Разработка урока по изобразительному искусству на тему: Орнамент


Тема урока: Орнамент. Виды национального орнамента. Цель: сформировать знания учащихся о видах казахского орнамента. Тип урока: урок - сообщение новых знаний. Форма урока: словесно-наглядная. Методы: беседа, метод творческого осмысления с помощью компьютерной презентации. Формативное оценивание на протяжении всего урока. Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения и видами национального казахского орнамента; сформировать у учащихся знания и навыки компоновки орнамента в определенной геометрической фигуре. Развивающая: развивать творческие способности, образное мышление учащихся, способности к художественному творчеству. Воспитательная: совершенствовать умения работать в группах, в парах. Признаки достижения цели (ожидаемый результат): * Знать историю возникновения орнамента; * Понимать различия видов орнамента; * Уметь компоновать орнаментальную композицию в геометрическую фигуру. Оборудование: Интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, презентация к уроку, оформление доски.
Звуковой ряд: мелодии казахский күев. 
Ход урока 1. Организационный момент. Отметить в классном журнале отсутствующих. Проверить наличие принадлежностей необходимых к уроку. Деление на группы. 
Ребята мы с вами разобьемся на группы. Как гласит одна казахская пословица: «Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе». И вы будите дружной командой. (делятся с помощью геометрических фигур)Итак: «Круги» - Это будет первая команда. «Треугольники - Это будет вторая команда. «Квадраты» - Это будет третья команда. Начинаем наш урок. I . Вызов. Просмотр презентации. Диалоговая форма работы. - Прежде чем начать наш урок давайте внимательно посмотрим на экран. Звучит спокойная казахская мелодия. На интерактивной доске ребята видят слайды с изображением казахской степи, танцующих пар в национальном костюме, верблюдов, лошадей, коров пасущихся в степи и пр. -Как вы думаете, что объединяет эти предметы? - Что вы заметили на этих рисунках? Предполагаемый ответ детей: -мой Казахстан, родной край, быт казахов, узоры казахов, орнаменты. Открывается слайд с изображением орнамента, видов узора. II . Осмысление - Ребята, что такое орнамент? Предполагаемый ответ детей: - Орнамент это украшение предметов быта, это узор, это оформление для красоты чего либо. (показ слайдов)
Объяснение новой темы:
1. Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает «украшение». 2.   По происхождению казахский орнамент делится на две группы:
К первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом.
Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е интернациональные орнаменты.
3. Основные узоры в казахском орнаменте можно разделить на космогонические, зооморфные, растительные и геометрические. 
4. Особую красоту орнаменту придают краски. В казахском прикладном искусстве используют традиционные цвета, которые применяются мастерами в течении многих веков: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Каждый цвет имеет свою символику:
Синий – цвет неба;
Белый – символ истины;
Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали;
Зеленый – молодости, весны и т.д.
Практическая работа.Задание – Ребята, ваша задача – составить орнамент в геометрической фигуре, которая соответствует названию вашей команды. 1. Команда «Круг» - составляет растительный орнамент в 2. Команда «Треугольник» - составляет геометрический орнамент в 3. Команда «Квадрат» - составляет космогонический орнамент в 
Физминутка
Команды, выполнившие работу выходят перед классом для защиты постера, лидер команды защищает свои орнаменты, рассказывая, что он узнал или знает о нем. 
Самооценивание, взаимооценивание и оценивание по критериям.
Закрепление – флипчарт.
Рефлексия:
«Содержание учебного материала»«Поляна»
Задание на дом: Написать «Эссе о казахском орнаменте» - 5 предложений. Принести художественные принадлежности.
Ботагоз — глаз верблюжонка. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Это магический узор, наделяемый охранным свойством. Согласно поверьям, глаз, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной. Такой элемент встречается как в центральной части композиции, так ив образовании бордюра, окаймляющего края изделия. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный,синий цвета.
Туйе табан — верблюжий след, олицетворение богатства, приумножения скота, стимулятор продуцирующей силыи различных благ. Он украшал различные изделия народных ремесел, его использовали в резьбе по дереву, инкрустации, вышивке, в войлочных изделиях. Основные тона: коричневый, бордовый, черный.
Гул — цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра. С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Чаще всего такие мотивы украшают предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца. Колорит — предпочтительно красные, желтые, оранжевые и бордовые тона.
Жулдыз — звезда; в традиционном сознании данный мотив у казахов идентифицируется с человеческой душой. Небесные светила всегда наделялись очищающей мощью. Мотив украшает центральные части ковров. Основные цвета: красный, синий, бордовый.

Самоанализ открытого урока