Программа для начальной школы по внедрению нетрадиционных средств физической культуры (японский мини-волейбол)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Поронайска
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
Использование нетрадиционных средств физической культуры (японский мини-волейбол ) в рабочей учебной программе по физической культуре обучающихся 1 – 4 классов в раздел «Спортивные и подвижные игры
Срок реализации программы 4 года
Составитель : учитель физической культуры
Горохова Л.И.
Поронайск
2014
Пояснительная записка
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка.
Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры.
Проект программы «Использование нетрадиционных средств физической культуры (японский мини-волейбол ) в рабочей учебной программе по физической культуре обучающихся 1 – 4 классов в раздел «Спортивные и подвижные игры» составлена на основе нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования.
Целью программы «Использование нетрадиционных средств физической культуры (японский мини-волейбол ) в рабочей учебной программе по физической культуре обучающихся 1 – 4 классов» является создание условий и содействие всестороннему развитию личности в условиях толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса.
Программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма обучающихся;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Приоритетных задачи:
- совершенствовать здоровьесберегающую направленности образовательного процесса;
- усилить воспитательный процесс обучающихся школы через привитие толерантного отношения друг к другу у всех участников образовательной системы школы;
- создать воспитательную среду, являющуюся формой адекватного взаимодействия школы и социума, способствующей социальной адаптации обучающихся в современной жизни; повышение интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формам активного отдыха и досуга, самоорганизации;
- повысить мотивацию активного сотрудничества педагогов и обучающихся.
В проекте рабочей программы представлены: содержание, требования к обязательному и возможному уровню ЗУН, физической подготовленности обучающихся, типы уроков, методы обучения, виды и формы контроля, определены цель и основные задачи, в соответствии с материально-технической базой МБОУ СОШ №1, условием функционирования, уровнем профессиональной подготовки учителя физической культуры, учителей начальных классов, традициями и спецификой школы, предпочтениями учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательной активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с представлением им определенной свободы и самостоятельности действий.
Мини-волейбол является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его многообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Игра направлена на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку, умения выполнять правила общественного порядка. Многообразие двигательных действий оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно- силовых способностей.
Срок реализации программы 4 года
Педагогические условия и средства реализации проекта программы:
Формы: урок, организованные игры в мини-волейбол.
Типы уроков:
вводный урок (В.У.);
обучающий урок (О.У);
тренировочный урок (Т.У);
контрольный (проверочный) урок (К.У.);
урок закрепления (ЗУН);
комбинированный урок (Ком.У);
повторительно-обобщающий урок (П.О.У.);
урок совершенствования (У.С.).
Виды уроков:
урок - сообщение новых знаний;
урок - закрепление знаний;
урок - повторение знаний;
урок - игра;
проверка знаний.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Традиционные - объяснительно-иллюстративные технологии обучения.
На основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества.
Гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили.
На основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:
Игровые технологии.
Технология разноуровнего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Основополагающими принципами разработки проекта рабочей программы являются:
Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав ребенка и учителя, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого обучающегося;
принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, обучающихся и родителей;
принцип научности, предполагающий развитие у школьников понимания места и роли человека в современном мире, в современном обществе; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в учебные и рабочие планы;
принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся навыков социальной адаптации, самореализации;
принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
принцип природосообразности, который предполагает стремление воспитывать обучающихся с их конкретными особенностями и уровнем развития, основываясь на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласованности с общими законами развития природы и человека, ядром любых воспитательных отношений.
принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Формы контроля:
Индивидуальный контроль.
Групповой контроль.
Фронтальный контроль.
Взаимный контроль.
Самоконтроль.
Комбинированный.
Виды контроля:
Текущий (повседневный).
Тематический (периодический).
Итоговый (контрольный).
Программный рабочий материал по физической культуре дляобучающихся 1 – 4 классов на основе использования японского мини-волейбола
1 2 3 4 5
Класс
Темы, разделы 1 2 3 4
Игра мини-волейбол Ознакомление с игрой и техника владения мячом.
Стойки и передвижения, передачи мяча, передача мяча одной рукой, игра по упрощенным правилам. Техника приема и передачи мяча.
Стойки и передвижения, передачи мяча двумя руками сверху, прием подачи, верхняя прямая подача, прием – передачи, игра по упрощенным правилам. Техника приема и передачи мяча. Правила игры в мини-волейбол (правила перехода игроков)
Верхняя прямая и нижняя боковая подачи. Блокирование, учебная игра. Правила игры в мини-волейбол (правила перехода игроков; правила выполнения нападающего удара).
