Рабочая программа по физике 7 класс основного общего образования на 2015–2016 учебный год (ФГОС)
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Принято»
Заведующая кафедрой
__________/____________/
ФИО
Протокол № ____________
от «_____»_______20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №45»
________/_______________/
ФИО
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия №45»
__________/______________/
ФИО
Приказ № _____________ от «__»____20___г.
«Гимназия №45» г. Барнаула
Рабочая программа
по физике
7 класс
основного общего образования
на 2015–2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы:
Программа основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы. Авторы: А.В. Перышкин., Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М.: Издательство «Дрофа», 2012
Составитель Кустова
Наталья Викторовна
Физика
1 квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __________
от «_____»______________20___ г.
Барнаул
2015
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. №196440);
Программа основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы. Авторы: А.В. Перышкин., Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М.: Издательство «Дрофа», 2012;
Учебный план;
Положение о рабочей программе педагога в МБОУ «Гимназия № 45» (приказ № 17 – р от 01.02.2013 г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования // Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.05.2014.
Образовательная область, включающая данный учебный предмет.
Физика входит в образовательную область «естествознание».
Обоснование выбора УМК.
Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
Содержание образования соотнесено с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Данный курс построен в русле развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Учебник включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасность своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
формирование познавательного интереса к физике и технике.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Основная идея программы.
Программа направлена на реализацию модели выпускника, на подготовку интеллигентного человека с высоким уровнем эрудиции. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций учащихся.
Обоснованность.
Курс физики имеет особое значение, поскольку физика, изучающая наиболее общие свойства различных видов материи и форм их существования, лежит в основе всех наук о природе, и ее методы исследования широко используются этими науками. Изучение физики направлено на подготовку к освоению нанотехнологий, расширяет общий кругозор, развивает критический подход к анализу не только явлений в живой и неживой природе, но и закономерностей развития общества. Физика вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Место и роль курса в обучении.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями:
физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Программа признана заложить основу для изучения физики в следующих классах.
Логическая связь с другими предметами учебного плана.
Физика взаимосвязана с математикой. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Полученные физические знания могут быть использованы в различных сферах деятельности человека.
Критерии оценки ответов учащихся.
Так как отсутствуют авторские критерии оценки ответов учащихся, то используются критерии, описанные в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №45» (приказ № 192 – р от 13.09.2013 г.)
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
- дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, из единиц и способов измерения,
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопровождает рассказ новыми примерами,
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий,
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан
- без использования собственного плана, новых примеров,
- без применения новых знаний в новой ситуации,
- без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов,
-если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся
- понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, но препятствующие дальнейшему усвоению программного материала,
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул,
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов,
- допустил четыре или пять недочетов.
В остальных случаях ставится отметка «2».
Обобщенные планы основных элементов физических знаний (элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки):
Физическое явление.
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
Условия, при которых протекает явление.
Связь данного явления с другими.
Объяснение явления на основе научной теории.
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физический опыт.
Цель опыта.
Схема опыта.
Условия, при которых осуществляется опыт.
Ход опыта.
Результат опыта (его интерпретация).
Физическое явление.
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
Условия, при которых протекает явление.
Связь данного явления с другими.
Объяснение явления на основе научной теории.
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физическая величина.
Название величины и ее условное обозначение.
Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).
Определение.
Формула, связывающая данную величину с другими.
Единицы измерения.
Способы измерения величины.
Физический закон.
Словесная формулировка закона.
Математическое выражение закона.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Примеры применения закона на практике.
Условия применимости закона.
Физическая теория.
Опытное обоснование теории.
Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
Основные следствия теории.
Практическое применение теории.
Границы применимости теории.
Прибор, механизм, машина.
Назначение устройства.
Схема устройства.
Принцип действия устройства.
Правила пользования и применение устройства.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
Определять относительную погрешность измерений.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Отметка «5» ставится, если учащийся
-Выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
-Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование.
-Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов.
-Соблюдает требования правил техники безопасности.
-Правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
-Правильно выполняет анализ погрешностей.
Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
В остальных случаях ставится отметка «2».
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Методы и формы обучения.
Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием различных форм и методов обучения: самостоятельные работы, повторение и закрепление теоретического материала, выполнение лабораторных работ, работа с источниками информации, применение знаний в процессе решения различных задач. При этом применяются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Средства обучения.
Учебник, различные информационные пособия, аудиовизуальные средства, лабораторное оборудование.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса МБОУ «Гимназия № 45» рассчитана на один год обучения 70 учебных часов (2 часа в неделю).
О внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы, но порядок некоторых уроков изменен в соответствии с графиком контрольных работ.
Индивидуальное обучение на дому.
