Рабочая программа кружка Умелые ручки 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Раздорская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ РСОШ
_______________ Т.В. Калитвенцева
Приказ от 30.08.2016 г №117
Рабочая программа
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС
«Умелые ручки»
( общекультурное направление)
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов: 33 ч
Класс: 1
Программа разработана на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
Учитель: Акимова Наталья Николаевна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Направленность данной внеурочной программы – художественно-эстетическая. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю (всего 33 часа за учебный год).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Планируемые результаты освоения программы
«Умелые ручки» к концу 1 класса
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (10 часов)
Обучаемый научится: Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Свойствам бумаги. Красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять игрушку. Узнает название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона. Правилам безопасности труда при работе с бумагой, картоном, ножницами и клеем. Правилам личной гигиены.
Раздел 2. Работа с природным материалом (3 часа)
Обучаемый научится: Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Свойствам природных материалов. Красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять игрушку. Узнает название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки картона и природного материала. Правилам безопасности труда при работе с природным материалом. Правилам личной гигиены.
Раздел 3. Работа с пластилином (4 часа)
Обучаемый научится: Названиям, назначению, правилам пользования ручными инструментами для обработки пластилина. Свойствам изделий из пластилина. Умению красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. Узнает историю возникновения народной игрушки. Правилам безопасности труда при работе с пластилином. Правилам личной гигиены.
Раздел 4. Работа с тканью и нитками (6 часов)
Обучаемый научится: Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Узнает свойства ткани и ниток. Умению красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. Узнает название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани и работе с тканью и нитками. Правилам безопасности труда при работе с тканьюи нитками. Правилам личной гигиены.
Раздел 5. Работа с разными материалами (9 часов)
Обучаемый научится: Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Умению красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. Названиям, назначению, правилам пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона клеенки и других материалов. Правилам безопасности труда при работе с различными материалами: ватой, яичной скорлупой, пластиковыми трубочками. Правилам личной гигиены.
Итоговое занятие (1 час)
Учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы.
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества.
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения.
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов.
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях.
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов.
Создавать полезные и практичные изделия.
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего дома.
Сформировать систему универсальных учебных действий.
Формы контроля: рейтинг готового изделия, наблюдение, беседа, объяснения учащихся, практический контроль.
Календарно-тематическое планирование
Внеурочное занятие №
(тема) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения Кол-во час. Дата план Дата
факт
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (10 часов)
1.Вводное занятие.
«Из истории бумаги».
Оригами.
Лебедь и утка. Беседа-рассуждение. Практическая работа (складывание). Рассказ об истории происхождения бумаги и её свойствах. Подготовка вопросов для беседы об искусстве оригами. Показ последовательности действий при складывании игрушки из бумажного квадрата. Участие в обсуждении вопросов по теме занятия. Внимательное повторение действий учителя по складыванию игрушек из бумажного квадрата. Умение высказывать собственные мысли.
Формирование умения работать по заданному плану действий.
Умение абстрактно мыслить.
Формирование творческого и художественного воображения. 1 2.09 2-3. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». Беседа-обсуждение. Практическая работа (складывание, вырезание). Художественное оформление панно в группе.
Приготовление наглядного материала в виде фотографий и видео с изображениями лесных мотивов. Организация деятельности учащихся по складыванию и вырезанию из бумаги цветов, листьев, деревьев. Организация создания общего панно. Участие в обсуждении видео и фотоматериалов. Внимательное повторение действий учителя по складыванию и вырезанию из бумаги цветов, листьев, деревьев. Совместное оформление панно.
Формирование умения работать по заданному плану действий.
Умение абстрактно мыслить.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение работать в группе. 2 9.09
16.09
4-5. Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево. Беседа-рассуждение. Практическая работа (обрывная аппликация). Выставка работ. Приготовление вопросов для обсуждения понятия «Аппликация». Введение понятия «Обрывная аппликация». Совместная работа с учащимися – показ. Участие в обсуждении вопросов по теме занятия. Повторение действий учителя по изготовлению «обрывной» аппликации. Участие в показе работ и их обсуждении. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить вырывание рисунка. Умение работать с клеем.