Верхняя прямая подача: с вращением мяча и без вращения, нижняя боковая подачи. Атакующий удар. Блокирование, судейство.
Общеразвивающие упражнения без предметов Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Прыжки Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков), (место отталкивания не обозначено для учащихся 1кл). Прыжки в глубину с высоты 20 – 65 см в обозначенное место.
Метание Броски и ловля мячей. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах). Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность.
Подвижные, коррекционные игры Игры, изучаемые на уроках физической культуры.
Игры с элементами пионербола и мини-волейбола «Мяч соседу»; «Не дай мяч водящему»; эстафеты с мини-волейбольными мячами. «Мяч над веревкой»; «Вот так подача»; «Не дай мяч соседу», (применяя мини-волей больные мячи). «Ловкая подача»; «Пасовка волейболистов»; Эстафеты волейболистов. «Перебросить в круг», «Сохрани стойку», (применяя мини- волейбольные мячи). Эстафеты волейболистов, «Сигнал»; «Точно в круг»; «Быстро по местам»; отработка отдельных прикладных навыков «Точнее»; «Правильно», (применяя мини- волейбольные мячи).
Содержание программного материала по физической культуре для обучающихся 1 - 4 классов на основе использования японского мини-волейбола
1 класс Всего часов Тип урока
Темы, разделы О С К
Овладение техникой передвижений Стойка игрока: устойчивая, основная; перемещения: в стойке ходьбой, бегом; приставными шагами; ходьба, бег с выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); комбинация из освоенных стоек и перемещений. х х х
Освоение техники передачи мяча и приема мяча Специальные движения – подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища двумя руками над собой на месте, в движении; в парах; передачи мяча двумя руками сверху, передача мяча одной рукой с набрасывания партнером, учителем. По направлению (относительно передающего) передачи: вперед, над собой; по длине: короткие - в пределах зоны. По высоте траектории: низкие - до 1 м.
Прием снизу двумя руками; снизу одной рукой в опорном положении от игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей. х х х
Овладение техникой нижней прямой подачи мяча Подача в парах и в стену; подача через сетку. х х х
Освоение игры Игра по упрощенным правилам, эстафеты, специально-подводящие, подвижные игры. х х х
Основы знаний
(теоретические сведения) Игра мини-волейбол. Техника безопасности на уроках мини-волейбола. Ознакомление с основной терминологией игры и техники владения мячом. Упрощенные правила игры. В процессе урока
Итого
2 класс Всего часов Тип урока
Темы, разделы О С К
Овладение техникой передвижений Стойка игрока: устойчивая, основная; перемещения в стойке приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); комбинация из освоенных стоек и перемещений. х х
Освоение техника приема и передачи мяча Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; освоение расположения рук и кистей, пальцев рук на мяче; передача мяча сверху над собой двумя руками на месте, одной рукой в опорном положении от игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей; передача мяча в парах; по направлению (относительно передающего) передачи: вперед, над собой, назад; по длине: короткие - в пределах зоны; по высоте траектории: средние - до 2 м; направлены близко к сетке - до 0,5 м. х х х
Овладение техникой нижней, верхней прямой подачи мяча Подача мяча в стену; в парах - через ширину площадки с последующим приемом мяча; подвижная игра «Подай и попади», «Снайпер», «Сумей принять», «Кто лучше подаст и примет мяч»; прием мяча снизу, нижняя прямая подача; укороченная подача через сетку; верхняя прямая. х х х
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей Комбинация из освоенных элементов: техника перемещений и владения мячом; прием, передача, удар; подвижные игры; игры-эстафеты; игра по упрощенным правилам мини-волейбола. х х
Основы знаний (теоретические сведения) Техники безопасности при занятиях на уроках мини-волейбола. Терминология игры и техники владения мячом. Упрощенные правила игры. Техника приема и передачи мяча. В процессе урока
Итого
3 класс Всего часов Тип урока
Темы, разделы О С К
Совершенствовать технику передвижений, стоек Стойка игрока: устойчивая, основная, неустойчивая; перемещения в стойке приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий перемещение заданным способом, (на определенном участке - ускорение, остановка и имитация технических стоек). х х
Освоение техники приема и передачи мяча Передача мяча над собой на месте, в движении, после перемещения и остановки; передача мяча в парах: над собой - партнеру; с перемещением вправо, влево, вперед, назад, через сетку; двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой в опоре, одной рукой в прыжке; сочетание верхней и нижней передач в парах. Подвижные игры с передачами мяча. Передачи мяча по направлению (относительно передающего) передачи: назад; по длине: длинные - из зоны в зону, короткие - в пределах зоны; по высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м; направлены близко к сетке - до 0,5 м и удаленные от сетки - более 0,5 м. Передачи, прием - передачи; у стены над собой; снизу одной рукой в опорном положении для приема мячей, летящих в стороне от игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей. х х х
