Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые руки»
Программа курса внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Умелые руки»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся -10-11 лет
Пояснительная записка.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В. А. Сухомлинский)
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Актуальность и практическая значимость создания программы обусловлена рядом факторов:
- с психологической точки зрения детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей;
- младший школьный возраст является первоначальной ступенью в художественной деятельности, которая позволяет познавать что–то новое;
- отечественными педагогами и психологами доказана роль обучения в развитии творческих процессов и необходимость использования комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей;
- необходимостью совершенствования содержания и технологий образования.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС. Учащиеся знакомятся в течение года с видами искусства, с нетрадиционными видами деятельности, соединяя работу «ума» с работой рук. Отличительной особенностью программы дополнительного образования “Мир глазами детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Цели внеурочной деятельности:
1.Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры.
2. Развитие художественно-творческой активности.
3. Овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
4. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса.
5. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
6. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
7. Развитие детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи внеурочной деятельности :Обучающие задачи:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие задачи:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа кружка «Мир глазами детей», создана на основе методических пособий И.М. Петровой «Объёмная аппликация», С.В. Соколовой «Оригами», И.М. Петровой «Ручной труд», С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки», Н.В. Дубровской «Приглашение к творчеству».
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Младший школьный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 2-х классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 12 человек. Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 35 минут. Кружок «Мир глазами детей» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Данная программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Условия реализации программы:
- наличие материально-технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка;
- регулярные отчетные выставки, конкурсы.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия (устное изложение, беседа, рассказ.):
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.);- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:
- объяснительно-иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально- фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Среди приемов, используемых в процессе реализации внеурочной деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- активизация и индивидуализация занятий, творческие работы и т.д.
Направления работы:
- изготовление аппликаций с использованием природного материала;
- изготовление аппликаций из бумаги и картона;
- изготовление аппликаций с использованием текстиля;
- лепка из пластелина;
- изготовление цветов в технике квиллинг;
- изготовление сувениров и открыток к празднику;
- конструирование.
Формы работы: индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Принципы построения программы:
1.От простого к сложному.
2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3.Научность.
4.Доступность.
5.Системность знаний.
6.Воспитывающая и развивающая направленность.
7.Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8.Активность и самостоятельность.
9.Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Применять изученные способы учебной работы. Анализировать результаты работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Искать и выбирать необходимую информацию на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов». Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Оценивать готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (природный материал, пластилин и др.)
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития Уровни результата воспитания Показатели воспитанности и развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. 1 уровень результата Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии
с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 2 уровень результата Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.
Ребенок самостоятельно сможет применятьизученные способы,аргументироватьсвою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 3 уровень результата Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение различных видов бумаги;
- способы и приемы обработки бумаги.
Учащиеся должны получить знания:
- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- об оригами, квиллинге, кусудаме, торцевании, проектной деятельности.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы.
Система отслеживания и оценивания результатов – наблюдение, педагогическая диагностика, рефлексия. Диагностика определяет уровень сформированности навыков. Диагностические задания носят игровой характер и могут проводиться во время занятия. В конце каждого полугодия проводится выставка работ учащихся, для проверки умения выполнять задания индивидуально, в парах, группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Кружковая деятельность занимает особое место в образовательном процессе, так как здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Задача развития личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями: формирования у учащихся целостной картины мира, умение найти свое место в жизни, развития общей способности к творчеству. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Внеурочная деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. В ходе занятий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Программа данной внеурочной деятельности основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям 8-9 летнего возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз,
2) воплощение в материале,
3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещение выставок и участие в конкурсах.Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности
Дата
прове-дения Факт.
дата
прове-
денияНазвание основных тем.
Кол-во занятий
Содержание занятий курса внеурочной деятельности
Ауди-
торные Внеауди-
торные
1.Вводное занятие.
1.1 Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
1.2 Требования к поведению учащихся во время занятия.
1.3 Соблюдение порядка на рабочем месте.
1.4 Соблюдение правил по технике безопасности. 1
Знакомство с детьми. Дети смотрят выставку работ прошлых лет, обмениваются мнениями.
Педагог рассказывает о планах на год и, в связи с этим, объясняет какие инструменты и материалы понадобятся.
2. Разнообразие видов бумаги. 2.1 Беседа: «Из истории происхождения ножниц».
2.2 Рассказ «Из истории бумаги».
1
1 Дети рассматривают выставочный материал из разных видов бумаг и техники.
3.Свойства бумаги
3.1 Беседа. Виды бумаги и картона.
3.2 Практическая работа
1 1 Знакомство с видами бумаг, распознавание видов бумаг по текстуре. Изучение свойств бумаги и картона.
4. Экскурсия в парк 1 Наблюдение за изменениями в природе
5. Работа с природным материалом.
5.1 Беседа «Использование природного материала в прикладном творчестве»
5.2 Экскурсия (сбор материала)
5.3 «Цветы и фантазия» (составление панно из сухоцветов).
