Кружок Умелые ручки (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_

Согласовано
Заместитель директора
по ВР
____________С.Н.Сайдаметова«____»_____2016г.
Принято
на заседании педагогического совета
протокол № ____от 31.08.2016г. Утверждаю
Директор МБОУ «Добровская школа – гимназия имени Я.М.Слонимского»
___________Н.Б.Федорченкоприказ №______ от______2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умелые ручки»
начального общего образования
базовый уровень

Срок реализации программы
01.09.16 – 30.05.18 гг.
учитель: Джаббарова Нияра Сеитнебиевна
Рассмотрено на заседании МО учителей начального образования
протокол №______ от 29.08.2016г
Руководитель МО ______________З.А.Ибраимова Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности «Умелые руки».
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года обучения. Целесообразно с первого года обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

Содержание учебного курса

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
1 класс-33 часа
1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. (1 час). Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Что такое папье-маше? Виды бумаги, клея. Для чего нужен пластилин? (1 час). Папье-маше из Японии и Китая. История возникновения и применения. Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров.
Папье-маше из Европы и России. История возникновения и применения. Исторические сведения о появление игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров.
3. Тарелочка. (3 часа). Учить создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выполнить изделие.
4. Чашка. (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
5. Овощи. Огурец. (Плоские). (3 часа).Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
6. Фрукты. Апельсин. (Плоские). (2 часа). Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
7. Новогодние игрушки. Звезда. (Плоские). (3 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ. Выполнить изделие.
8. Новогодние игрушки. Елочка. (Плоские). (3 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ. Выполнить изделие.
9. Валентинки. (Плоские). (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Для чего придумали «Валентинки», их предназначение. Показать разнообразие Валентинок и материалов с помощью которых они выполнены. Выполнить изделие.
10. Подарок папе. Карандашница. (3 часа). Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
11. Подарок маме. Ваза. (3 часа). Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
12. Магниты (кошка, слоник). (Плоские). (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
13. Мыльница. (2 часа). Учить создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выполнить изделие.
14. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).
2 класс – 34 часа
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. (1час). Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Корзинка для овощей и фруктов.(3 часа). Рассмотреть овощи и фрукты. Сравнить их формы, цвета и размеры. Составить план выполнения работы. Выполнить изделие.
3. Овощи: кабачок, баклажан. (Объемные). (2 часа).Сравнить кабачок и баклажан по цвету, форме, размеру. Выбрать понравившийся овощ. Рассмотреть порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
4. Фрукты: груша, лимон. (Объемные). (2 часа). Сравнить грушу и лимон. Выбрать необходимый материал для изделия. Наметить порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
5. Рамка для семейного фото. (2 часа). Показать образцы выполненных работ. Определить назначение. Сравнить формы, декорирование. Выбрать нужный материал. Выполнить изделие.
6. Снеговик. (2 часа).Показать различные образцы и поделки снеговиков. Сравнить материалы для выполнения работы. Определить необходимые. Составить план выполнения работы. Оформление поделки. Выполнить изделие.
7. Ёлочная игрушка. Шар. (Объемный). (2 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ плоской и объемной игрушек. Выполнить изделие.
8. Ёлочная игрушка. Шишка. (Объемная). Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ плоской и объемной игрушек. Выполнить изделие.
(2 часа). Выполнить изделие.
9. Шкатулка.(2 часа). Рассказать историю создания шкатулки. Показать ее образцы из различных материалов и в разнообразном оформлении, применение. Выполнить изделие.
10. Валентинка. (Объемная). (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Для чего придумали «Валентинки», их предназначение. Показать разнообразие Валентинок (плоских и объемных). Определить кому будет предназначен подарок. Выполнить изделие.
11. Пингвин. (2 часа). Рассмотреть образец. Из чего выполнена поделка. Составить наиболее простой план выполнения работы. Выполнить изделие.
12. Колокольчик. (2 часа). Сравнить форму колокольчика и форму предыдущей поделки (пингвина). Составить план работы, оформление поделки, назначение. Выполнить изделие.
13. Горшочек для цветов. (2 часа). Рассмотреть оригинальные образцы. Сравнить с готовым образцом (папье-маше). Продумать план выполнения работы, декорирование поделки. Выполнить изделие.
14. Пасхальные яица. (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Основных символах Пасхи. Рассмотреть разнообразие пасхальных яиц. Выполнить изделие.
15. Грибок. (2 часа). Сравнить грибы по цвету, форме, размеру. Выбрать понравившийся гриб. Рассмотреть порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
16. Браслет. (2 часа). Рассмотреть изделие. Выбрать необходимый материал. Правильно организовывать свое рабочее место. Составить план выполнения работы. Определить назначение подарка. Выполнить изделие.
17. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1час). Подвести итоги за год. Оформить выставку работ.
3 класс – 34 часа
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.(1 час). Провести инструктаж безопасности при проведении занятий.
2. Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. По выбору.(3 часа). Дать понятие: композиция. Научить составлять композицию из овощей и фруктов. Учить работать в группе. Выполнить изделие.