Овладение техникой нижней, верхней прямой подачи мяча Подача мяча в стену; в парах на точность партнер перемещается по площадке; подача с уменьшенного расстояния; подача через сетку с расстояния 2 - 3 м; верхняя прямая подача без вращения; подвижные игры: «Снайпер», «Сумей принять», «Кто лучше подаст и примет мяч». х х х
Специально-подготовительные упражнения для выполнения прямого атакующего удара Замах и удар кистью по мячу; удар по летящему мячу стоя на месте (с собственного подбрасывания); то же, но в парах - с подбрасыванием мяча партнером; подвижные игры: «Атака крепости», «Бомбардиры», «Мяч в воздухе». х х х
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей Комбинации из освоенных элементов: техника перемещения и владения мячом; прием, передача. х х
Осваивать тактику игры Организация и последовательность деятельности игроков; поведение игроков (согласование действий). Правила и обязанности игроков. х х х
Совершенствовать технические элементы в игре Игра мини-волейбол. х х
Основы знаний (теоретические сведения) Техники безопасности при занятиях на уроках мини-волейбола. Техника приема и передачи мяча. Подготовка матча. Структура игры. Расстановка игроков на площадке. Знать: каким наказаниям подвергаются игроки при нарушении правил игры в мини-волейбол. В процессе урока
Итого
4 класс Всего часов Тип урока
Темы, разделы О С К
Совершенствовать технику передвижений, стоек Стойки и перемещение лицом, боком, спиной вперед: игровые упражнения; комбинации из освоенных элементов техники передвижений, стоек; двойной шаг, бег, скачок, прыжок; ; эстафеты с внезапными остановками (комбинации из освоенных стоек и перемещений). х х
Совершенствовать технику приема и передачи мяча Передача мяча над собой на месте, в движении, после перемещения и остановки; передача мяча в парах: над собой - партнеру; с перемещением вправо, влево, вперед, назад, через сетку; двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой в опоре, одной рукой в прыжке; сочетание верхней и нижней передач в парах. Подвижные игры с передачами мяча. Передачи по направлению (относительно передающего) передачи: назад; по длине: длинные - из зоны в зону, короткие - в пределах зоны; по высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м; направлены близко к сетке - до 0,5 м и удаленные от сетки - более 0,5 м. Прием подачи, прием - передачи; у стены над собой; снизу одной рукой в опорном положении для приема мячей, летящих в стороне от игрока; сверху одной и двумя руками для приема высоко летящих мячей. Розыгрыш мяча на три паса. х х
Совершенствовать технику верхней прямой подачи мяча Подача мяча в стену, в парах на точность верхняя прямая подача мяча с малого расстояния; верхняя прямая подача из-за лицевой линии; нижняя боковая подача; 5 подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки; подачи с изменением направления полета мяча: в правую левую части площадки; подачи из-за лицевой линии; подачи на точность по зонам площадки; с вращением мяча и без вращения. х х
Освоение техники прямого нападающего удара Подготовительные и подводящие упражнения; замах и удар кистью по мячу; удар по летящему мячу стоя на месте (с собственного подбрасывания); то же, но в парах - с подбрасыванием мяча партнером; нападающий удар после передачи партнера; имитация замаха и удара кистью по мячу; бросок теннисного мяча через сетку; удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега игрока; атакующие удары против блокирующего; простые обманные удары; подвижные игры: «Атака крепости», «Бомбардиры». х х х
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках; игра по упрощенным правилам мини-волейбола. х х х
Закрепление техники владения мячом, перемещений и развитие координационных способностей Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар; комбинации из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом; для приема мяча от атакующего удара и отскочившего от блока, перемещения приставным и скрестным шагом при блокировании; прием мяча снизу у сетки; отбивание мяча снизу одной рукой через сетку на месте и в движении. х х
Осваивать тактику игры Организация и последовательность деятельности игроков; поведение игроков (согласование действий). Блокирование одним игроком с места и после передвижения. Правила и обязанности игроков. х х х
Основы знаний (теоретические сведения) Техники безопасности при занятиях на уроках волейбола. Подготовка, правила (правила перехода игроков; правила выполнения нападающего удара) и организация игры. Структура игры. Сигналы главного судьи и помощника главного судьи (индивидуально). В процессе урока
Итого
Перечень обязательных контрольных упражнений, тестов и других видов работ проекта программы
3.1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метраКритерии оцени:
- высота передачи не ниже 1 метра;- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- точность передач над собой.
