Программа по внеурочной деятельности Умелые ручки
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умелые ручки» (1- 4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Предлагаемая программа имеет художественно – технологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании младшего школьника.
«Умелые ручки» воспитывают в детях творческое мышление и желание сделать – смастерить что – либо нужное и полезное своими руками, развивают детскую фантазию и вкус. Они учат ребёнка смотреть на реальный мир глазами художника. Занятия приобщают детей к дисциплине и бережливости, дарят им счастье творчества, открывают перед ними величие труда.
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" имеет художественно-технологическую направленность. На занятиях дети узнают о народных традициях и обычаях, знакомятся с народным и декоративно-прикладным искусством. Учатся изготавливать изделия из различных материалов. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Имея дело с самыми различными материалами и процессами, т.е. перед ними не только бумага, карандаш и краски, но и глина, дерево, проволока, ткань и т.д., - у них развивается чувство материала фактуры. Дети режут, клеят, гнут, придают форму решают проблему пространства, пропорций контраста, то есть проходят через обилие трудовых процессов и чувствуют себя творцами, способными создавать конкретные предметы, выражать тем самым отношение к миру. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы, возможность ознакомиться с различными видами труда будет способствовать более сознательному выбору профессии.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Нужно не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, что позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбирались с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Занятия внеурочной деятельностью " Умелые ручки " раскрывают перед учителем большие воспитательные возможности. Они позволяют приобщить школьников к интересному делу, которое обогатит их внутренний мир, заполнит интересным творческим делом свободное время. Программа направлена на формирование умения выделять основные свойства предметов; развитие наблюдательности, сенсорных способностей: глазомера, зрительной оценки пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения художественно-технических задач.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Программа рассчитана на четырехлетний курс обучения детей младшего школьного возраста.
Цель программы
Подготовка ребенка к самостоятельной жизни через приобщение к народному и декоративно-прикладному искусству.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи программы:
развитие практических навыков в различных видах деятельности;
знакомство с различными инструментами и способами работы с ними;
углубление знаний о различных видах материалов и способах ихобработки;
развитие художественного вкуса и формирование художественно-творческих способностей;
развитие инициативы и самостоятельности;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников
Воспитательные задачи программы:
прививать любовь к труду и уважение к людям труда;
воспитывать заботливое и бережное отношение к родной природе,школьному имуществу;
воспитывать эмоционально-волевые качества личности;
способствовать всестороннему воспитанию ребенка в процессеформирования исторической памяти, усвоения норм нравственности,этики и эстетики, трудовых, национальных и интернациональныхтрадиций, заложенных в произведениях народного и классическогоискусства.
Формы и методы проведения занятий.
При проведении занятий следует использовать методы, учитывающие специфику воздействия народного искусства на сознание младшего школьника. Выбор методов зависит от психологических и возрастных особенностей детей, учебных целей, умений и навыков, которыми обладают дети.
В связи с этим можно использовать следующие методы:
метод поэтапных открытий;
метод единства восприятия и созидания;
метод творческой интерпретации содержания;
метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
метод отчетных занятий;
метод оформления работами учащихся интерьера кабинета ипраздников;
метод сравнений;
метод групповых и коллективных работ.
Разнообразны и типы занятий:
занятия - упражнения;
занятия - вариации, импровизации;
занятия обобщающего типа;
занятия - образы по сценарию;
праздники, как формы коллективной работы;
занятия формотворчества и экспериментирования.
Прогнозируемый результат реализации программы
Воспитание человека, владеющего необходимыми трудовыми навыками, эстетически развитого, самостоятельного, способного творчески мыслить, высоконравственного, с развитыми творческими способностями, уважающего историческую память нашего народа и культуру других этносов.
Организационно – методическое обеспечение программы
(возраст групп, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Обучение по программе «Умелые ручки» рассчитано на 4 года. Возраст детей от 6 до 11 лет.
Дети занимаются в группах по 10 – 12 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Занятия включают в себя элементы игровой деятельности, праздники, конкурсы, оформление выставок, свободное общение, индивидуальную, парную, коллективную работы.
Примерное планирование занятий.
ТЕМА
I
год
II
год
III
год
IV
год
Всего
I
Работа с природным материалом
4
4
5
5
18
II
Художественная обработка бумаги
18
18
21
14
71
III
Работа с тканью
4
5
3
10
22
IV
Декоративно – прикладное искусство
6
7
5
5
23
ИТОГО:
32
34
34
34
134
Первый год обучения
Примерный тематический план.
ТЕМА
Всего
Теория+
Прак-
Экскур-
часов
практика
тика
сии
I
Работа с природным
4
1
2
1
материалом
II
Художественная обработка
бумаги:
1.Аппликация из бумаги.
4
1
3
-
2.Конструирование из
бумаги.
4
1
3
-
3 .Основы бумажной
пластики.
6
1
5
-
4.Оригами.
4
1
3
-
III
Работа с тканью
4
1
3
-
IV
Декоративно - прикладное
6
1
5
искусство
ИТОГО:
32
7
24
1
Содержание программы.