5.4 Экскурсия (рассмотреть веточку рябины)
5.5 «Ягоды рябины» (барельеф)
5.6 Экскурсия (сбор материала)
5.7 «Листопад» (аппликация из сухих листьев)
5.8 «Ангелочек» - рождественский сувенир (конструирование из природного и бросового материала)
5.9 Экскурсия (сбор материала)
5.10 «Сова» (моделирование из шишек)
5.11«Верба» (аппликация из семян тыквы)
5.12 «Зимний букет» – (зимний букет из веток и пенопласта)
1
11
Этот раздел предполагает новые приемы работы с доступными детям материалами: луковой шелухой, гибкими ветками, берестой, засушенными растениями… Темы, связанные с заготовкой материалов, целесообразно соотносить с временем года.
6. Работа с бумагой и картоном.
6.1 Беседа. Пейзажная живопись.
6.2 «Лес, точно терем расписной» (Мозаика из бумаги. Коллективная работа)6.3 Посещение библиотеки. (сбор материала о птицах)
6.4 «Улетают птицы» (оригами)
6.5 Беседа «Зимние забавы и праздники»
6.6 «Цветы для мамы» (объемная аппликация)
6.7 «Гирлянды на елку» – (техника работы с бумагой) «волшебные полоски» (коллективная работа)
6.8 «Снежинки» (симметричное вырезывание)
6.9 «Поезд» (коллективная работа) (конструирование из коробок с элементами аппликации)
6.10 Беседа «Строение цветка»
6.11 «Веточка мимозы» (техника работы с мятой бумагой)
7. Текстильные материалы.
7.1 Беседа «Использование текстиля в творчестве»
7.2 Беседа « Происхождение изделий из текстиля»
7.3 «Снеговик» (аппликация из ваты)
7.4 «Снегурочка» (аппликация из ткани)
7.5 Беседа «Куклы наших бабушек».
7.6 Изготовление куклы (техника по работе с тканью).
7.7«Котёнок с клубком» (аппликация из ниток)
7.8 «Подснежники» (аппликация из ткани)
7.9 «Яблони в цвету» (аппликация из ниток)
8. Квилинг8.1 Беседа «Знакомство с техникой квилинга».
8.2 Изготовление деталей в данной технике.
8.3 Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.
9.Техника «Оригами»
9.1 Беседа «Знакомство с Оригами».
9.2 Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
9.3 Беседа «Модульное оригами.
Знакомство с техникой изготовления модулей».
9.4 Изготовление различных модулей и изделий из них.
11. Работа с пластилином.
11.1 Беседа «Скульптура – как вид искусства»
11.2 «Дерево» (моделирование из веточек и пластилина)
11.3 «Елочка» (пластилинография)
11.4 «Неваляшка» (печатание на пластилиновой основе)
11.5 «Валентинки» (конструирование из пластилина и бросового материала10. Итоговые занятия по темам.
11. Всего часов. 3
3
1
2
1
15 8
6
8
7
6
5
53 В разделе «Вырезание и аппликация» дети должны стать исследователями. Тема исследования – орнамент Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания.
В этом разделе учащимся предлагается новая форма работы – творческий проект. Каждая тема отражает небольшой этап выполнения задуманного объекта, какой-либо несложной его части. Однако в целом должно получится полноценное декоративное или практически используемое изделие.
В разделе «Художественное моделирование» из бумаги путем складывания знакомимся с тем, как складывание бумаги превратить в активный творческий процесс. Далее происходит поиск новых конструктивных решений, используется бумага разных форматов и качеств – и появляются открытия.
Этот блок посвящен знакомству с видами рельефного изображения и систематизации знаний о видах скульптуры.
Пластилин обладает большими возможностями для развития фантазии
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, палочка для бумагокручения с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пинцет, булавки с головками, гребень для квиллинга, пробковая или пенопластовая доска, пластилин, природный материал, лоскуты текстиля.Оборудование:
- столы, плакаты, образцы объектов труда, стулья, инструкционные карты, доска.
Материалы из опыта работы:
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
2. Инструкционные карты сборки изделий.
3. Образцы изделий.
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Список литературы
И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Поделки из фольги»
Творческий Центр Сфера
Москва 2003
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество;
Учебно-метод. пос./ Под ред.
Т.Я. Шпикаловой Москва 2000
Е. Данкевич «Пластилиновый мир» Санкт-Петербург «Кристалл»
1998
А.В.Двинцев «Мастерим из бумаги» Изд. «Дельта» 1997
Н.М.Конышев Технология. Изд. Ассоциация 21 век 2003
И.Р.Макарова «Секреты бумажного листа» Москва 2003
И.М.Петрова «Волшебные полоски» Санкт-Петербург 2002
Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская» Изд. «Учебная
литература»2000
Т. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва. Айрис Пресс
2004
Ж. Ховорт «Классные безделушки и украшения» ЭКСМО-ПРЕСС
2000
Н.А. Цирулик «Умные руки» Изд. «Учебная литература» 2003
И.В.Черныш «Забавные поделки к праздникам» Москва Айрис
Пресс 2004
Эйлин О Брайн. Кейт Нидхем « Оригами» Москва « РОСМЕН»
2000