Учитывается количество передач.
3.2. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра Критерии оценки:
- высота передачи не ниже 1 метра;- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- отскок мяча под прямым углом.
Учитывается количество передач.
Верхняя прямая подача, 5 попыток: из положения лицом к сетке обучающийся подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, выполняет замах вверх-назад и осуществляет удар прямой рукой
Критерии оцени:
- техника выполнения подачи.
Учитывается количество удачно выполненных подач
Передачи мяча в парах
Критерии оцени:
- высота передачи не ниже 1 метра;- синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий;
- точность передач над собой.
Учитывается количество передач между партнерами.
1 класс
№ Вид Девочки Мальчики
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 6 4 2 8 6 4
3. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 6 4 2 6 4 2
4. Нижняя, верхняя прямая подача, 5 попыток 2 2 1 3 2 1
5. Передачи мяча в парах 8 6 4 10 7 5
2 класс
№ Вид Девочки Мальчики
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 8 4 4 10 8 6
3. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 6 4 2 8 6 4
4. Верхняя прямая подача, 5 попыток 2 2 1 3 2 1
5. Передачи мяча в парах 8 6 4 12 10 8
3 класс
№ Вид Девочки Мальчики
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 10 8 6 12 10 8
3. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 8 6 4 10 8 6
4. Верхняя прямая подача, 5 попыток 3 2 1 4 3 2
5. Передачи мяча в парах 10 8 6 14 12 10
4 класс
№ Вид Девочки Мальчики
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Верхняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 10 8 6 16 12 8
3. Нижняя передача мяча одной, двумя руками над собой в кругу диаметром 3,6 метра (кол-во передач) 10 7 4 12 9 6
4. Верхняя прямая подача, 5 попыток 5 3 1 5 4 2
5. Передачи мяча в парах 14 10 8 16 14 12
Контрольные упражнения должна соответствовать среднему уровню показателей развития основных физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.
4. Домашние задания
Выполнение домашних заданий является одним из важнейших условий повышения активности обучающихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья и внедрения физической культуры в быт.
Цель домашних заданий – способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств, выполнению требований учебной программы.
В педагогической практике применяются два вида домашних заданий – сквозные и тематические. Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же, дифференцируется лишь нагрузка при их выполнении. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.
Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки обучающихся и способствуют развитию двигательных качеств, играющих главенствующую роль при прохождении того или иного учебного материала.
Задания по физической культуре имеют свою специфику, которая определяется условиями выполнения заданий и их содержанием. Они должны являться логическим продолжением учебной работы. Содержание их состоит из упражнений, направленных:
- на развитие основных двигательных качеств;
- на повторение простейших элементов техники движения;
Запрещается давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий и страховки.
Сроки домашних заданий могут быть:
- долговременными – на 30 дней и более;
- средней длительности – на две недели, на определенную серию уроков, в течение которых проходит обучение тому или иному двигательному действию;
- кратковременными – на неделю, до следующего урока.
Учитель физической культуры обязан проводить регулярно консультации для учителей, родителей, обучающихся, пополнять консультационный методический материал в: «Уголок здоровья школьников», «Методичка для родителей».
Сквозные домашние задания на протяжении всего учебного года
для обучающихся 1 – 4 классов
Упражнения Класс
Девочки Мальчики
1,2 3 4 1,2 3 4
Прыжки через скакалку, кол-во раз 10 20 - 25 30 - 35 10 15 - 20 30
Приседание на одной ноге с опорой, кол-во раз 8 12 15 10 10 - 15 15 - 20
Сгибание разгибание рук в упоре лежа (мальчики), руки на повышенной опоре (девочки) 6 10 15 10 15 2
Прыжок в длину с места, см
(строго индивидуально) 100 115 125 110 125 140
Балансирование на набивном мяче, сек 8 - 10 15 - 20 25 10 20 - 25 25 - 30
Прыжки по ориентирам (во время прогулки на свежем воздухе) «Буквенные классики» «Цифровые классики» «Буквенные классики» «Цифровые классики»
5. Требования к уровню подготовки обучающихся 1 – 4 классов
Знать и иметь представление:
- правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, во время проведения подвижных перемен; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
- содержание физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- подготовка, правила (правила перехода игроков; правила выполнения нападающего удара) и организация игры; структура игры; правила игры японского мини-волейбола; сигналы главного судьи и помощника главного судьи (индивидуально).