Раздел I. Работа с природным материалом (4 часа). Разновидности природных материалов. Сбор, хранение и приемы обработки.
Практическая часть. Экскурсия «Что ты, Осень, нам в подарок принесла?» Сбор природного материала. Наблюдения, сравнения. Исследование кленового листика через лупу. Задание «Обвести и раскрасить красками осени».
Составление объёмных композиций из засушенных листьев: «Осень в лесу», «В гостях у сказки». Презентация своей сказки. Составление объёмной композиции из овощей и фруктов. Организация выставки поделок.
Раздел II. Художественная обработка бумаги (18 часов).
1. Аппликация из бумаги (4 часа). Знакомство со свойствами и видами бумаги. Правила и приемы работы с бумагой. История аппликации. Симметричное вырезание по мотивам народных вырезок. Экспериментирование.
Практическая часть. Ритм повтора, ритм чередования. Простейшие линейные орнаменты. Закладка, украшенная геометрическими узорами. Растительный орнамент на геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник). Изготовление композиций из геометрических фигур(цыплёнок, сова и другие); предметных аппликаций на тему «Космос», «Улица», «Цветок» и другие. Организация выставок детских работ.
2. Конструирование из бумаги (4 часа). Знакомство с традициямипразднования Нового года у разных народов. Расширение знаний детей отекстурных особенностях бумаги. Гофрирование.
Практическая часть. Изготовление гирлянд "Веселые человечки", "Котята - фонарики», Новогодние подвески, коробочки для новогоднего сувенира.
3. Основы бумажной пластики (6 часов). Азбука бумажной пластики.Технологические свойства белой бумаги. Экспериментирование сбумагой: сминание, сгибание, складывание, обрывание, вырезание. Практическая часть. Изготовление простейших форм гусеницы, цветочка, сердечка «Сказочная птица» - из обрывной бумаги. Изготовление елочных украшений - подвесок из полос разной длины. Коллективная композиция "Зимние забавы" и т.д.
4. Модульное оригами (4 часа). История оригами. Знакомство с системой знаков поэтапного складывания бумаги. Базовая форма «квадрат».
Практическая часть. Изготовление «котёнка» по технологической карте из базовой формы «квадрат». Треугольный модуль – «солнышко». Составление коллективных панно из модулей «Путешествие в сказку», «Ёлочка» Сочинение зимней сказки. Оформление сказочной поляны.
Раздел III. Работа с тканью (4 часа). Знакомство с различными тканями (хлопчатобумажные, льняные). Правила работы иглой. Освоение шва "вперед иголку".
Практическая часть. Изготовление коврика из бумажных полос полотняным переплетением. Изготовление игольницы «шляпка» Оформление салфеточки бахромой. Вышивка швом "вперед иголку".
Раздел IV. Декоративно – прикладное искусство (6 часов). Знакомство с народной технологией лепки глиняных игрушек (Плешковская, Дымковская). Знакомство с пластическими свойствами глины и традиционными способами лепки.
Практическая часть. Лепка и роспись игрушек (утицы, коня, барашка). Игра «Распредели игрушки по их промыслам». Оформление уголка в классе. Коллективные игры с игрушками.
К концу первого года обучения учащиеся должны получить знания:
о назначении материалов, ручных инструментов и приспособлений, их назначении;
о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами;
о значении слов: аппликация, симметрия, композиция;
о значении слов: "вышивка", "узорное ткачество";
о значении слов: орнамент, симметрия, ритм, композиция, народный мастер;
о главных отличительных элементах орнамента в росписи плешковской и дымковской глиняной игрушки;
умения:
умение организовать свое рабочее место;
решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приемов обработки бумаги (обрывание, вырезание) для достижения выразительности образов;
пользоваться инструментами; выполнять стежки швов "вперед иголку";
пользоваться стекой, печаткой, самостоятельно определять количество пластилина или глины;
лепить игрушку на основе традиционных приемов лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность, сочетать орнамент с формой.
Второй год обучения
Примерный тематический план.
ТЕМА
Всего
Теория +
Прак-
Экскур-
часов
практика
тика
сии
I
Работа с природным
4
1
2
1
материалом
II
Художественная обработка
бумаги:
1. Декоративная аппликация.
5
1
4
-
2. Конструирование из
бумаги.
6
1
4
-
3. Модульное оригами
7
1
7
-
III
Работа с тканью
5
1
4
-
IV
Декоративно – прикладное искусство
7
1
6
-
искусство
ИТОГО:
34
6
27
1
Содержание программы.
Раздел I. Работа с природным материалом (4 часа). Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Экспериментирование путем сочетания природных материалов природного происхождения (веревка, льняная или хлопчатобумажная ткань, мешковина и др.).
Практическая часть. Экскурсия «В гостях у Осени». Сбор природного материала. Изготовление декоративных композиций из засушенных растений и семян.
Раздел II. Художественная обработка бумаги.
1. Декоративная аппликация (5 часов). Углубление знаний о свойствах ивидах бумаги.
