владеет классом. Межпредметная связь с познанием мира. Использование разноуровненвых заданий. Номинация «Учитель-поисковик». Использование различных форм работы. Больше работать у доски учащимся, чаще осуществлять на уроках разбор слов. Отсутствие комментирования письма. На уроке контроль не прослеживался. Развивать умение рационально использовать время на уроке. Минутку чистописания прописывать на доске, а не в презентации. Низкий темп работы. Рассказ «Снежный барс». 4.48
Дворецкая Елена Владимировна Урок-обобщение показан в системе других уроков и работы учителя с классом на протяжении многих лет. Учащиеся комфортно чувствуют себя и продуктивно работают как индивидуально так и в группах. Учитель владеет слвременными технологиями и умело использует их в обучении. Были показаны различные виды и формы деятельности учащихся. Обобщить опыт работы учителя на школьном методобьединении. Использовать интерактивную доску. Четкость, умение организовывать работу учащихся, рациональное использование времению 4.77
Поиграй Екатерина Станиславовна Урок построен в виде путешествия по сказке «Гуси-лебеди». Яркие наглядности. В конце урока предусмотрены поощрительные призы для учащихся за работу на уроке. Номинация «Учитель-поисковик». Работать над дисциплиной учащихся. Использование интерактивного оборудования. Необходимо работать над речью учащихся. Некоторые задания даются с опережением. Педагогу более четко формулировать и ставить учебные задачи для учащихся. Использование наглядных ярких пособий. 4.20
Налегач Елена Николаевна Учебно-ролевая игра «Путешествие по лесу» с элементами акробатики. Цель и задачи урока полностью реализованы. Темп урока очень хороший. Почаще применять сюжетные уроки в 1 классах. Правильность подбора материала. 4.48
Постернак Ульяна Викторовна Урок прошел в форме групповой работы. Хороший эмоциональный настрой. Учащиеся работали с удовольствием, активно показали свои знания по теме. Учитель ставит проблемные вопросы, на которые учащиеся находили ответы. На уроке применялись новые технологии, проектная деятельность. Итогом урока стал видеоролик. Номинация «Учитель – педагогический рост». Продолжить работу по самообразованию, повышать педагогическое мастерство. Научить учащихся отвечать полными ответами. Необходимо меньше говорить учителю, давать возможность высказаться учащимся. Комментировать оценивание за урок учащихся. На уроке использовалась проектная деятельность, видеофильм. 4.21
Рахимов Рустем ОрынбековичТип урока – учебно-тренировочный. Урок прошел в хорошем темпе, были задействованы все учащиеся. На уроке выполнялись акробатические упражнения с элементами гимнастики. На уроке была среди учащихся взаимопомощь. Положительный эмоциональный настрой на урок. Организация деятельности учащихся – фронтальная и индивидуальная. Учителем был проведен правильный выбор методов выполнения упражнений. Достаточное количество повторений и вариативности заданий. Физические нагрузки на уроке соответствуют возрастным особенностям. Цели и задачи поставленные на уроке были достигнуты. Четко ставить задачи перед учащимися. Четко подавать команды. На уроке использовались акробатические упражнения с элементами гимнастики. Применение игр и эстафеты. 3.4
Кувшинова Светлана Геннадьевна Урок прошел на высшем уровне. Учителем использовались методы проблемного обучения. На каждом этапе урока соблюдалось развитие познавательных способностей учащихся, учитель работает систематически над развитием речи учащихся, над выразительным чтением и пересказам, создания текста. Урок прошел в форме групповой работы. Положительный эмоциональный настрой. Реализация воспитательной задачи урока. Обобщить опыт учителя на методическом совете лицея. Продолжить работу над развитием речи учащихся и над техникой чтения (над повышением качества). Провести мастер-класс молодым специалистам. Более тщательно продумывать этапы работы. Данный урок можно выпустить в печатном варианте. Физминутка проводилась на 35 минуте, нужно проводить её раньше. На уроке использовались: видеофильм, кроссворд, физминутка. Много интересного наглядного материала. Очень эмоциональная речь у учителя. 4.53
Рябова Елена Петровна Урок прошел на хорошем уровне с использованием большого наглядного материала. Разнообразно использовались возможности интерактивной доски. Урок имеет практическую направленность, способствует развитию познавательного интереса к уроку. Включить поисковые формы работы на этапе изучения нового материала. Продолжить работу по использованию возможностей интерактивной доски. Применение здоровье-сберегающих технологий, ТСО. 4.65
