Урок литературного чтения: В.Осеева «Печенье», «Лекарство».
Конспект урока
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 104 им. М. Шаймуратова
г. Уфы
Ниверчук Натальи Владимировны.
2014г.
Литературное чтение
3 класс
Учитель: Ниверчук Н.В.
Тема: В.Осеева «Печенье», «Лекарство».
Цели: Провести работу по содержанию рассказов В.Осеевой, совершенствовать навык чтения ; развивать речь и мышление учащихся, умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование: книги, название раздела, пословицы, портрет В.Осеевой, презентация, словарная страничка, эпиграф.Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
-Какое стихотворение читали дома?
(6 человек читают по частям)
- Какие строчки повторяются несколько раз? Для чего это делает С.Маршак?
( В произведении как бы нет конца. Маршак считает, что таких героев много, жизнь и подвиги в ней продолжаются. )- В каких строчках выражена главная мысль?
(К славному подвигу каждый готов)
- Какой урок может вынести для себя каждый после прочтения этого стихотворения?
(Добрые дела может совершить каждый, но для этого нужно иметь доброе сердце и смелость)
- Как называется раздел учебника, в котором помещено стихотворение С.Маршака?
(За доброе дело стой смело)
- За какие же добрые дела стояли герои этих произведений?
(Иван защитил свой народ от чудо – юда, Валя – брата от собаки, мальчик – огонек спас тонущего мальчика, Матвей Кузьмин привел немцев в тыл, неизвестный герой спас девочку.)
- Какое из произведений взволновало вас больше всего? Почему?
Постановка цели урока и формулирование темы.
Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на представленные книги. Какие из них вам знакомы?
- Вашему вниманию представлены произведения разных жанров: это и стихи, и рассказы, и сказки.
- Послушайте отрывки из некоторых из них и попробуйте определить тему этой выставки.(о родителях)
- Какова же тема этих произведений?
- А кто такие родители?
Толковый словарь. Родители – это мать и отец по отношению к ребенку.
Прочитайте пословицу.
Кто родителей почитает, (Слайд 1)
Тот вовек не погибает.
- Как вы ее понимаете?
- Раздел, который мы начинаем читать, так и называется.
- Чему будут посвящены произведения этого раздела?
- Чему будут учить?
- Попробуйте найти имя автора в этой шифровке.
(Если вы определите закономерность, то вы сможете найти зашифрованное слово?порсаенепвта (Осеева) (Слайд 2)
Итак, сегодня вновь нас ждет встреча с произведениями В.Осеевой.
Актуализация знаний.
Биография автора.
- Что вы помните об этом авторе?
- Послушайте своего товарища.
(Рассказ биографии)
Осеева Валентина Александровна
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
Она была доброй и честной, смелой и рыцарски благородной. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
- Какие произведения В.Осеевой вы читали?
- О чем писала В.Осеева?
-Послушайте некоторые отрывки.
-Какие качества воспитывает в своих читателях В.Осеева?
Теоретическая минутка.
- Все произведения В. Осеевой несут большую воспитательную нагрузку. Она старается воспитывать в своих читателях нравственные качества.
– А что такое нравственность?
(высказывания детей)
Толковый словарь. Нравственность внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении.
- Как вы понимаете выражения
Нравственный поступок.(Поступать по справедливости)
Безнравственный поступок.(Распущенный, недостойный)
- Давайте познакомимся еще с одним произведение Осевой.
Знакомство с текстом.
Чтение по цепочке рассказа «Печенье»
- Кто является главными героями этого рассказа?
- Какими ты их представляешь?
Анализ произведения.
- О каком внутреннем состоянии мамы говорят слова «она мешала ложечкой неначатый чай»?
- Как вы думаете, что чувствовала бабушка, о которой сказано «она жевала корочку хлеба»?
- Что вы думаете об этих детях?
- Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?
доброта бесчувственность
лживость жадность (Слайд 3)
совесть эгоизм
любовь бездушие
черствость уважение
- Кто узнал себя в этих героях?
- Можете ли вы привести примеры из своей жизни, которые бы доказывали, что вы не такие.
- Как вы относитесь к героям этого рассказа?
- Какие чувства вы к ним испытываете?
- Почему бабушка и мама молчали?
- В конце рассказа стоит многоточие , зачем?
Творческое задание
-Как бы вы закончили эту историю?
Чтение рассказа «Лекарство»
(1 ребенок)
- Кто является главным героем этого рассказа?
Анализ с выборочным чтением.
- Прочитайте, как вела себя девочка?
- Исправилась ли она впоследствии?
- Что этому способствовало?
-В каком предложении выражено главное? (Пока девочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)
- Как вы думаете, почему автор назвал так этот рассказ?
- Что было лекарством для мамы?
- Что общего между героями этих рассказов?
Чтение по ролям (работа в парах)
-Подготовьте чтение по ролям
- Подумайте, с какой интонацией нужно читать слова героев?
Работа с пословицами
- Что хотела донести до читателя В.Осеева?
- Выберите пословицы, которые подходят к этим рассказам. (Слайд 4)
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Красив тот, кто красиво поступает.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Береги платье снову, а честь смолоду.
-Как вы думаете, кто должен воспитывать в ребенке нравственные качества?
-Как?
Прочитайте эпиграф. Все, что прекрасно – нравственно. (Слайд 5)
Вся нравственность человека заключается
В его поступках.
Рефлексия. (Слайд 6)
- Используя цветные фишки, расскажите, какие чувства у вас возникали сегодня на уроке
Красный – радость
Жёлтый – грусть
Синий – огорчение
Итог урока (Слайд 8 )Продолжи предложение.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось работать…
Я буду помнить о том…
(Слайд 9)
Д/з с. 40 – 42 (прочитать рассказ, в котором воспитываются нравственные качества)