Практическая часть. Изготовление аппликаций: декоративные цветы (клевер крокусы и т. п.), цветовое решение композиций. Оформление кантом некоторых частей узора (на квадрате, круге, полосе, овале): «Цветы в вазе», «Орнамент из цветов» и т.д. Коллективная работа «Ковёр – самолёт».
2. Конструирование из бумаги ( 6 часов). Конструирование образовживотных, как способ приобретения навыков в бумагопластике.
Знакомство с особенностями традиционного женского и мужского
народного костюмов.
Практическая часть. Изготовление объемных игрушек на основе конуса:
зайчика, пингвина, лисички, петушка, кошки для украшения класса и елки
к празднику. Изготовление бумажных кукол «Алёнушки» и «Иванушки» (силуэт) в русских народных костюмах. Коллективная работа "Весенний хоровод". Симметричное вырезание силуэтов женских и мужских фигур в народных костюмах. Коллективная работа "Праздничный русский хоровод".
3. Модульное оригами (8 часов). История оригами, Продолжить знакомство с
системой знаков поэтапного складывания бумаги.
Практическая часть. Изготовление зайчика, черепахи, золотой рыбки, голубя на основе базовой формы "треугольник".
Составление коллективных композиций для украшения интерьера кабинета. Изготовление композиции «Зимний лес» на основе базовой формы «квадрат». Экспериментирование с размером бумаги. Модульное оригами. Коллективная работа - забавные фигурки «Зайка – модница». Итоговое занятие. Город мастеров. Сочинение стихотворения или поздравления для мамы.
Раздел III. Работа с тканью (5 часов). Древний способ традиционной народной вышивки "двусторонняя роспись" на основе шва "вперед иголку". Знакомство с сюжетами и образами в народной вышивке. Изделия мастеров разного края.
Практическая часть. Оформление краев бумажного полотенца швом "вперед иголку" с вариантами его украшения. Роспись полотенца по мотивам «орловского списа». Праздник – ярмарка «Народных промыслов»
Раздел IV. В мастерской народной игрушки (7 часов). Освоение пластических свойств глины. Знакомство с народной технологией лепки глиняных игрушек (Филимоновская, Каргопольская).
Практическая часть. Лепка и роспись игрушек (баба, конь, птица). Организация выставки детских работ. Настольный кукольный театр "Деревня Филимоново".
В результате к концу второго года обучения учащиеся должны получить
знания:
о правилах безопасности при работе ручными инструментами;
о значении понятий: вышитый и тканый орнамент; о названии ниток,тканей, их назначение;
о значении понятий: декоративная аппликация, декоративнаяаппликация с кантом; орнамент линейный, орнамент на квадратной ипрямоугольной форме, орнамент в круге;
об особенностях лепных игрушек различных народных традиционныхпромыслов;
умения:
- решать художественно-творческие задачи на моделирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
- самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой
для достижения выразительного образа художественной вещи;
- выполнять декоративные швы на основе шва "вперед иголку",
пользоваться технологическими картами по выполнению швов;
- свободно пользоваться стекой, разными способами лепки;
- сочетать орнамент с формой предмета;
- лепить по заранее подготовленным эскизам;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и
каргопольской игрушки;
- вырезать симметричные фигуры;
- проявлять творчество в создании художественных изделий.
Третий год обучения
Примерный тематический план.
ТЕМА
Всего
часов
Теор.+ пр.
Практика
Экскурсии
I
Работа с природным материалом
5
1
3
1
II
Художественная обработка бумаги:
1 .Папье-маше.
2. Аппликация.
3. Модульное оригами.
6
6
5
1
1
1
5
5
4
-
-
4.Моделирование и конструи
рование.
4
1
3
III
Работа с тканью
3
1
1
1
IV
Декоративно – прикладное
Декоративно – прикладное
искусство
5
1
4
ИТОГО:
34
5
23
1
Содержание программы
Раздел I. Работа с природным материалом (шишки, желуди, орехи, береста, головки мака, веточки, коренья и т.д., (5 часов). Их свойства и способы обработки (резание, пиление, сверление, покрытие). Художественные изделия из соломки: инкрустация - искусство аппликации из соломки. Правила заготовки и обработки соломы (пшеничной, ржаной, овсяной). Технология выполнения аппликации из соломы.
Практическая часть. Экскурсия в страну «Листопадию». Сбор необходимых материалов и подготовка их к работе. Создание объемных тематических композиций: «Лиса и журавль», «Дед Мазай и зайцы», «Репка», «Теремок» и др. с передачей движения. Орнаментальные и сюжетные композиции из плоской соломки на деревянной или картонной основе. Составление орнаментов и деталей геометрической и криволинейной формы. Участие в игровых ситуациях. Оформление выставки детских работ.
Раздел II. Художественная обработка бумаги (21час).
1. Папье-маше (6 часов). История возникновения папье-маше. Углубление знаний о свойствах и видах бумаги.
Практическая часть. Изготовление посуды в технике папье-маше (тарелочка, чашка, кофейник). Роспись посуды по мотивам Гжельской росписи. Поисковая деятельность. «Найти в разных источниках информацию о народном промысле Гжели».