Соловьева Светлана Петровна Учитель использовал разнообразные приемы и методы обучения для организации деятельности учащихся. 100% усвоения учащимися темы. Степень мотивации к уроку высокая. Все учащиеся были подключены в работу. Учителю участвовать в НПК, выпустить методическое пособие по организации учащихся на уроках черчения. «Учитель-непосредственность», «учитель-коммуникативность», «учитель-практик», «учитель-мастер своего дела», «учитель-конгениальность». 4.65
Ф.И.О. учителя, название внеклассного мероприятия Выводы учителей по мероприятию Рекомендации учителей по мероприятию «изюминка» в работе Средний
балл
Базарбаева Жанат КуандыковнаУрок методически выверен, грамотно построен, урок ведется в высоком темпе. Используются доска, ноутбуки. Учитель целенаправленно ведет систематическую работу по развитию речи учащихся, навыков диалога. Обобщить опыт учителя на методическом заседании кафедры и совещании лицея. «Использование ТСО на уроках» - показать на семинаре для молодых специалистов. Элементы дебатов, работа учащихся в группах с применением ноутбуков. 4.81
Орлова Наталья Александровна Был проведен учет возрастных особенностей при организации и проведении внеклассной работы, учет психологических особенностей коллектива, работа над формированием мотивов, осуществлялась предварительная подготовка учащихся, учитывались при распределении поручений межличностные отношения учащихся в классе. Патриотическое воспитание. Активизировать деятельность учащихся через использование актуальных методов обучения, стихов и т.д. Больше эмоций на уроках. Ставить проблемные задания. Толерантный учитель. 4.17
Деркач Виолетта Ивановна Работа по преемственности, разные классы 5Б и 6Б. Инсценировка басен, учащиеся играли роли эмоционально, с удовольствием. Все действие проходило на английском языке. Были привлечены все учащиеся и учителя. Номинация «учителя-сценаристы». Организовывать представления на общешкольных мероприятиях. Более эффективно рассчитывать время. Подводить итоги внеклассного мероприятия. Театральное представление, декорации, костюмы. 4.85
Сарваниди Александра Олеговна Шкуренко Ксения Валерьевна Тема урока «Подводное путешествие». Урок хороший. Очень хорошая рефлексия на уроке. Очень много наглядного материала Урок выдержан в темпе. Урок очень доступный. Четко ставить цель и задачи перед каждым этапом работы. Охватить работой всех учащихся. Работать с лексическим запасом учеников. Исправлять ошибки не только в англ.яз., но и в русском. Трудности с дисциплиной. Очень много наглядного материала. Игра с шарами. 4.24
Копылова Любовь Анатольевна Урок прошел на высоком уровне. Была проведена «Презедентская эстафета» среди учащихся. Цели и задачи, поставленные на занятие, достигнуты. Использование ТСО. Более четко формулировать задачи для учащихся, задействовать надо было весь класс. Иметь микрофон для проведения такого вида внеклассного мероприятия. Необходимо показывать образец задания. Прослеживать чтобы у всех учащихся была спортивная флома. Коллективизм среди учащихся. Вовлечение всех параллелей 5-х классов. 4.37
Каунова Ирина Владимировна Можно выделить следующие аспекты воспитательной работы: учет возрастных особенностей при организации и проведении внеклассной воспитательной работы; учет психологических особенностей коллектива (период адаптации); учет индивидуальных особенностей учащихся. Мероприятие способствовало развитию произвольности поведения. Мероприятие проводится с учетом инициативы к самостоятельности школьников. Мероприятие способствовало развитию организационному и психологическому единству, развитие направленности коллективной деятельности. Показать мероприятие на городском уровне. Педагогу поделиться своим мастерством со своими коллегами. Проведение сказки «Репка» на современный лад. Номинация «учитель-восторг», «учитель-театрал». Высокий уровень степени эмоционального и воспитательного воздействия. 5
Выводы:
в конкурсе панорамы педагогический идей «Открытый урок» приняли активное участие 2/3 членов педагогического коллектива;
22 учителя провели открытые уроки;
6 учителей провели открытые внеклассные мероприятия;
12 учителей представляли экспертную комиссию;
4 учителей провели мероприятия в виде мастер-классов, обобщения опыта, защиты методической темы;
4 учителя вошли в состав творческой группы по созданию методического пособия по методической неделе:
все члены педагогического коллектива посетили уроки согласно графика;
дежурство было организовано.
