Презентация по теме Обучение выразительному чтению


Подготовила: Лушникова С.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Скрябинская ООШ» Лямбирского района РМ Увеличение числа читающей молодежиПовышение грамотности учащихсяУвеличение творческого потенциала учащихсяСоциальная адаптация учащихся в любых условиях Ориентация на скорочтение или чтение на время, что недопустимо, поскольку не учитывает индивидуальных особенностей учащихся и, как следствие…Соревновательный характер обучения скорочтению, что недопустимо по той же причине Повальное увлечение «картинкой», которую не надо воссоздавать мыслительно, напрочь теряется творческий потенциалОтсутствие желания читать произведение из-за лени, рождающейся в процессе просмотра готовой киноверсии данного произведенияОтсутствие критического мышления Проводить индивидуальные занятия с учащимися, не умеющими правильно читать вслух, дабы не тормозить программу и сильных учениковПроводить работу с родителями, дав им соответствующие рекомендации для проведения домашних уроков чтения Создания комфортной обстановки для отстающих с целью преодоления психологического «ступора» в отношении чтения вслухСоздания особой «воспитующей» среды для сильных учащихся, что необходимо для возможности работы в команде, коллективного творчества Ученик перестает различать смысл прочитанного (например, вместо постановил читает постановлять, домысливая для ускорения концовку слов)Иногда учащийся реально не понимает лексического значения слова, поэтому словарная работа на уроках литературы имеет не меньшее значение, чем на уроках русского языка Ни в коем случае нельзя забывать о пунктуации, учащиеся должны непременно соблюдать паузу в месте знаков препинания, а в идеале соблюдать интонационную «ткань» произведения, иначе теряется, либо перевертывается смысл прочитанного, как у Маршака в «Двеннадцати месяцах» «казнить, нельзя помиловать» Безусловно, для развития артистизма у учащихся надо учить их правильному интонационному чтению, важность имеет не только ударение в слове, но и акцент самого слова. (Для сравнения приведу фразу из «А зори здесь тихие» Бориса Васильева «Да, здесь был курорт!» при перестановке акцента превращается в «Да, здесь был(!) курорт») Пожалуй, более всего «страдает» лермонтовское «Бородино», в котором противопоставление «богатыри – не вы!» превращается в «богатырей Невы», а фразу «не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» особо «артистичные» произносили так : «не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры? О, русские штыки!» К чтению подобных стихотворений надо подходить только с подготовленными читателями, иначе у учащихся сложится неправильное мнение о поэзии подобного типа, и она навсегда будет потеряна для них. Особенностью данных стихотворений является постоянный «разрыв» предложений и фраз со строки на строку. Моя многолетняя практика показывает, что особо нелюбим среди учащихся поэт Маяковский со своими акцентными стихами. Однако в среде сильных учеников, освоивших выразительное чтение, поэт Маяковский, напротив, пользуется особой популярностью и любовью, так что выразительное чтение способствует популяризации художественной литературы. Основная словарная работа происходит уже на этом этапе. Правильное проговаривание, к примеру, пар лексем типа сидеть-седеть, развиваться-развеваться и т.д., ведет к различению корней и лексического значения слов, а, как следствие, к правильному безошибочному написанию этих пар. Учащихся начинает интересовать происхождение слов, их история и развитие, что способствует интересу к языку и процессу его становления, а также интересу к другим языкам, к истории как науке, у учащихся развиваются не только филологические навыки, но и навыки смежных дисциплин. Учащийся не просто повышает свою грамотность, у него обостряется зрительная память, повышается интеллект, открываются новые перспективы в изучении других предметов, повышается творческий потенциал, умение работать в команде.