Изготовление объёмных фигур сказочных героев. Раскрашивание и роспись объёмных фигур. Инсценирование сказок для первоклассников с этими игрушками. Оформление выставки детских работ.
2.Аппликация (6часов). Знакомство с сюжетной аппликацией (простой и сложной).
Практическая часть. Изготовление несложной сюжетной аппликации «Под парусом!». Изготовление сложных сюжетных аппликаций с большим количеством деталей (по эскизу): «Весна», «Покорение космоса», «На прогулке». Сюжетная аппликация с большим количеством деталей по эскиз у и самостоятельно выбранной теме (работа в парах). Организация школьной выставки.
3. Модульное оригами (5 часов) Продолжение знакомства с японским искусством создания различных моделей путём сгибания листа бумаги. От простого к сложному. Учимся читать инструкционные карты.
Практическая часть. Изготовление объёмного изделия «»Жар – птица», цветов «Нарциссы» и «Тюльпаны». Организация школьной выставки. Дарим цветы в подарок маме.
4. Моделирование и конструирование (4 часа) Моделируем из геометрических фигур, простого листа бумаги, и бросового материала. Знакомимся, что такое коллаж.
Практическая часть. Моделирование ракеты и космодрома. Изготовление объёмно – пространственной композиции «Весёлый хоровод». Декорирование фигур девушек под русский народный стиль северного типа.
Раздел III. Работа с тканью (3 часа). Знакомство с узорами народной вышивки, их семантического и магического значения.
Практическая часть. Экскурсия в краеведческий музей (в отдел народного творчества). Углубление знаний детей об орнаментальной композиции семантического магического значения народных орнаментов. Подготовка эскиза полотенца крестом на бумаге в клетку. Вышиваем узор на полотенце по эскизу. Использование вышитых изделий в календарно-обрядовых играх и праздниках.
Раздел IV. Декоративно – прикладное искусство (5 часов).
Знакомство с основами народного и декоративно – прикладного искусства. Хохломская роспись. Повтор, вариация, импровизация. Знакомство с лоскутным шитьём.
Практическая часть. Упражнения на повтор и вариацию хохломской росписи. Роспись разделочной доски в подарок маме.
Лоскутное шитьё. Подставка под чайник или украшение интерьера кухни. Поисковая деятельность. Проект «Основы декоративно – прикладного искусства «Хохлома». Проект «Основы декоративно – прикладного искусства «Лоскутное шитьё».
К концу третьего года обучения учащиеся должны получить знания:
о местных природных материалах и их особенностях; о сборе, хранениии приемах их обработки;
о приемах работы папье-маше;
о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработкеразличных материалов;
о названии, назначении, правилах пользования ручнымиинструментами;
о способах аппликации в народном искусстве;
о понятии вышивки "крестик", его особенностях;
о значении народного искусства как части культуры;
умения:
решать художественно-творческие задачи на моделирование изделий изприродного материала;
самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой;
при анализе произведений народных мастеров определять вид ихудожественные достоинства изделия;
выполнять шов "крестик", составлять собственные композиции.
Четвертый год обучения.
Примерный тематический план.
ТЕМА
Всего
Теория+
Прак-
Экскур-
часов
практика
тика
сии
I
Работа с природным
5
1
4
-
материалом
II
Художественная обработка
бумаги:
1. Модульное оригами
6
1
5
-
2.Конструирование из
бумаги.
8
1
7
-
III
Работа с тканью
10
1
9
-
IV
Декоративно - прикладное
5
1
4
искусство
ИТОГО:
34
5
29
-
Содержание программы.
Раздел I. Работа с природным материалом (5 часов). Рассматриваем
материалы, имеющие животное и растительное происхождение. Свойства этих материалов и внешний вид. Каждый из них имеет свою собственную индивидуальность и по- разному проявляет себя в различных работах.
Практическая часть. Освоение технологических приёмов: наложение, жгутик, крошка, резанныё край при работе с тополиным пухом. Изготовление аппликации «Домашний любимец». Аппликация из птичьих перьев и засушенных листьев. Плоская мозаика из яичной скорлупы «Сказочный герой».
Объёмные игрушки из яичной скорлупы для украшения новогодней ёлки.
Раздел II. Художественная обработка бумаги (14 часов).
Модульное оригами (6 часов). Продолжить знакомство с искусством оригами. Совершенствовать умение работать по технологической карте.Практическая часть. Изготовление "Шапки Мономаха", "Петушиногогребня" из базовой формы "Книжка". Изготовление автомобиля или лодки из базовой формы "Дверь" и др. Модульное оригами «Вазочка», «Подснежники», «Фуксии». Организация выставки детских работ.
Конструирование из бумаги (8 часов). Краткие сведения из историивозникновения и развития бумажной промышленности. Свойства бумаги икартона. Знакомимся с образом культуры средневековой Европы»
Практическая часть. Изготовление книжки – раскладушки для первоклассников «Русские потешки». Проектная деятельность. Проект «История возникновения бумаги». Коллективная работа «Средневековой европейский город». Изготовление коллективных композиций «В царстве Снежной Королевы», «Русь избяная». Проектная работа «Русь избяная».