Рекомендации:
учителям во время проведения методической недели быть организованнее и своевременно брать и сдавать в учебную часть заполненные бланки анализов уроков;
к открытым урокам готовиться ответственнее, планирование уроков заранее обсуждать с заведующими кафедр, учебной частью;
заполнять анализы уроков не одним предложением или замечанием, а делать полный анализ урока;
по выпуску методического пособия сдать разработки открытых уроков и мастер-классов в бумажном и электронном варианте с самоанализами 30.11.2013г;
42 учителя рекомендовать на соответствующие номинации, вручить грамоты и благодарственные письма;
наградить учителей почетными грамотами и призами;
выразить благодарность всем учителям, показавшим открытые уроки, оказавшим методическую помощь в разработке уроков и мероприятий;
особую благодарность выразить административному корпусу за качественную организацию панорамы педагогических идей;
рекомендовать на повышение квалификационной категории следующих учителей:
на вторую квалификационную категорию учителя физкультуры Рахимова Р.О., Шкуренко К.В.;
заведующим кафедр организовать работу по ступенчатому обобщению педагогического опыта следующих учителей: Базарбаевой Ж.К., Дворецкой Е.В., Кувшиновой С.Г.Ветковской Н.А., Кауновой И.В., Кениг С.Ю.
5. Материально — техническое обеспечение
Учащиеся лицея занимаются в 28 кабинетах. Начальные классы обучаются в 7 кабинетах, которые оборудованы соответственной возрасту мебелью, имеют наборы наглядностей, аппаратуру (компьютеры, магнитофоны). Кабинеты ИВТ (№43, 45), географии (№24), химии (№48), физики (№28), биологии (№47) оборудованы интерактивными досками, кабинет казахского языка (№26) оснащен мультимедийным оборудованием. В 2009-2010 учебном году был паспортизирован 5 кабинетов.
Кабинет №№ кабинетов Паспортизированы
Начальные классы 1,2,3,4,5,6,32 3,4,32
Казахский язык и литература 26,31,44,46 46,26
Русский язык и литература 20,21 21
ИВТ 43,45 43,45
Математика 40,41,42 40,41,42
История 51,52 52
Физика 28 28
Биология 47 47
Химия 48 48
НВП 25 Музыка 22 Английский язык 30,50 География 24 24
Мастерская, домоводство ++ ++
В школе 2 спортивных зала — большой и малый. Большой зал укомплектован спортивным инвентарем на 100%; в малом зале обычно занимаются учащиеся 1 — 4 классов.
Обеспеченность учебниками казахстанских авторов на государственном языке — 100%, на русском языке — 100%.
6.Нормативно — правовое, методическое обеспечение, подписка на отраслевые издания
В школе имеются нормативно - правовые документы, методическая, справочная, энциклопедическая, познавательная, детская литература, хрестоматии для детейПодписка и справочная литература: Перемена, Заместитель директора школы, Биология в школе, Справочник руководителя образовательного учреждения, Айголек, Классный час, Абитуриент, Весь мир, Дружные ребята, Индустриальная Караганда, Орталық Қазақстан, Ералаш, Дарын, Қазақ тілі мен әдебиеті, Логопед, Начальная школа, Открытая школа, Психология в казахстанской школе, Русский язык, Самопознание, Социальный педагог, Справочник классного руководителя. Учащиеся на 100% обеспечены учебниками.
Сравнительный анализ за 2 года показал, что в 2009-2010 учебном году книговыдача снизилась вследствие уменьшения численности учащихся. За текущий год в библиотеку не поступило ни одного экземпляра художественной литературы, фонд практически не пополняется программной литературой, научно-популярной и детскими книгами.
Достижения проблемы Пути решения
В кабинетах имеются компьютеры Многие компьютеры устарели Подать заявку.
уроки казахского и английского языков, музыки, ИВТ проводятся в специализированных кабинетах.