Умение абстрактно мыслить.
2 23.09
30.09 6.Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Практическая работа (скручивание деталей для аппликации; наклеивание на основу). Приготовление пособия с пошаговыми действиями по изготовлению объёмной аппликации. Показ действий по скручиванию бумаги. Объяснение способов приклеивания Внимательное повторение действий учителя по скручиванию бумаги. Приклеивание. Создание неповторимого рисунка. Развитие мелкой моторики в процессе скручивания бумаги. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить. 1 7.10 7-8.Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Беседа-обсуждение. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Приготовление вопросов для обсуждения темы «Виды бумаги и картона». Показ действий по вырезанию полосок гофрированного картона. Приготовление шаблонов для создания аппликации. Участие в обсуждении вопросов по теме. Внимательное повторение за учителем техники вырезания полосок. Самостоятельная работа по приклеиванию полосок к шаблону. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону. 2 14.10
21.10 9-10. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко». Игра-обсуждение «Чудесные тарелочки». Практическая работа. Выставка. Приготовление к игре «Чудесные тарелочки». Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Показ действий по оклеиванию тарелочки. Организация выставки готовых работ. Участие в игре. Вырезание деталей по шаблону. Оклеивание тарелочки деталями. Участие в выставке и обсуждении готовых работ. Формирование умения работать с шаблонами. Умение оклеивать объёмное изделие. Умение оценивать работу других учащихся. 2 28.10
11.10 Раздел 2: Работа с природным материалом (3 часа)
11.Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. Беседа-рассуждение. Практическая работа. Выставка работ. Подготовить серию вопросов для обсуждения. Показать и рассказать правила оформления композиций из листьев и цветов. Участие в рассуждениях по теме «Флористика». Приготовление засушенных листьев и цветов (задание получают заранее. Изготовление композиций. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.
Умение высказывать собственные мысли.
Формирование умения работать по заданному плану действий.
Умение абстрактно мыслить.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся. 1 18.10 12. Панно из семян. Практическая работа. Выставка работ. Показ способов приклеивания семян. Изготовление работы совместно с учащимися. Приготовление природного материала. Изготовление работы вместе с учителем. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.
Формирование умения работать по заданному плану действий.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся. 1 25.10 13.Объемные композиции из природных материалов. Практическая работа. Выставка работ. Показ способов приклеивания семян. Изготовление работы совместно с учащимися. Приготовление природного материала. Изготовление работы вместе с учителем. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.
Формирование умения работать по заданному плану действий.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся. 1 2.12 Раздел 3: Работа с пластилином (4 часа)
14-16. Лепка. Из истории лепки. Рисунок из пластилина на бумаге. Налепные украшения. Панно. Беседа-обсуждение. Показ видеофильма. Практическая работа по шаблону. Выставка работ. Подготовка вопросов для обсуждения. Подготовка видеофильма о различных налепных украшениях и панно. Рассказ о свойствах пластилина и правилах работы с ним. Показ работы по шаблону. Изготовление панно вместе с учащимися. Организация выставки работ. Участие в обсуждении вопросов. Просмотр и обсуждение видеофильма. Пробы работы с пластилином и усвоение
понятий о его свойствах. Работа по изготовлению панно по шаблону совместно с учителем. Участие в выставке работ. Умение высказывать собственные мысли.
Формирование умения работать по шаблону совместно с учителем. Умение работать с пластилином, зная его свойства.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся.
3 9.12
16.12
23.12 17-18. Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров». Беседа-обсуждение. Практическая лепка. Выставка работ. Подготовка беседы о различных способах лепки и понятии обрубовки. Показ действий по изготовлению объёмной работы. Изготовление схемы изготовления скульптуры из пластилина «Тропический остров». Организация выставки работ.
Участие в обсуждении вопросов. Работа по лепке согласно пособию-схеме. Участие в выставке работ и их обсуждении. Формирование умения работать по схеме. Умение работать с пластилином, зная его свойства.
Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу
других учащихся. 2 13.01
20.01 Раздел 4: Работа с тканью и нитками (6 часов)
19-20. Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из
ткани. Беседа-обсуждение. Практическая работа. Выставка работ. Подготовка беседы о разных видах ткани. Показ изделий из разных видов ткани. Подготовка шаблонов для изготовления аппликации Организация выставки готовых работ. Участие в обсуждении вопросов. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Наклеивание. Участие в выставке работ и их обсуждении. Умение высказывать свои мысли.
Умение вырезать детали по шаблону и соединять их. Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся.
2 27.01
3.02 21-22. Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток. Беседа-обсуждение. Практическая работа. Выставка работ. Подготовка беседы о разных видах ниток, их появлении. Показ видеофильма о мотальной фабрике. Подготовка шаблонов для изготовления аппликации Организация выставки готовых работ.
Участие в обсуждении вопросов. Просмотр видеофильма. Наклеивание аппликации по шаблону. Участие в выставке работ и их обсуждении. Умение высказывать свои мысли.
Умение работать по шаблону. Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся. 2 10.02
17.02 23-24.
Игрушка из ниток и картона «Гномик». Практическая работа. Выставка работ. Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Объяснение порядка действий по заранее приготовленной схеме. Изготовление изделия совместно с учащимися. Организация выставки готовых работ.
Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении. Умение работать совместно с учителем согласно схеме действий. Умение оценивать работу других учащихся. 2 3.03
10.03 Раздел 5: Работа с разными материалами (9 часов) 25-26.
Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Беседа-обсуждение. Практическая работа. Выставка работ Подготовка беседы. Подготовка видео и фотоматериалов с различными видами мозаики. Показ методики выполнения работы. Организация выставки готовых работ. Участие в беседе и обсуждении видео и фотоматериалов. Нарезание пластиковой трубочки. Изготовление мозаики из кусочков. Участие в выставке работ и их обсуждении. Развитие мелкой моторики. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить мелкую нарезку и приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.
Умение абстрактно мыслить. 2 17.03
24.03 27-28.
Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка». Практическая работа. Выставка готовых работ. Изготовление различных картинок-фонов с изображением полянки. Подготовка вместе с детьми карандашных стружек. Объяснение техники приклеивания стружки. Индивидуальная помощь учащимся. Организация выставки готовых работ. Слушание объяснения учителя. Приготовление карандашной стружки. Наклеивание стружки на готовые фоны. Участие в выставке работ и их обсуждении. Развитие мелкой моторики. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.
Формирование творческого и художественного воображения. 2 7.04
14.04
29-30.
Мозаика из ватных шариков «Собачка». Практическая работа. Выставка готовых работ. Приготовление рисунков и фотографий с изображениями белых собачек. Объяснение техники валяния ватных шариков и техники их приклеивания. Индивидуальная помощь учащимся. Организация выставки готовых работ.
Слушание объяснений учителя. Выполнение практической работы по валянию шариков из ваты и их приклеиванию. Участие в выставке работ и их обсуждении. Развитие мелкой моторики. Умение валять комочки из ваты. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить приклеивание комочков ваты. Умение работать с клеем.
Формирование творческого и художественного воображения. 2 21.04
28.04 31-32.
Мозаика из яичной скорлупы «Бабочки». Практическая работа. Выставка готовых работ. Приготовление рисунков и фотографий с изображениями бабочек. Приготовление фонов и шаблонов для работы. Объяснение техники изготовления кусочков яичной скорлупы и техники их приклеивания. Индивидуальная помощь учащимся. Организация выставки готовых работ. Слушание объяснений учителя. Выполнение практической работы по шаблонам. Участие в выставке работ и их обсуждении. Развитие мелкой моторики. Умение выполнять мозаику из кусочков скорлупы. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.
Формирование творческого и художественного воображения. 2 5.05
12.05 33.Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Обсуждение. Организация выставки лучших работ, изготовленных за год. Рассматривание лучших работ. Обсуждение. Формирование творческого и художественного воображения.Умение оценивать работу других учащихся 1 19.05 Перечень учебно-методического обеспечения
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996.
Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.: ТОО «Линка-Пресс», 1995.
Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2002.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000.
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ruТ.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
Использованы материалы с сайтов:
http://festival.1september.ru/articles/518955/
http://lib.convdocs.org/docs/index-257783.html