Оформление выставки детских работ. Защита мини – проектов. Оформление проекта по теме.
Раздел ПI. Работа с тканью (10 часов).
1. Шитье и вышивка (6 часов). Представление о вышивке на предметах домашнего обихода в народной одежде. Углубление знаний о тканях из натуральных волокон. Совершенствование и закрепление навыков культуры труда. Приемы выкраивания деталей разными способами (по шаблону, "в сгиб"). Освоение простейших видов швов на основе
традиционной вышивки (тамбурная вышивка). История тамбурной
вышивки, ее мотивы и колорит. Освоение рабочих приемов тамбурного
шва.
Практическая часть. Вышивка салфеток для столовой; прихватки для
горячей посуды (колобок, клубничка и др.). Отделка декоративным петельным
швом. Изготовление грелки для заварного чайника. Украшение ее
разноцветной тесьмой, аппликацией из кусочков ткани или украшающими
швами.
2. Текстильная аппликация (4 часа). Аппликация как вид народного декоративного искусства. Способы выполнения аппликации (пришивание украшающим швом, приклеивание на клей и целофан). Комбинирование аппликации с вышивкой.
Практическая часть. Изготовление предметной аппликации «Корзина с грибами», «Матрешка» и т.п. Изготовление сюжетных аппликаций «Орловское полесье» и на тему русских народных сказок
Раздел IV. Декоративно – прикладное искусство (5 часов). 3накомство с изделиями ткачества у народных мастеров. Знакомство с видами ткачества.
Практическая часть. Главные отличительные элементы орнамента и ткачества на Руси у разных народов. Ткачество коврика и украшение его разными способами. Плетение кругов – солнышек в две или три прядки. Создание древа жизни.
Заключительное занятие «Город мастеров». Каждая группа выполняет работу по своему сюжету и с любыми материалами.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны получить знания:
о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке разных материалов;
о названии, назначении, правилах пользования ручными инструментами;
о приемах разметки (шаблон, линейка);
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага); сочетание аппликации с вышивкой;
о понятии "тамбурный шов", его мотивах, особенностях, колорита "тамбура" в центральных и северных районах;
об особенностях Городецкой и Хохломской росписи;
умения:
решать художественно-творческие задачи на моделирование изделий,пользуясь технологической картой облегченного варианта, техническимрисунком, эскизом;
самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой;
при анализе произведений народных мастеров определять вид ихудожественные достоинства;
различать виды аппликаций;
выполнять «тамбурный» шов, составлять собственные композиции.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Конвенция о правах ребенка.
Закон Российской Федерации "Об образовании".
Концепция воспитания школьников в современных условиях.Концепция дополнительного образования.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательныхшкол.
Методические рекомендации "В помощь педагогу, работающему надавторской программой".
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность младших школьников.
Григорьев Д.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Литература по профилю работы:
Алексеенко Е.В. Интегрированные уроки изобразительного искусства итруда в начальной школе с использованием народных промысловОрловской области. Орел, 1994 г.
Алексеенко Е.В. Воропаева З.В. Изучение плешковской игрушки вначальной школе на уроках и внеклассных занятиях. Орел, 1997 г.
Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В. Оригами и аппликация.ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2010 г.
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972 г.
Васильева-Гангнус Л. Уроки занимательного труда, 2010 г.
Гукасова Л.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах.М.,1997г.
Гукасова М.А. Аппликация., 1982 г.
Докучаева Н. Мастерим бумажный мир, 1999 г.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом с методическими рекомендациями
1 класс. М.,1995 г.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом с методическими рекомендациями
2 класс. М., 1997 г.
11.Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1980 г.
12.Круглый год: Русский земледельческий календарь / А.Ф.Некрылова.
М.,1991 г.
13. Кузин B.C. Психология. 2010 г.
14. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: Родная земля: книга для учителя 1-2 кл. М.Дрофа, 2010 г.
15. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: Программа факультативного курса. М.,1997 г.
16. Проснякова Татьяна. Забавные фигурки. Модульное оригами. Москва «АСТ – ПРЕСС», 2011 г.
17. Шпикалова Т.Я. В мире народного искусства, 1998 г. 16.Шпикалова Т.Я. Праздник народного творчества в музее игрушки // нач. шк. 1994 г. №1. Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
Дата
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности.
Возможные виды контроля.
Элементы содержания урока.
Возможные направления творческой, исследовательской деятельности учащихся.
программа
факт
план
факт
Освоение предметных знаний
Перечень универсальных учебных действий
Раздел I. Работа с природным материалом (4 часа)
1.
Экскурсия «Что ты, Осень, нам в подарок принесла?»
1
1
Знать породы деревьев.
Знать какому дереву принадлежат собранные листья.
Знать виды кустарников.
Уметь собирать и хранить природный материал.
Познавательная инициатива (Р).
Установление причинно следственных связей (П).
Следование в поведении моральным нормам (Л).