1 смена из-за занятости кабинетов с интерактивными досками не могут проводить уроки в данных кабинетах. Корректировка расписания.
Подать заявку на установление интерактивной доски в кабинетах начальной школы.
имеется малый спортивный зал для занятий учащихся начальной школы. Не все кабинеты паспортизированы Подать заявку на паспортизацию кабинетов на 2011-2012 учебный год
Обеспеченность учебниками 100% в 2011-2012 учебном году книговыдача повысилась. Нет подписки на детские издания и методическую литературу. Организовать подписку среди учителей на журналы и методическую литературу.
фонд практически не пополняется программной литературой, научно-популярной и детскими книгами.
Подать заявку.
7. Организация ВШК
В соответствии с анализом работы перед школой поставлены стратегические задачи на 2011-2012 учебный год. Все выявленные проблемы нашли отражение в планировании работы на новый учебный год, в плане ВШК и организации методической работы. ВШК по плану работы предусматривает различные его формы: административный, фронтальный, персональный, классно-обобщающий, и осуществляется по следующим направлениям:
Состояние знаний, умений и навыков учащихся;
Ведение школьной документации;
Работа с кадрами;
Выполнение всеобуча;
Состояние преподавания учебных предметов;
Работа по подготовке к ВОУД,ЕНТ;
По результатам ВШК учителя ссов ведут мониторинг качества ЗУН, выявляют и анализируют типичные ошибки, организуют индивидуально-коррекционную деятельность по их устранению. Учителям в полной мере оказывается методическая помощь. Выбранная схема оценки эффективности урока позволяет делать глубокий анализ деятельности учителя с учетом развития и продвижения в знаниях всех учащихся.
Школьная документация проверяется в соответствии с планом ВШК. При написании справок по итогам проверки четко определяются цели проверки, составляются критерии оценки качественного ведения документации, по которым можно увидеть продвижения, затруднения и недоработки учителей. В справках пишется констатирующую часть с выводами, даются адресные рекомендации и указываются сроки исполнения.
Проводится систематический контроль над качеством знаний учащихся: проводятся административные и тематические срезы знаний, рубежные и итоговые тестовые испытания. Своевременно принимаются решения по устранению недостатков в качестве знаний учеников. Ведется мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся, мониторинг качественных и темповых показателей чтения учащихся, контроль над индивидуальной работой со слабоуспевающими учениками.
Итоги ВШК за работой начальной школы рассматриваются на совещаниях при директоре и завуче. Прослеживается взаимосвязь между ВШК и методической работой.
Организация УВП в школе осуществляется на диагностической основе.
достижения проблемы Пути решения
Контроль ведётся согласно внутришкольного плана. Большой объём проверок по плану. Продумать ВШК на следующий учебный год.
Выполнение государственного стандарта:
Учебная программа по всем предметам выполнена, отставаний нет.
достижения проблемы Пути решения
У всех учителей имеются календарные планы, которые составлены в соответствии с учебным планом и новыми государственными программами (ГОСО РК 2.3.4.01-2010). Программа выполнена, отставаний нет Не все учителя делают своевременную корректировку КТП. своевременно делать корректировку КТП.
8. Работа школы молодого педагога
Администрация лицея стремится создать систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя. Уже не первый год работает «Школа молодого педагога» (с 2008 года этой работой руководит заместитель директора по УВР Жаппарова Г.А.), целью организации которой является: совершенствовать методическую культуру и повышать мастерство педагогов, формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании, помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.
Система обучения ШМП призвана решать следующие задачи: расширять общепедагогические и психологические знания учителей, оказывать им помощь в планировании и организации педагогической деятельности, в освоении новых методических приемов обучения, позволяющих добиться прочных умений, навыков учащихся и высокого качества учебно-воспитательного процесса. Самым существенным результатом является включение учителей в педагогический поиск и формирование банков данных о творческих возможностях учителей и школьных инноваций.
Составлен план работы «Школы молодого учителя», в которую включены вопросы как теоретического характера, так и практического.
Первый год обучения. Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Занятие первое. 1. Презентация программы школы молодого учителя. 2. Знакомство с локальными актами школы. Правила оформления школьной документации. Постановка целей урока, отбор содержания методов обучения. Формы организации деятельности учащихся. 3. Микроисследования «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы», «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации; причины, побудившие учителей к повышению квалификации».