3. Цыпленок. (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
4. Игрушки. Смешарики. По выбору. (3 часа). Учить работать в группе. Учить планировать практическую работу. Выполнить изделие.
5. Матрешка. (3 часа). Рассмотреть образцы матрешек с различными видами росписи. Познакомить с историей появления матрешки. Учить работать в группе. Учить планировать практическую работу. Выполнить изделие.
6. Новогодняя гирлянда. (3 часа). Рассмотреть различные виды гирлянд. Учить работать в группе. Учить проявлять свою инициативу, свое творчество, самостоятельность. Выполнить изделие.
7. Новогодняя маска. По выбору. (2 часа). История происхождения масок: когда и где впервые появились. Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий. Выполнить изделие.
8. Валентинки для друзей. (3 часа). Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу. Осуществлять декоративное оформление и отделку подарка. Выполнить изделие.
9. Разноцветные мячи. (3 часа).Учить выполнять коллективную работу. Выяснить существенность и назначение этой поделки. Выполнить изделие.
10. Конфетница. (2 часа). Рассмотреть различные виды подарков. Сравнить форму конфетниц. Выполнить изделие.
11. Пасхальные яйца для друзей. Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
12. Копилка. (3 часа). Показать различные образцы и поделки копилок. Сравнить материалы для выполнения работы. Определить необходимые. Составить план выполнения копилки. Оформление поделки. Выполнить изделие.
13. Декоративная тарелка.(2 часа). Учить оформлять тарелки различными способами.Выполнить изделие.
14. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).Подвести итоги о проделанной работе за год. Оформит выставку работ.
4 класс – 34 часа
1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.(1 час). Правила поведения в кружке. Оборудование учебного кабинета. Организация учебного процесса и рабочего места. Знакомство с основными используемыми инструментами. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. Содержание в порядке рабочего места.
2. Соблюдаем личную гигиену. Подставка под зубную щетку и пасту.(2 часа). Выполнить изделие.
3. В помощь учителю. Муляжи овощей. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
4. В помощь учителю. Муляжи фруктов. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
5. Карандашница для малышей. (Подарок детям в дет. сад). (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
6. Новогодние украшения для ёлки с использованием пуговиц, лент, бисера. (3 часа). Рассмотреть и применить различные виды и материалы декорирования. Выполнить изделие.
7. Маски для карнавальных утренников. (3 часа). Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
8. Подарок другу. Копилка. (3 часа). Воспитывать любовь и внимание к близким. Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
9. В подарок папе. Подставка для телефона. (3 часа). Выполнить изделие.
10. В подарок маме. Шкатулка для украшений. (3 часа). Выполнить изделие.
11. Кукольный театр для малышей. Герои сказки «Репка». (4 часа). Выполнить изделие.
12. Декоративный поднос. Украшение учебного кабинета. (2 часа). Выполнить изделие.
13. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).Подвести итоги о проделанной работе за год. Оформит выставку работ.
К концу года учащиеся должны знать:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правила пользования клеем, кисточкой, красками
-   изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, схеме;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами;
- осуществлять сотрудничество в трудовом процессе;
- правила пользования справочной литературой.
К концу года учащиеся должны уметь:
-выполнять инструкцию под руководством учителя;организовывать рабочее место;
-обсуждать последовательность изготовления изделия по схеме и соотносить результаты деятельности с образцом под руководством учителя;
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
-изготавливать изделия из доступных материалов по схеме, эскизу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
-соблюдать последовательность технологических операций приизготовлении изделия под контролем учителя;
-осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, накладными деталями, рисунками;самостоятельно приготовить клей;
-работать по плану.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и применения информации для решения различных задач;
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создания различных изделий по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе
4 класс – 34 часа
1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.(1 час). Правила поведения в кружке. Оборудование учебного кабинета. Организация учебного процесса и рабочего места. Знакомство с основными используемыми инструментами. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. Содержание в порядке рабочего места.
2. Соблюдаем личную гигиену. Подставка под зубную щетку и пасту.(2 часа). Выполнить изделие.
3. В помощь учителю. Муляжи овощей. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
4. В помощь учителю. Муляжи фруктов. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
5. Карандашница для малышей. (Подарок детям в дет. сад). (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
6. Новогодние украшения для ёлки с использованием пуговиц, лент, бисера. (3 часа). Рассмотреть и применить различные виды и материалы декорирования. Выполнить изделие.
7. Маски для карнавальных утренников. (3 часа). Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
8. Подарок другу. Копилка. (3 часа). Воспитывать любовь и внимание к близким. Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
9. В подарок папе. Подставка для телефона. (3 часа). Выполнить изделие.
10. В подарок маме. Шкатулка для украшений. (3 часа). Выполнить изделие.
11. Кукольный театр для малышей. Герои сказки «Репка». (4 часа). Выполнить изделие.
12. Декоративный поднос. Украшение учебного кабинета. (2 часа). Выполнить изделие.
13. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).Подвести итоги о проделанной работе за год. Оформит выставку работ.