Учёт разных мнений (К).
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).
Разновидности природных материалов.
Сбор, хранение и приёмы обработки.
Игра «Отгадай, с какого дерева лист».
Ассоциации «Запах осени», «Дары осени».
Игра «На, что похоже?»
Исследуй строение кленового листа через лупу. Обведи этот лист и раскрась так, чтобы он был похож на настоящий.
2.
Составление объёмной композиции «Осень в лесу»
(Листья, семена, шишки, жёлуди)
1
1
Уметь работать в парах.
Знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
Уметь составлять объёмные композиции.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Работа в парах.
Правила техники безопасности.
Способность соотносить форму листьев, их размер, подбирать по цвету.
Организация выставки поделок из природного материала.
3.
Составление объёмной композиции «В гостях у сказки»
(Листья, семена, шишки, жёлуди)
1
1
Уметь работать в группе.
Уметь распределять роли в группе.
Уметь решать художественно – творческие задачи.
Знать свойства и название природного материала.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Групповая работа.
Распределение ролей в группе и выбор сказки.
Индивидуальный инструктаж.
Рассказывание сказки по ролям с изделиями из природного материала.
Презентация своей сказки.
Организация выставки поделок из природного материала.
4.
Составление объёмной композиции из овощей и фруктов (Яблоки, огурцы, кабачки и другие).
1
1
Уметь решать художественно – творческие задачи
Уметь придумывать разные образы поделок, используя подсобный материал.
Структурирование знаний (П).
Выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Действовать по плану (Р).
Групповая работа.
Выбор природного материала для группы.
Придумывание разных образов.
Определение способов соединения деталей.
Индивидуальный инструктаж.
Организация выставки поделок из природного материала.
Итого: 4 4
Раздел II. Художественная обработка бумаги (18 часов)
1. Аппликация из бумаги (4 часа)
5.
Знакомство со свойствами и видами бумаги.
Правила и приёмы работы с бумагой. Вырезанки.
1
1
Уметь работать ножницами.
Знать, что такое симметрия и асимметрия.
Знать и соблюдать правила ТБ.
Действовать по плану (Р).
Извлекать необходимую информацию из устных сообщений (П).
Постановка вопросов (К).
Знакомство со свойствами и видами бумаги.
Правила и приёмы работы с бумагой.
Освоение новых видов деятельности.
Экспериментиро -
вание. Симметричное вырезание по мотивам народных вырезанок
6.
Простейшие линейные орнаменты.
Закладка, украшенная геометрическими
фигурами.
1
1
Уметь организовывать своё рабочее место.
Знать, что такое ритм, повтор, закономерность.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).
Коррекция, контроль (Р).
Осознание своей работы (Л).
Особенности построения орнамента и его значение в художественной вещи.
Составление орнамента с учётом замысла.
Использование закладок для учебников.
7.
Изготовление композиций из геометрических фигур (цыплёнок, сова, и другие)
1
1
Знать, как получить форму круга, треугольника, квадрата без помощи линейки.
Управление поведением партнёра (Р).
Активная познавательная деятельность (Л).
Самостоятельное создание способов решения проблемы (П).
Работа в парах.
Решение художественно – трудовых задач по выполнению изделий из геометрических фигур.
Творческая работа «Составление коллективного панно»
8.
Предметная аппликация на тему «Космос», «Улица», «Цветок и цыплёнок» и другие.
1
1
Уметь передавать форму предмета.
Уметь читать технологические карты – схемы.
Уметь решать художественно – технологические задачи.
Осознание учебной задачи (П).
Самостоятельное планирование (Р).
Интерес к занятиям (Л).
Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц.
Расширение эстетических представлений
Выражение собственного мнения при оценке работ.
Или творческая работа. «Создание коллективного панно»
Итого: 4 4
2. Конструирование из бумаги (4 часа)
9.
Изготовление гирлянды «Весёлые человечки»
1
1
Уметь выполнять разметку на бумаге с помощью складывания.
Уметь пользоваться техническим рисунком.
Познавательная инициатива (Р).
Установление причинно следственных связей (П).
Следование в поведении моральным нормам (Л).
Учёт разных мнений (К).
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).
Решать художественно – трудовые задачи при моделировании и конструировании из бумаги.
Декорирование изделия.
Украшение класса к празднику гирляндой «Весёлые человечки»
10.
Изготовление гирлянды «Котята – фонарики»
1
1
Знать и соблюдать правила ТБ и личной гигиены.
Уметь работать по технологической карте.
Уметь оценивать результаты совместной деятельности.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Запоминать порядок выполнения гирлянды по технологической карте.
Приобщаться к пониманию дружной коллективной работы.
11.
Новогодние подвески (из кругов)
1
1
Знать, как празднуют Новый год на всей планете.
Уметь использовать поэтапно знако – символические средства изготовления подвесок.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Знакомство с традициями празднования Нового года у разных народов
Групповая работа.
Использование различных приёмов работы.
Положительное отношение км процессу труда.
Украшение класса к празднику
12.
