Статья. Требования к личности учителя в условиях современного образования.
Требования к личности учителя в условиях современного образования.
Хренова Ирина Николаевна
Россия
Самарская область
г.о Тольятти
прогимназия №208 «Веста»
Какой учитель нужен нашему современному стремительно развивающему обществу? Чему и как учить юных, которым предстоит продолжить начатое предшествующими поколениями, стать творцами своей собственной судьбы и страны?
Я считаю, что дело учителя – это выражение его личности, его гражданской и педагогической позиции, отношения к своему труду. Это постоянное высокое напряжение души, непрекращающаяся дума, забота и тревога о детях, их человеческом росте, самоотдача им лучшего в себе. Все это возможно лишь при непрекращающемся восхождении к высотам человеческой культуры самого педагога, постоянной работе над самим собой, стремлении «быть с веком наравне», непрерывное самовоспитание и учение и у жизни, и у людей, и у книг, и даже у своих учеников.
Я считаю, что учителю нельзя довольствоваться раз и навсегда полученным багажом знаний. Ведь, чтобы увлечь за собой, увлечь познанием, необходимо быть самим увлеченным этим познанием. Я стараюсь не скрывать от детей, что сама чего-то не знаю. Всего познать, конечно, невозможно. Вспомните мудрое изречение: «Чем больше я учусь, тем больше понимаю, что ничего не знаю…», но заниматься самообразованием и самовоспитанием постоянно всё – таки необходимо. К тому же, как приятно совместно с детьми открывать что-то новое. Задача учителя – зажечь в детях стремление отыскать истину.
Однажды я услышала фразу, которая, как нельзя лучше, отражает смысл работы учителя: «Хочешь изменить мир – начни с себя!» Для любого педагога будет великим счастьем воспитать человека высокой нравственности, подлинной культуры и интеллигентности, обостренной совести и долга, человека, которому можно просто доверять, этого можно добиться, если мы будем примером для собственных учеников, особенно это важно для начальной школы, где главной авторитетной фигурой является именно учитель.
«А что делать, если в своей работе, ты допустил просчет, ошибку, оплошность?»- думала я в первые годы своей работы. Ответ пришел с опытом работы. Надо честно сказать об этом, так как каждый из нас имеет право на ошибку, а учиться никогда не стыдно. Это сблизит вас с детьми, сделает роднее, поможет вам завоевать доверие у учеников!
А как непросто воспитать единство слова и дела, помочь ребенку познать и реализовать себя, научить сотрудничать, пробудить «чувства добрые», обогатить духовно, пробудить жажду познания, приохотить к серьезному, творческому и самостоятельному труду ума и души. С этими трудностями поможет справиться открытость учителя, его жизни, искреннее внимание к внутреннему миру каждого ученика, умение поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами. Такой труд возможно рассматривать, как своеобразную миссию служения детству.
Ежедневное общение педагога с детьми должно рождать жажду познания, обострять чувства, пробуждать воображение, а значит - помогать им понять себя и других, мир, в котором они живут, все это возможно через осознание своего прошлого и перспектив будущего. Получается, что нужно стремиться вперед в прошлое, чтобы обеспечить достойное будущее, именно так я понимаю смысл направленности своей педагогической деятельности.
Тема «Основы русской культуры» неслучайно возникла в моей работе. Получить первые уроки духовности, впитать образность и мудрость речи и донести все это до ребят помогают мне сказки, былины, пословицы, поговорки, присловья. Именно они развивают в детях на первом этапе работы главное богатство русской души – способность к состраданию, милосердию, отзывчивость души, добрые помыслы, дела, радость дарения, самоотдачи людям.
Быть похожим на солнце – вот сравнение, которое, на мой взгляд, передает суть и смысл миссии учителя, его деятельности на ниве образования. Вдумайтесь в его смысл, «солнце», оно дарит свет и тепло абсолютно всем и добрым, не очень. Каждый день оно восходит, освещая всех своим светом, согревая всех своим теплом. Невозможно представить себе день, когда солнце исчезнет. Такого не может быть в природе, как не может, на мой взгляд, чтобы учитель не захотел прийти в школу и забыл своих учеников. Это в очередной раз подчеркивает, что работа настоящего педагога – это работа не по приказу, а по велению собственного сердца, потому что учитель - это человек, которому «больше всех надо» и который отвечает за все.
Я стараюсь никогда не забывать слова Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь похожим на солнце, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника».
Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что педагог должен выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию детей, и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребенок глубже воспринимает то, что задевает его чувства. В.А.Сухомлинский в этой связи говорил: «Воспитание гражданина – одна из сложных проблем не только теории, но и практики педагогического процесса. В этой сфере первостепенную важность имеет то, чтобы знания прошли через сердце, отразились в личном духовном опыте человека. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит. Чтобы быть уверенным в будущем, надо детей научить уважать себя и окружающих. Такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много аспектов: традиции и обычаи народа, историю своего развития, духовное наследие … Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями».
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические чувства. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Я считаю, учитель - это посредник, который передает детям (новым поколениям) нравственные ценности, накопленные прежними веками. Задача настоящего педагога состоит не столько в передачи таких знаний, сколько в возгревании в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре, ибо духовный и нравственный облик человека неделим. Дети – наше будущее, а будущее всегда связано с таким понятием, как «вечность», значит учитель, другими словами, соприкасается с вечностью. Это очень ответственно.
Список литературы.
Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония», Москва, Международный Центр Рерихов, 2002 год.
О.Н. Баранникова «Уроки гражданственности и нравственности», Москва, АРКТИ, 2007г.
Под ред. Виноградовой А.М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Москва, «Просвещение», 1989 год.
Гончарова Т.И. «Педагогический поиск», Москва, издательство «Педагогика», 1986 год.
Горелик Ф.Б. «Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение», Москва, «Просвещение», 1986 год.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов», Дрофа, Москва, 2004 год.
Ершова А.П., Букатов В.М. «Режиссура урока, общение и поведение учителя», Москва-Воронеж, 1995 год.
Захарченко М.В., Берсенёва Т.А. «Ценности отечественной духовной традиции и воспитания», Санкт-Петербург, 2006 год.
Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина», Москва. Издательство «Аркти», 2005 год.
И.Ф. Харламов «Педагогика», Москва, «Юристъ», 1997 год.
Ходжаев Ф.А., Щеголь В.И., Гарбуз Ю.Ф. «Философия труда и нравственности в паремиях народов мира».