Уметь:
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями;- правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
Демонстрировать двигательные умения, навыки и способности:
- в циклических и ациклических локомоциях: ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук; с контролем и без контроля зрения; в быстром темпе; в приседе; сочетание различных видов ходьбы. Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков), (место отталкивания не обозначено для учащихся 1кл); прыжки в глубину с высоты 50 – 70 см в обозначенное место.
- в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч 150 г с места; в горизонтальную и в вертикальную цель 1х1 с расстояния 4 м (девочки) и 6 м (мальчики); броски и ловля большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
- в играх: играть в подвижные игры, японский мини-волейбол (по упрощенным правилам); владеть техникой основных стоек и перемещений игроков; приемов, передач, подач мяча тактикой игры.
Физическая подготовленность: должна соответствовать как минимум среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.
способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
- самостоятельно выполнять упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
способы спортивной деятельности:
- участвовать в соревнованиях по мини-волейболу на уровне школы, района.
правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
- соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся 1 – 4 классов
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.
Отметка «4» ставится за тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Отметка «2» ставится за непонимание и незнание материала программы.
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Оценка техники владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Отметка «5» ставиться когда: двигательные действия и отдельные их элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; обучающийся понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим обучающимся; уверенно выполняет учебный норматив.
Отметка «4» ставиться когда: при выполнении двигательных действий и отдельных их элементов обучающийся действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок
Отметка «3» ставиться когда: двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Обучающийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.
Отметка «2» ставится когда: движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, за непонимание и незнание материала программы.
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Отметка «5» ставится когда: обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» ставится когда: имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» ставится когда: обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания. Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.
Отметка «2» ставится когда: обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Оценка уровня физической подготовленности
Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие спортивной формы не являются объектом оценивания по физической культуре.
Отметка «5» ставится когда: исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям обязательного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту обучающегося в показателях физической подготовленности за определенный период времени.
Отметка «4» ставится когда: исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.
Отметка «3» ставится когда: исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.
Отметка «2» ставится когда: обучающийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.
Отметка «1» ставиться за отказ от выполнения заданий.
Перечень УМК, используемый в работе учителя
Рекомендуемая литература для педагогов:
Антонюк, С.Д. Особенности физического воспитания детей группы риска / С.Д. Антонюк, А.В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. - № 1. – С. 56 – 58.
Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 149 с.
Безруких, М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004
Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.; 2004. – 240 с.
Бескоровайная, Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
Дорошенко, А.С. и др. Методы диагностики физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста. Хабаровска: Метод. рекоменд./А.С. Дорошенко, Г.И. Минаева, О.С. Шнейдер. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1994. - 32 с.
Ирхин, В.Н. Здоровьеориентированная дидактическая система учителя физической культуры / В.Н.Ирхин, Ф.И.Собянин, И.В.Ирхина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 4. – С. 54 – 56.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.; “Веко”, 2004. – 132с.
Кондратьев, А.Н. Формирование мотивационной сферы учащихся в условиях здоровьеформирующей технологии физического воспитания / А.Н.Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 5. – С. 59 – 61.
Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре / Авт.-сост. А. П.Матвеев, Т. В.Петрова.-М.: Дрофа, 2002.-96 с.
Пасюков, П.Н., Коджима, Х., Японский мини-волейбол: спорт для всех. // Человек, спорт, здоровье: Матер V-го международного конгресса (Санкт-Петербург, Россия, 21-23 апреля 2011) – СПб, Изд-во «Олимпия» - СПб», 2011. - С. 159-160.
Коджима, Х., Пасюков П.Н. Японский мини-волейбол: спорт для всех: международный проект //Теория и практика физической культуры. - №9. - 2011. - С.60-64
Коджима, Х. Пасюков П.Н. Мини-волейбол по-японски: спорт для всех // Детский тренер. - №2. - 2011. - С.8-18.
Пасюков, П.Н. Японский спорт на Сахалине: состояние и перспективы развития //Япония и Россия: диалог и взаимодействие культур: матер. междунар. науч. - практ. конф. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2003. - С. 105-106.
Пасюков, П.Н. Нетрадиционные оздоровительные системы в практике физического воспитания населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий /Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: Матер Всеросс. научно-практ. конф. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. - С. 213-226.
Пасюков, П.Н. Физическая культура как фактор социальной интеграции и совершенствования личности //Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения: матер. междунар. науч. - практ. конф. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2003. с. 121-124.
Пасюков, П.Н. Мини-волейбол по-японски: история, теория и практика: Учебное пособие: Южно-Сахалинск: ООО «Изд-во «Эйкон», 2009. - 117 с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.В.Сократова.–М., 2005. – 224 с.
Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов. – М.: Физическая культура и спорт, 1991.–224с.