Коробочка для Новогоднего сюрприза)
1
1
Уметь организовывать своё рабочее место.
Уметь конструировать куб.
Знать основные правила разметки.
Осознание ответственности за общее дело (Л).
Способность к самооценке (Л).
Построение логической цепи рассуждения (П).
Знакомство с правилами разметки по линейке.
Сборка куба
Украшение по замыслу.
Индивидуальные подарки для одноклассников (с сюрпризом).
Итого: 4 4
3. Основы бумажной пластики (4 часа)
13.
Азбука бумажной пластики. Простейшие формы (гусеница, цветочек, сердечко)
1
1
Знать и отличать мягкий модуль от жёсткого.
Уметь фантазировать и применять ранее полученные знания.
Познавательная инициатива (Р).
Установление причинно следственных связей (П).
Следование в поведении моральным нормам (Л).
Учёт разных мнений (К).
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).
Индивидуальная работа.
Экспериментирование.
Самоконтроль.
Оценка своей деятельности.
Игра «Что ещё можно создать из мягкого модуля?»
Экспериментиро
вание с бумагой: сминание, сгибание, складывание, обрывание, вырезание.
14.
Технологические свойства белой бумаги. Сказочная птица (из обрывной бумаги).
1
1
Знать свойства бумаги.
Знать способы обрывания бумаги.
Уметь работать с шаблонами.
Уметь декорировать изделие по своему усмотрению.
Управление поведением партнёра (Р).
Активная познавательная деятельность (Л).
Самостоятельное создание способов решения проблемы (П).
Технологические свойства белой бумаги.
Разметка изделия на выбранной основе.
Работа с шаблонами.
Декорирование птицы.
Оформление выставки работ.
15.
Изготовление ёлочных украшений – подвесок из полос разной длины.
1
1
Уметь работать ножницами и на глаз вырезать ровные полоски одинаковой длины.
Знать технику выполнения подвесок.
Уметь конструировать из мягкого модуля.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Приобщаться к умению вырезать детали на глаз.
Знакомство с техникой изготовления подвесок из мягкого модуля.
Украшение класса и новогодней ёлки.
16.
Композиция «Зимний лес» из бумажных полос.
1
1
Знать правила композиции.
Уметь работать с клеем.
Знать технику выполнения композиции из бумажных полос.
Осознание ответственности за общее дело (Л).
Способность к самооценке (Л).
Построение логической цепи рассуждения (П).
Композиционное решение.
Индивидуальная работа.
Комбинирование различных приёмов работы с бумагой.
Подарок на Новый год для родителей.
Итого: 4 4
4. Модульное оригами (6 часов)
17.
История оригами.
Знакомство с системой знаков поэтапного складывания бумаги. Базовая форма «квадрат».
Котёнок.
1
1
Уметь читать технологическую карту.
Знать систему знаков поэтапного складывания.
Уметь контролировать и координировать свои действия.
Познавательная инициатива (Р).
Установление причинно следственных связей (П).
Следование в поведении моральным нормам (Л).
Учёт разных мнений (К).
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).
История оригами.
Знакомство с системой знаков поэтапного складывания бумаги.
Освоение базовой формы «квадрат».
Игра «Кто в тереме живёт».
Оформление теремков с котятами (коллективная работа).
18.
Треугольный модуль. Солнышко.
1
1
Уметь изготавливать поделки в технике модульного оригами.
Знать и соблюдать правила ТБ.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Работа в парах.
Знакомство с модульным оригами.
Осваивание техники.
Сотрудничество в процессе работы.
19.
Путешествие в сказку «Снежинка»
1
1
Уметь изготавливать поделки в технике модульного оригами.
Знать и соблюдать правила ТБ.
Структурирование знаний (П).
Выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Действовать по плану (Р).
Работа в парах.
Знакомство с модульным оригами.
Осваивание техники.
Сотрудничество в процессе работы
20.
Путешествие в сказку «Ёлочка».
Заготовка модулей.
1
1
Уметь выполнять терпеливо однотипную работу.
Знать технику выполнения модульного оригами.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Работа в группах.
Знакомство с модульным оригами.
Осваивание техники.
Сотрудничество в процессе работы
21
Путешествие в сказку «Ёлочка».
Сборка модулей.
1
1
Уметь читать технологическую карту.
Знать систему знаков поэтапного складывания.
Уметь контролировать и координировать свои действия
Управление поведением партнёра (Р).
Активная познавательная деятельность (Л).
Самостоятельное создание способов решения проблемы (П).
Работа в группах.
Сборка моделей по технологической карте.
Оформление сказочной поляны.
22.
Окончание работы. Сочинение зимней сказки
1
1
Уметь связно выражать свои мысли.
Уметь сочинять небольшие сказки по сюжету.
Уметь слушать товарищей.
Осознание ответственности за общее дело (Л).
Способность к самооценке (Л).
Построение логической цепи рассуждения (П).
Работа в группах.
Знакомство с модульным оригами.
Осваивание техники.
Сотрудничество в процессе работы
Сочинение зимней сказки.
Итого: 6 6
Раздел III. Работа с тканью (4 часов).