Занятие второе. 1. Требование к плану воспитательной работы. Планирование классным руководителем воспитательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы познания личности.2. Методические разработки: план характеристики класса; тематика родительских собраний; беседа с родителями, стиль взаимоотношений в семье и личность ребенка. 3. Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников».
Занятие третье. 1. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Ознакомление с работами психологов: Л.Выгодского, В.Давыдовой, Л.Занкова, П.Гальперина. 2. Совершенствование аналитической культуры учителя как основа повышения корректирующего влияния на образовательный процесс. 3. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы и формы уроков. 4. Практикум: самоанализ урока. 5. Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания».
Занятие четвертое. 1. Ученический коллектив- основа воспитания. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося и всего классного коллектива. 2. Современные технологии обучения. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 3. Методические разработки: способы организации работы учащихся с учебником, текстом; виды лекций.
Занятие пятое. 1. Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся. 2. Методические разработки: как помочь учащимся подготовиться к экзаменам; как готовиться в устным выступлениям; формы контроля знаний. 3. Дискуссия: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее».
Занятие шестое. 1. Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития»2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития». 3. Творческий отчет молодых учителей.
Второй год обучения Тема: «Самостоятельный творческий поиск»
Занятие первое. 1. Развитие творческих способностей учащихся. 2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности». 3. Правила обращения с памятью.
Занятие второе. 1. Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся. Конструирование проблемного урока. 2 Работа с одаренными учащимися. Методические разработки для учителя: нестандартные уроки, посещение и анализ урока.
Занятие третье. 1. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся. Разработка планов проведения уроков мужества, встреч с интересными людьми. 2. Разработка, содержание и методика проведения викторин, интеллектуальных игр среди учащихся.
Занятие четвертое. 1. Основы теории развивающего обучения. 2. Памятка учителю «Сравнение традиционного и развивающего обучения». 3. Использование активных форм и методов в учебном процессе. Обсуждение работ учителей- новаторов. 4. Работа со слабоуспевающими. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. 5. Дискуссия: « Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее, причины неэффективности контроля знаний.
Занятие пятое. 1. Индивидуализация и дифференциация обучения - основные направления современного образования. 2. Методичка для учителя «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью».
Занятие шестое. 1. Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования.
Занятие седьмое. 1. Микроисследование «Какой должна быть работа с молодыми учителями». 2. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» (молодые учителя говорят о результатах своей работы). 3. Творческий отчет молодых учителей.
Третий год обучения. Тема: «Выбор индивидуальной линии»
Занятие первое. 1. Культура педагогического общения. 2. Микроисследование: «Выявление тенденций к стилям педагогического общения».
Занятие второе. 1. Семантический дифференциал. 2. Методическое пособие «Шкала самооценки личности».
Занятие третье. 1. Пять моделей возможной оценки степени обученности человека. 2. Дискуссия: «Отметка и оценка - одно и то же?» 3. Методическое пособие «Основные качества устного ответа, подлежащие оценке».
Занятие четвертое. 1. Домашнее задание: как, сколько, когда. 2. Памятка учителю «Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся».
Занятие пятое. 1. Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).
Занятие шестое. 1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании.
Занятие седьмое. 1. Микроисследование «Профессиональный стиль молодого педагога». 2. Педагогическое сочинение: «Оценка успешности педагогической работы. Я как преподаватель с позиции прошлого; с позиции сегодняшней, с позиции будущего».
Из плана хорошо видно: в работе с молодыми учителями используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, но цель одна - вооружить начинающего педагога конкретными знаниями, показать применение теории на практике. Нельзя требовать от учителя высокого результата, если не научили, не объяснили, не помогли.
При организации и проведении обучения встречается немало трудностей. Главная из них - психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Осознает учитель потребность в повышении своей квалификации - сам начинает учиться, не осознает - оказывает сопротивление даже хорошо организованному обучению. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, но она влияет на старание, ответственность. Чтобы обучение было мотивированным, его необходимо строить с учетом реальных потребностей педагогов.
Содержание потребностей мы определяем с помощью социологического опроса. Молодые учителя заполняют 2 анкеты. С помощью первой из них мы выясняем затруднения учителей в обучении, второй – затруднения в воспитании.
После тестирования завуч составляет карту образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, которые можно положить в основу работы методических семинаров, занятий школы молодого учителя. Так, к примеру, выяснилось, что наибольшее затруднение в обучении учитель испытывает при овладении содержанием новых программ и учебников, планировании самообразования, внедрении передового опыта, в осуществлении дифференцированного подхода к обучению, в оснащении кабинета новыми наглядными пособиями. При воспитании учащихся труднее всего дается индивидуальная работа, внедрение инновационных форм.
Источником обучения профессионала является чтение методической литературы, общение с коллегами, экспериментирование. Именно семинар- та форма обучения, которая сочетает в себе названные выше источники развития. И название его выбрано не случайно: в него вложены основные идеи деятельности. Семинар - это учительская трибуна, возможность обмена опытом, идеями, секретами мастерства. Это и обращение к лучшему опыту прошлых лет, и постижение современной методики преподавания, методическая копилка, материал которой приспособлен для использования на практике, а еще - мощный стимул к фантазированию и творчеству.
Не важно, какая школа, какой у нее статус, какие она ставит перед собой задачи, учащиеся в ней всегда были и будут очень разными. Воспринимая ребенка таким, какой он есть с его «слабыми» и «сильными» сторонами, учитель должен создавать условия для его самореализации. А для этого необходимо изучение индивидуальности личности ребенка. Отсюда и выбор темы семинара - «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе».
Каждое семинарское занятие строится по трем направлениям: первое - что учитель должен знать (какую сумму теоретических знаний должен усвоить по вопросу, вынесенному на занятия); второе - что должен уметь разработать (например, задание для учащихся на урок, которое дает возможность для самопознания, самореализации), третье - что должен правильно применять на практике.
В 2008-2009 учебном году работало 6 молодых специалистов: Гришина Н.А., Деркач В.И., Исмаилова Р.А.(после большого перерыва педработы), Популиди И.А., Сарваниди А.О., Мусаханова А.А.
В 2009-2010 учебном году работало 6 молодых специалистов: Гришина Н.А., Деркач В.И., Исмаилова Р.А.-второй год, Иванова А.А. (соцпедагог), Аманкельдин Н.Т., Хасенова А.Т.,
В 2010-2011 учебном году работало 7 молодых специалистов: Гришина Н.А., Деркач В.И., Аманкельдин Н.Т., Хасенова А.Т., Сумина К.В., Алниязова А.Ф., Годова А.В.
В 2011-2012 учебном году работает 10 молодых специалистов: Постернак У.В., Перепелкина О.В., Алдабергенова В.В., Лысая А.О., Годова А.В., Сапрыкина А.А., Орлова Н.А., Павлик Е.В., Касымова А.К., Сарваниди А.О.
В 2013-2014 учебном году молодыми специалистами были следующие учителя: Чижинкова К.В., Калимуллина А.М., Рахимов Р.О., Касымова А.К., Лысая А.О., Орлова Н.А.
Календарные планы составлены в соответствии с Госстандартом. За каждым молодым учителем приказом лицея закреплен наставник. По завершению каждой четверти наставники и молодые специалисты сдают отчеты о проделанной работе, а в конце учебного года наставники делают заключение по адаптации молодого специалиста и по результатам работы с ним. За данное время молодыми специалистами успешно проведены открытые уроки и мероприятия, учителя активно участвуют в методической работе школы. Посещенные администрацией лицея уроки молодых учителей свидетельствуют о том, что на занятиях молодых учителей используются элементы передовых педтехнологий: критического мышления через чтение и письмо, развивающего, проблемного, дифференцированного обучения, метода проектов, игровые технологии, групповые технологии; большое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи учащихся, новым формам контроля. В 2014-2015 учебном году «Школа молодого педагога» продолжит свою работу по плану.
