Презентация на тему:Технологии подготовки учебного занятия по математике в современной информационной образовательной среде


Технологии подготовки учебного занятия по математике в современной информационной образовательной средеВолосожар М.И. учитель математики МБОУ СОШ № 31 ЭМР Саратовской области ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС?С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС – ЭТО:ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА) НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие учащегося.Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Роли участников учебного процессаУченикАктивный субъект деятельностиРоли участников образовательного процессаОрганизатор учебной деятельностиУчительИОС Роль педагога в учебном процессеУчастник проектной деятельности;Разработчик или исполнитель образовательных проектов;Проектировщик учебных курсов;Эксперт учебной деятельности учащихся;Организатор педагогической поддержки учащихся;Тьютор. Дидактические принципыПринцип научности определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию.Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.Принцип системности включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности.Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся.Принцип индивидуального подхода базируется на идеях личностного подхода к ученику как к субъекту деятельности.Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися. Блоки учебного процесса в ИОСЦенностно-целевойПрограммно-методическийИнформационныйКоммуникационныйТехнологическийКомпоненты урока СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ИОС Виды учебной деятельностиВиды деятельности со словесной основой:-контент-анализ выступлений одноклассников;-самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);-подготовка и представление публичного выступления в виде презентации;-поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных;-отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы);-составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.-подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;-решение задач;-выполнение заданий; Виды деятельности на основе восприятия образаПросмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликовУчастие в телеконференцияхОбъяснение и интерпретация наблюдаемых явленийАнализ графиков, таблиц, схемАнализ проблемных учебных ситуаций Виды деятельности с практической основойВыполнение работ практикумаПостроение гипотезы на основе анализа имеющихся данныхПроведение исследовательского экспериментаМоделирование и конструированиеРешение экспериментальных задачПодготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности Методы обучения на уроке в ИОС1. Обучение на основе информационных ресурсов;2. Ассоциативный метод;3. Методы, основанные на использовании искусственного интеллекта (метод вынужденного предположения, метод прецедента, учебное компьютерное моделирование, обучение посредством телеконференций, метод реификации Метод обучения на основе информационных ресурсовАктивное использование учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации Ассоциативный методСоздание информационной обучающей среды на базе, например, электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определённой учителем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами. Метод вынужденного предположенияВ процессе обучения ставит школьника в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, учащийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии. Таким образом, школьник приобретает новое знание, осваивает методы познания. Метод прецедентаОн отличается от метода вынужденного предположения тем, что после выдвижения гипотезы учащемуся предоставляется информация об имеющихся прецедентах решения поставленной проблемы. Прецеденты дают возможность школьнику оценить выдвинутую гипотезу, сравнить с уже существующими вариантами решения задачи и при необходимости скорректировать гипотезу. Учебное компьютерное моделированиеСовременная концепция учебного моделирования определяет четыре образовательных действия:1) последовательность моделей — учащегося вводят в предметную область, предлагая ему последовательность соответствующих моделей;2) задания — ученику дают задания на исследование, прогнозирование и т. д.;3) объяснения — образовательные действия реализуются в учебной модели на основе классификации различных типов объяснений — структурных, функциональных, по аналогии и т. д.;4) рабочие гипотезы — это инструменты обучаемого в формировании и обосновании различных предположений. Они включают в себя элементы, необходимые для разработки гипотез, — действия, отношения, условия. Метод реификации Возник вследствие гипотезы о том, что совместные дискуссии по тем или иным проблемам инициируют проявление неформальных знаний профессионалов, которые они используют в реальной практике. Для того чтобы овладеть будущей профессией, школьнику требуется получить доступ к неформальным знаниям профессионалов и таким образом как бы войти в «профессиональное сообщество». Информационная образовательная среда, основанная на использовании средств ИКТ. позволяет организовать виртуальные профессиональные и учебные группы, работающие в асинхронном режиме. Средства обучения для реализации новых видов учебной деятельностиСредства обучения и технологии на основе информационных и коммуникационных технологий, так как именно они смогут обеспечить индивидуализацию, адаптивность, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, моделированию (и экспериментам с этими моделями) изучаемых процессов и объектов, фактически создать принципиально новую среду обучения, т. е. информационно-образовательную Урок в ИОС , основанной на использовании средств ИКТСредства обучения:— электронные образовательные ресурсы (электронные издания для поддержки и развития учебного процесса, электронные информационно-справочные источники, электронные издания общекультурного характера);— образовательные интернет-ресурсы;— необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопросктор, принтер, сканер, интерактивная доска, интерактивные планшеты и др.);— средства телекоммуникации и др. Применение средств ИКТПозволяет:• усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;• обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностью ориентированному обучению;• повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;• усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;• расширить круг учебных задач, используемых в обучении;• включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;• создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);• повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых;• погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем. Группы ЭОР Демонстрационные программы и компьютерные презентации служат для визуализации учебного материала, повышения наглядности в обучении. Тренажёрные программные средства применяются для тренинга типовых умений. Контролирующие программные средства обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений обучаемых, формирование электронного портфолио, анализ динамики изменения знаний и умений школьников. Группы ЭОР Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и энциклопедии предназначены для ввода, хранения и предъявления учителям и учащимся различной информации. Средства компьютерных телекоммуникаций обеспечивают доступ к удалённым источникам знаний и системам обучения, организацию групповой учебной деятельности Группы ЭОР Моделирующие программные средства служат для создания компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов и для проведения учебных экспериментов с ними. Интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от её постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения с учётом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приёмы контроля. Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процессаЭлектронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплиныЦель использования по методическому назначению:Поддержка работы и расширение возможностей педагога, подготовка учителя и учащихся к уроку, а также самостоятельная работа учеников.Включают в себя все виды учебной деятельности: - приём/ передачу информации; - практические занятия в известных и новых формах; - аттестацию Электронные образовательные ресурсы информационно-справочного характераЭнциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др.Цель использования по методическому назначению:1) Исходный материал при решении учебных ситуаций, в том числе выходящих за рамки учебных программ Интернет-ресурсы электронные библиотеки; энциклопедии и справочники; электронные учебники и учебные пособия, размещённые в Интернете; лекции в Интернете; web-квесты; презентации; дистанционные учебные курсы; контролирующие средства и тренажёры; методические сайты. Образовательные порталы:http://abitur.su/obrazovanie-portaly-i-sayty http://aist.mmc-pytyach.org/p39aa1.html Образовательные порталы:http://www.openclass.ru http://www.it-n.ru http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ Формы использования средств обучения1. Самостоятельная работа учащихся с учётом их индивидуального темпа изучения определённой темы или части урока. Формы использования средств обучения2. Работа с мультимедийным содержанием электронного образовательного ресурса отдельных групп учащихся в процессе изучения конкретной темы урока, когда остальная часть класса изучает материал по плану учителя.3. Использование учителем мультимедийного материала электронного образовательного ресурса как одного из средств обучения в рамках комбинированного, интегрированного, проектного уроков. Формы использования средств обучения4. Выборочное использование схем, таблиц, диаграмм, других дидактических элементов средств обучения при проведении урока.5. Организация учителем лабораторно-практических занятий на основе текста, таблиц, диаграмм, видеофрагментов, имеющихся в данном электронном образовательном ресурсе. Данные занятия могут быть либо индивидуальными, либо групповыми. Подготовка урока в информационной образовательной среде представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:• педагогическая ситуация;• содержание обучения;• техническое оснащение;• программное обеспечение;• организация обучения в информационно-образовательной среде урока.