Календарно - тематическое планирование
№ Дата Коррекц. Тема Кол.
часов
I. Работа с природными материалами
(4 часа) 4
1 Вводное занятие 1
2 Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. 1
3 Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. 1
4 Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. 1
II. Объёмные и плоскостные аппликации
(17 часов) 5 Цыпленок. 3
6 Цыпленок. 7 Цыпленок. 8 Игрушки. Смешарики. 3
9 Игрушки. Смешарики. 10 Игрушки. Смешарики. 11 Матрешка. 3ч.
12 Матрешка. 13 Матрешка. 14 Новогодняя гирлянда 3ч
15 Новогодняя гирлянда 16 Новогодняя гирлянда 17 Новогодняя маска 2 ч
18 Новогодняя маска 19 Валентинки для друзей 3 ч.
20 Валентинки для друзей 21 Валентинки для друзей III. Работа с пластическими материалами
( 7 часов) 22 Разноцветные мячи. 3 ч.
23 Разноцветные мячи. 24 Разноцветные мячи. 25 Конфетница. 2
26 Конфетница. 27 Пасхальные яйца для друзей. 2 ч.
28 Пасхальные яйца для друзей. IV. Модульное оригами (5 часов) 29 Копилка 3
30 Копилка 31 Копилка 32 Декоративная тарелка 2
33 Декоративная тарелка 34 Обобщение изученного за год 1

Список литературы
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
-Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!:
Учебник дл
я 3 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
-Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Бумажные фантазии.
Тетрадь для практических работ (приложение к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 2 класса.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология»
для 1, 2 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику
«Технология. Твори, выдумывай, пробуй!». 3 класс. Самара: Издательство «Учебнаялитература»: Издательский дом «Федоров