Обучение детей ходьбе на лыжах


Ходьба на лыжах – прекрасное упражнение для детей и взрослых. Быстрое передвижение на свежем воздухе укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений
Я катаюсь на лыжах с раннего детства. Я никогда не занималась лыжным спортом и по сей день катаюсь на лыжах для здоровья и удовольствия. Хорошо светлым морозным днём ощутить бодрость, легкость при скором передвижении. Приятно дышать свежим воздухом, чувствовать плавность и ритмичность своих движений. А как красива природа зимой! Я уже много лет хожу на лыжах по речке Казанке и катаюсь в парке Горького. Но с каждым годом лыжников становится всё меньше и очень редко можно встретить лыжне детей. Родители и дети всё чаще предпочитают проводить выходные дни за компьютером и телевизором, что не способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Всему лучше обучаться с малых лет. Об этом знают все взрослые. Они стараются обучить ребят чтению, английскому языку, рисованию, танцам, каратэ и отдать своих чад на другие модные вид спорта. К сожалению лыжи к ним не относятся. А ведь для обучения детей ходьбе на лыжах нужно не многое и самое главное-это желание.
В этом году выпало много снега, и появилась возможность обучать дошкольников ходьбе на лыжах и на нашем участке детского сада. В саду было приобретено пять пар детских лыж, в соответствии с ростом детей. Но эти лыжи нужно было еще подготовить перед тем, как дать их детям. Мы сделали крепления из кожаных ремней, чтобы можно было одевать их как на валенки, так и на ботинки. Чтобы лыжи хорошо ехали по снегу, я натёрла скользящую поверхность парафиновой свечой, прогрела ее и сильно растерла шерстяной тряпочкой. Принесла свои старые лыжи и сделала на них такие крепления, как у детей
. С чего я начала обучение детей ходьбе на лыжах? Прежде всего, я показала, как правильно нести лыжи, как надевать их на ноги, протирать, складывать и убирать на место. Этому я учила ребят в помещении.
Занятия на снегу я начала с обучения падению: падать на бок, широко раскинув руки - это самое простое средство регулировать скорость. Дети же обычно при малейшей неуверенности стремятся сесть на лыжи. А этого допускать нельзя, так как могут быть ушибы и вывихи стопы. Первое время, пока дети не будут уверенно держаться на лыжах, ребятам дошкольного возраста палки не дают, так, как малыши используют их лишь для поддержания равновесия, а не для отталкивания.
С самого начала я обучала детей скольжению то на одной, то на другой лыжне, стараясь делать широкие шаги. У нас была лыжня, которую я проложила на территории двух участков, где было много снега, так – же дети катались и по расчищенным участкам двора детского сада. На расчищенных участках детям первое время было трудно держать ноги параллельно. Ноги у них разъезжались, лыжи находили одна на другую, но постепенно они научились держать ноги прямо. Здесь ребята могли развивать большую скорость, здесь больше возможности маневрировать, разворачиваться. Я объясняла детям, что делая широкие шаги, туловище нужно слегка наклонять вперед, ноги немного согнуть, руками совершаются свободные взмахи вперёд и назад. Отталкиваться надо энергично, до полного выпрямления ноги.
После толчка нога расслабляется и, сгибаясь, маховым движением выносится вперёд, тяжесть тела переносится на скользящую лыжу.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому я надевала свои лыжи и показывала детям, как правильно выполнить, то, или иное движение. Я научила ребят, как правильно разворачиваться на месте способом переступания. Разворот переступанием мы разучивали на площадке, где снег был утоптан, и было широкое ровное место. Я учила детей, чтобы они следили за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались. Показывала и объясняла, что нужно приподнимать носок той ноги, которая ближе к повороту и, сделав шаг в сторону, другую ногу приставить. Шаги при этом должны быть равномерными, обычной величины.
Дети 6-7 лет уже могут научиться преодолевать небольшие подъемы и спуски. При подъёме на горку я показывала ребятам способ подъёма «лесенкой», приставным шагом. Учила, что нужно вставать боком к горе, лыжи в горизонтальном положении, параллельно одна другой. Стоящая выше нога делает небольшой шаг вверх, опускается на внешнее ребро так, чтобы лыжи не скользили; другая нога приставляется и ставится на внутреннее ребро. При этом нужно следить, чтобы лыжи становились параллельно. Показывала и объясняла это я подгруппе детей и потом занималась индивидуально с каждым ребёнком из подгруппы. Когда позволяла погода, мы выносили лыжи на каждую прогулку. Иногда я брала хождение на лыжах, как часть физкультурного занятия на улице. Так как дети обучались ходьбе на лыжах лишь первый год, я не ставила перед собой задачи обучить их различным приёмам поднимания на гору и другим сложным вещам. Мне было важно, чтобы дети познакомились с лыжным спортом и полюбили его. Для этого я использовала различные подвижные игры и игровые задания, в том числе и связанные с обучением детей ПДД. Например: «эвакуация автомобиля». Ребёнок стоит на лыжах и держится за концы палок, находящихся в руках у воспитателя. Во время движения дети должны сохранять равновесие и держать ноги, чтобы они не разъезжались в разные стороны. Игровые задания « работа на автодроме», где дети, как и автомобилисты, учились разворачиваться, огибать препятствия, останавливаться по сигналу, очень пришлись по душе ребятам. Я планирую продолжить обучать детей ходьбе на лыжах и дальше, работая уже с новой группой детей. Я сделала выводы, что нужно больше привлекать родителей, стараясь заинтересовать лыжным спортом, совместными зимними прогулками с детьми. В этом году я подготовила консультации для родителей на темы: «Прогулки с детьми зимой», «Выбираем детям санки», « Как правильно подобрать и подготовить детям лыжи». В дальнейшем я планирую разнообразить формы и методы работы с родителями и детьми и добиться больших результатов в обучении дошкольников ходьбе на лыжах.