23.
Изготовление коврика из бумажных полос полотняным переплетением.
1
1
Знать простые виды ткани.
Знать технику переплетения из бумажных полос.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Знакомство с различными видами тканями.
Освоение правил работы с иглой.
Экспериментирование «Сравнение льняной ткани и переплетённого коврика» способ продёргивания нитей из ткани.
24.
Освоение шва «вперёд иголку».
Правила работы иглой.
1
1
Уметь пользоваться иголкой.
Уметь вдевать нитку в иголку и делать узелок.
Структурирование знаний (П).
Выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Действовать по плану (Р).
Освоение шва «вперёд иголку».
Правила работы иглой.
Выполнение стежков сначала на бумаге в клеточку, затем на ткани.
25.
Изготовление игольницы «Шляпка»
1
1
Уметь организовать своё рабочее место.
Знать и соблюдать правила ТБ.
Уметь выполнять швы.
Уметь работать по инструкционной карте.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Поэтапная работа по инструкционной карте.
Индивидуальный инструктаж.
Решение художественно – творческих задач по оформлению шляпки.
Подарок для мамы.
26.
Оформление салфеточки бахромой. Вышивка швом «вперёд иголку»
1
1
Уметь организовать своё рабочее место.
Знать и соблюдать правила ТБ.
Уметь выполнять швы.
Осознание ответственности за общее дело (Л).
Способность к самооценке (Л).
Построение логической цепи рассуждения (П).
Оформление салфеточки бахромой. Вышивка швом «вперёд иголку»
Итого: 4 4
Раздел IV. Декоративно – прикладное искусство (6 часов).
27.
Знакомство с народной технологией лепки глиняых игрушек (Плешковская. Дымковская).
1
1
Уметь организовать своё рабочее место.
Уметь слушать.
Уметь сравнивать.
Знать отличительные особенности игрушек.
Познавательная инициатива (Р).
Установление причинно следственных связей (П).
Следование в поведении моральным нормам (Л).
Учёт разных мнений (К).
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).
Заочное путешествие в Дымково и Плешково.
Знакомство с народной технологией лепки глиняых игрушек (Плешковская. Дымковская).
Заочное путешествие в Дымково и Плешково.
28.
Лепка «утицы». Плешково.
1
1
Уметь лепить игрушку на основе традиционных приёмов лепки.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Знакомство с пластическими свойствами глины и традиционными способами лепки из целого куска.
29.
Роспись «утицы». Плешково.
1
1
Знать особенности плешковской росписи.
Знать знаки – символы.
Осознание ответственности за общее дело (Л).
Способность к самооценке (Л).
Построение логической цепи рассуждения (П).
Роспись «утицы» знаками – символами.
Главные отличительные элементы в росписи.
30.
Лепка «коня» и «барашка».
Дымково.
1
1
Уметь организовать своё рабочее место.
Уметь лепить игрушку на основе традиционных приёмов лепки Уметь сочетать орнамент с формой.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Работа в группах.
Знакомство с пластическими свойствами глины и традиционными способами лепки по отдельным деталям, согласно инструкционной карты.
31.
Роспись игрушек «коня» и «барашка». Дымково.
1
1
Уметь организовать своё рабочее место.
Уметь лепить игрушку на основе традиционных приёмов лепки Уметь сочетать орнамент с формой.
Способность к самооценке (Л).
Подведение под понятие (П).
Самоконтроль деятельности (Р).
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
Работа в группах.
Организация рабочего места.
Роспись игрушек.
Вариация.
Оформление уголка в классе.
32
Роспись деревеньки Дымково и Плешково
1
1
Знать особенности плешковской и дымковской росписи.
Управление поведением партнёра (Р).
Активная познавательная деятельность (Л).
Самостоятельное создание способов решения проблемы (П).
Игра «Распредели игрушки по деревенькам Дымково и Плешково».
Коллективные игры с игрушками.
Итого:
32
32
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
Дата
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности.
Возможные виды контроля.
Элементы содержания урока.
Возможные направления творческой, исследовательской деятельности учащихся.
программа
факт
план
факт
Освоение предметных знаний
Перечень универсальных учебных действий
Раздел I. Работа с природным материалом (4 часа)
1.
Экскурсия «В гостях у Осени»
1
1
Знать и соблюдать правила ПДД.
Соблюдать правила личной гигиены при сборе природного материала.
Метод рефлексивной самоорганизации (П).
Анализ, сравнение, обобщение (П).
Познавательная инициатива (Р).
Сбор природного материала. Разновидности природных материалов.
Сбор, хранение и приёмы обработки.
Игра «Отгадай, с какого дерева эти семена?»
Исследуем растения.
Игра «Фотоаппарат»
2.
Изготовление декоративных композиций из засушенных растений и семян.
1
1
Уметь работать в парах.
Уметь внимательно вглядываться в различные природные формы.
Знать виды растений.
Моделирование и преобразование (П).
Смыслообразование (Л).
Достижение договорённостей и согласование общего решения (К).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Работа в парах.
Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами.