РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ  С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(из опыта работы учителя технологии и истории КГУ "ОСШ №21 города Темиртау" Балтабаева Марата Бопышевича)
Балтабаев Марат БопышевичКГУ "ОСШ №21 города Темиртау", Республика Казахстан
Одним не хватает способностей и талантов, другим – возможности их проявить
Жан де Лабрюйер
Я работаю учителем технологии и истории КГУ "ОСШ №21 города Темиртау". Общий педагогический стаж - 21 год. Стаж по занимаемой должности в данном учреждении образования: 21год.
Процесс развития цивилизации и культуры зависит исключительно от одаренных людей. Самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущего государства и всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми. Поэтому учебно-воспитательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы одаренные дети не потеряли интереса к обучению, а развивали свой талант и способности дальше.
Целью работы явилась проблема раннего выявления и развития творческих способностей учащихся.
Для успешной деятельности в данном направлении мною была разработана Программа работы с одаренными детьми на уроках истории Казахстана (5-9 классы) и всемирной истории (9 классы) на 2014-2015 учебный год и Программа работы с одаренными детьми на уроках технологии (6-11 классы) на 2014-2015 учебный год. На основе программы был разработан План работы с одаренными детьми на уроках истории Казахстана (5-9 классы) и всемирной истории (9 классы) на 2014-2015 учебный год и План работы с одаренными детьми на уроках технологии (6-11 классы) на 2014-2015 учебный год.
Была проведена диагностика интеллектуально-творческой одаренности школьников 2014-2015 учебного года по предметам история Казахстана (5-9 классы), всемирная история - 9 классы и по технологии (6-11 классы).
Одаренные дети, как правило, успешны и в урочной и во внеурочной деятельности, и хорошо успевают по всем предметам. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, ОУО и т.п.).
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
В своей работе я применял следующие методы и приемы с одаренными учащимися:  проблемное изложение, исследовательская работа, рассказ, объяснение, схемы, опорные таблицы, сравнения и сопоставления, диалоговое общение, моделирование, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, презентации.
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 2. консультирование по возникшей проблеме; 3. дискуссия; 4. игры.
Очень важны:
1. предметные олимпиады; 2. интеллектуальные марафоны; 3. научно-практические конференции; 4. различные конкурсы и викторины; 5. словесные игры и забавы; 6. проекты по различной тематике; 7. ролевые игры; 8. индивидуальные творческие задания.
 Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Работу с учащимися данной категории я строил через углубление изучения предмета, индивидуальные занятия во внеурочное время, взаимодействие ученика и учителя на уроках.
Требования к учебному материалу: научность, расширенный объём, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Участвуя в научно-практических конференциях, творческих конкурсах учащиеся добиваются хороших результатов.
В этом 2014-2015 учебном году мои учащиеся заняли 12 призовых мест. Приняли участие в областном интеллектуальном марафоне «Парасат» 30 учащихся 5-х и 9-х классов. Енин Алексей - 9А класс, Губарева Инна - 9В класс и Швеглер Яна - 9И класс заняли 2 место и получили ценные призы - сотовые телефоны.
Получил благодарность за помощь в организации и проведении Международного дистанционного конкурса по всемирной истории проекта "Новый урок". Я подготовил к участию в этом конкурсе учащихся 9-х классов: Байгалиева Ильяса, Нурсеитова Сакена, Цыганкова Ивана, Башлыкова Дениса.
Для улучшения качества знания учащихся провожу консультации, больше внимания уделяю самостоятельной работе, применяю различные способы активизации обучения.
В инструктивно-методическом письме "Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году" говорится, что при обучении предмета «История Казахстана» используются новые педагогические методы и технологии, направленные на развитие у учащихся функциональной грамотности [1]. Через углубленное, профильное обучение развиваются творческие способности учащихся, навыки работы с источниками, способность анализировать и синтезировать полученные знания. В ходе исследовательской деятельности по предмету учащиеся научатся выбирать темы для исследования, выделяя наиболее актуальные из них, найдут пути достижения цели, составляя план действий и выдвигая гипотезу, смогут собрать и обрабатывать различные виды данных, находить применение результатам исследовательской деятельности на практике.
В целях формирования гражданина и патриота, обладающих лидерскими качествами необходимо развернуть в организациях образования мероприятия по подготовке и проведению празднования в Республике Казахстан: 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне: республиканская патриотическая акция с 9 мая 2014 года по 9 мая 2015 года: «Школа и ветераны: 70 юбилейных мгновений»; 20-летия Ассамблеи народа Казахстана; 20-летия Конституции Республики Казахстан.
В процессе проведения уроков применяют современные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса и научно-исследовательской работы учащихся, которые позволяют наиболее качественно реализовывать дидактические требования к обучению предмета «Технология».
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. По итогам года рекомендуется разрабатывать и защищать проекты. Большинство проектов – индивидуальные. Также проект может быть выполнен группой учащихся [1].
В рамках реализации данных положений учащимся Байгалиевым Ильясом из 9А класса был подготовлен научно-исследовательский проект по истории Казахстана к городской научно- практической конференции по теме "Массовый героизм воинов-казахстанцев под Сталинградом". Байгалиев Ильяс занял II место. С этим же проектом он участвовал в областном конкурсе научно-исследовательских работ 2-го уровня в рамках 45 НПК ЦКО МАН РК и получил благодарственное письмо от Президента ЦКО МАН РК. Дружкова Виктория из 9А класса подготовила научно-исследовательский проект по обществознанию к городской научно- практической конференции по теме "Знают ли дети свои права и обязанности?".
Дюднев Алексей из 10А класса КГУ «ОСШ №21 г.Темиртау» подготовил прикладной проект по технологии «Комбинированный подсвечник» и занял второе место в V городском фестивале прикладных проектов.
Исаева Екатерина из 5А класса подготовила проект к 550-летию образования Казахского ханства "Историческая роль батыров во времена джунгарского нашествия" и заняла II место в городской Малой НПК научно-исследовательских проектов по истории Казахстана.
Ведян Армен - уч-ся 8А класса награжден грамотой за активное участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства в номинации «Обработка кожи».
Дюднев Алексей из 10А класса занял второе место в городской практической конференции «С Технологией на ТЫ». С этим же проектом он участвовал в областном конкурсе научно-исследовательских работ 2-го уровня в рамках 45 НПК ЦКО МАН РК и награжден дипломом II степени. Проект попал в электронный сборник лучших работ.
Дружкова Виктория, Ленская Ксения, Хамидуллова Диана из 9А класса приняли участие в Международной дистанционной олимпиаде по всемирной истории проекта «Инфоурок». Дружкова Виктория, Ленская Ксения получили дипломы I cтепени, а Хамидуллова Диана - диплом II cтепени.Байгалиев Ильяс 9А класс, Коваленко Николай 5Б класс приняли участие в городской предметной олимпиаде по истории Казахстана.Таким образом, для того, чтобы заинтересовать учащегося учитель должен сам "гореть" на работе, но не "выгорать", и тогда "пламя" творчества и познания передастся детям.
Для повышения своего педагогического мастерства использую методическую литературу, предметные журналы, художественную и общественно-политическую литературу, использую материалы Интернет, посещаю уроки коллег.
Принимаю активное участие в общероссийском проекте "Школа цифрового века". В этом 2014-2015 учебном году прошел 7 дистанционных модульных курсов в рамках программы "Навыки профессиональной и личной эффективности" и 6 дистанционных модульных курсов в рамках программы "Инклюзивный подход в образовании".
Принял участие в областном конкурсе для учителей технологии "Самый творческий учитель"- г.Караганда, 2015 год, сертификат №ТУ 00020.
Участвовал в НПК работников образования Карагандинской области "550-летие образования Казахского ханства", г.Караганда 12 мая 2015 года. Моя статья опубликована в материалах областной НПК работников образования Карагандинской области "550-летие образования Казахского ханства", г.Караганда 12 мая 2015 года // "Ключевая роль института батырства в сохранении казахской государственности в первой половине XVIII века". С.69
В данный момент являюсь участником республиканского конкурса на присвоение звания "Лучший педагог" 2015 года.
Выводы:
1. продолжить работу с одаренными учащимися в следующем учебном году.
2. учить детей самостоятельно, без контроля со стороны учителя, добывать знания.
3. развивать работоспособность и творческую активность учащихся.
4. вовлекать детей в проектную деятельность.
Список литературы
1. Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году"