9. Достижения:
Сумина Криситина Владимировна-учитель математики-номинация «Самый талантливый учитель» в областном конкурсе молодых специалистов «талантливый учитель-одаренным детям»
ІІ место в городском конкурсе защиты портфолио кафедры предметов политехнического цикла
І место в городском конкурсе кабинетов казахского языка- учитель казахского языка и литературы Интыкбаева Лаззат Жумашовна
ІV место в городском конкурсе вариативных программ по математике-Дворецкая Едена Владимировна
Сетрификат участия в республиканской интернет-олимпиаде по биологии-учитель биологии Косарова С.В. (27 баллов из 30-ти)
Издание печатной продукции по итогам методической недели в журнале «Открытый урок.Факультативные занятия»
Выступление на республиканском семинаре по внедрению учебного пособия по казахскому языку в школах с русским языком обучения в г.Кокшетау- учитель казахского языка и литературы Интыкбаева Лаззат Жумашовна
Городской семинар по физике на тему «Использование интерактивных форм обучения на уроках физики»-учителя физики Ветковская Нина Анатольевна и Логанова Светлана Юрьевна
Городской семинар по химии «Разработка положения о ведении документации учителями химии, биологии, географии»
Выводы:
положительные аспекты
1 Повысился качественный состав учителей по категории
2 Учителя работают над методическими темами, организовано взаимопосещение уроков, проводится «Педагогическая мастерская».
3 Мастер классы по исследовательской теме
4 Учителя применяют элементы новых технологий
5 Повысилось качество знаний на5% по школе.
6 Повысилось качество знаний на параллелях
7 Внедрена программа по повышению качества знаний.
8 Контроль за работой учителей ведётся согласно внутришкольного плана.
9 У всех учителей имеются календарные планы, которые составлены в соответствии с учебным планом и новыми государственными программами (ГОСО РК 2.3.4.01-2010).
10 Призовые места в различных конкурсах, олимпиадах как городского, так и республиканского значения
11 Организация наставничества.
12 Проведение семинаров на уровне города
13 Выступление на республиканских семинарах
14 Активное участие в смотрах учебных кабинетов
15 Единое оформление короидоров по циклам
16 Хорошая материально-техническая база
17 Традиционное проведение методических недель
18 Оформление стенда по ВШК в учебной части
19 Повышение числа прошедших курсы ПК
20 Хорошие показатели творческих достижений учителей
проблемы
1 Смена учителей, смена коллектива на 15%
2 Нет системы работы по самообразованию учителя
3 Не ведётся исследовательская работа всеми учителями кафедры
4 Не все соблюдают ЕОР, не умеют анализировать свою деятельность.
5 1 смена из-за занятости кабинетов с интерактивными досками не могут проводить уроки в данных кабинетах.
6 Не все кабинеты паспортизированы
7 факультативы по математике и русскому языку ведутся в лицейских классах, а в общеобразовательных классах таких факультативах нет.
8 Недостаточное использование новых технологий на уроке и активных форм обучения.
9 Уроки ведутся, в основном, на репродуктивном уровне, не продумываются методы и формы работы.
10 В некоторых классах по ряду предметов необходимое количество часов по программе ниже итогового, это связано с тем, что несвоевременно учителя делают корректировку КТП.
11 Имеются замечания по ведению документации
Рекомендации:
1.Продолжить работу педколлектива над темой «Активизация познавательной деятельности в обучении для повышения качества знаний и уровня воспитанности младших школьников»
2. Выработать единый подход в исследовательской деятельности.
3. Продолжить систематизировать работу с одарёнными учащимися через внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения для повышения качества знаний.
4. Продолжить работу над формированием творчески работающего коллектива учителей-единомышленников.
5. Создать условия для развития творческих способностей младших школьников, повышения качества обучения через активизацию познавательной деятельности.
6.Систематизировать работу с одарёнными учащимися через внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.
7.Создание условий для развития профессиональной компетенции учителя через самообразование и методическую работу в рамках проведения методических недель и педагогических мастерских.
Директор: Г.Н.Коныртаев
Исполнитель: Г.А.Жаппарова 91-95-27
«Теміртау қаласының білім, дене тәрбиесі және спорт» мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение
«Отдел образования, физической культуры и спорта города Темиртау»
«Теміртау қаласының №20 Мектеп-лицейі» коммуналдықмемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей №20 города Темиртау»
«№20 МЕКТЕП-ЛИЦЕЙ» КММ-ДЕГІ
ӘДІСТЕМЕЛІК ЖҰМЫСТЫҢ
НЕГІЗГІ БАҒЫТТАРЫ МЕН МАЗМҰНЫ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В КГУ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №20»
2013-2014 оқу жылы/учебный год