Рабочая программа разработана для учащихся образовательных учреждений, получающих образование на дому, рассчитана на один год обучения 35 учебных часов (0,5 часа в неделю). Программа разработана с учетом специфики обучения на дому и количества часов в соответствии с учебным планом. Сокращение часов в программе индивидуального обучения на дому произведено за счет объединения тем и исключения лабораторных, практических работ в связи с невозможностью проведения их на дому.
Результаты освоения курса физики в 7 классе.
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частные предметные результаты изучения физики в 7 классе:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию; овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
способность использовать полученные знания, умения и навыки и в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Формы контроля знаний.
устный опрос,
фронтальный опрос (оцениваются 4 -5 ответов),
выполнение лабораторной работы и ее правильное оформление,
тестовый контроль,
физический диктант,
самостоятельное изучение материала учебника и ответы на вопросы,
проверка письменных домашних работ,
контрольные работы.
Основное содержание программы 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Учебно - тематическое планирование уроков физики в 7 классе на 2015 – 2016 уч. год
№
Наименование разделов
Кол -во часов
Из них
Лабораторные работы
Контрольные уроки
1
Введение
4
№ 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
2
Первоначальные сведения о строении вещества.
6
№ 2 «Определение размеров малых тел».
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
3
Взаимодействие тел.
23
№ 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
№ 4 «Измерение объема тела».
№ 5 «Определение плотности твердого тела».
№ 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
№ 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса. Плотность вещества».
Контрольная работа по теме «Вес тела. Графическое изображение сил. Силы. Равнодействующая сил».
4
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
21
№ 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
№ 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
5
Работа. Мощность. Энергия.
16
№ 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
№ 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»
Итого
70
11
5
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
В столбце «Типы урока»:
ОНМ – ознакомление с новым материалом
ЗИМ – закрепление изученного материала
ПЗУ – проверка знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
К – комбинированный урок
ЛР – лабораторная работа
В столбце «Форма контроля»
Т – тест
ФД - физический диктант
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
КР – контрольная работа
ПДЗ – проверка домашнего задания
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
ОЛР – оформление лабораторной работы
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока,
Формыметоды
методики
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Формы, методы,
средства контроля
ИКТ
предметные
метапредметные
личностные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Введение (4 ч)
1/1
ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§ 13)
ОНМ
- Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;
- проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики
Демонстрируют уровень знания об окружающем мире, понимание физических терминов: тело, вещество, материя
Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).
Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
2/2
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений (§ 45)
ОНМ
- Измерять расстояния, промежутки времени, температуру;
- обрабатывать результаты измерений;
- определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
- научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости;
- переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности
Умеют проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий
Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь.
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
3/3
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
ЛР
- Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы,
- работать в группе
Владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения
Организация информации в виде таблицы
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания.
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания
ОЛР
4/4
Физика и техника (§ 6)
ОНМ
- Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;
- определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях,
- составлять план презентации
Понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы
Уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу человеческой культуры
УО
ПДЗ
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
5/1
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 79).
ОНМ
- Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;
- схематически изображать молекулы воды и кислорода;
- определять размер малых тел;
- сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;
- объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества
Понимание и способность объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, знаки)
Выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще подлежит усвоению
Владеют вербальными и невербальными средствами общения
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
6/2
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
ЛР
- Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел,
- представлять результаты измерений в виде таблиц
- выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;
- работать в группе
Владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
Умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
Организация информации в виде таблицы
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Имеют работать в парах, осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
7/3
Движение молекул (§ 10)
ОНМ
- Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;
- приводить примеры диффузии в окружающем мире;
- наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы
Понимание и способность объяснять физические явления: диффузия и броуновское движение
Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
8/4
Взаимодействие молекул (§11)
ОНМ
- Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
- объяснять опыты смачивания и не смачивания тел;
- наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы
Понимание и способность объяснять физические явления: большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
понимание причин смачивания и несмачивания тел
Выбирают знаково – символические средства для построения модели, выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
Строят понятные для партнера высказывания, обосновывают и доказывают свою точку зрения, планируют общие способы работы
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ФД
9/5
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13)
ОНМ
- Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы
Понимание причин различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
Выделяют смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, сличают свой способ действия с эталоном
Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
10/6
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять качественные вопросы по теме
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; осознано и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Т
Взаимодействие тел (23 ч)
11/1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15)
ОНМ
- Определять траекторию движения тела. Доказывать относительность движения тела;
- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
- различать равномерное и неравномерное движение;
- определять тело относительно, которого происходит движение;
- использовать межпредметные связи физики, географии, математики:
- проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.
Понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту
Выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации разными средствами ( рисунки, символы, схемы, знаки)
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
12/2
Скорость. Единицы скорости (§16)
ОНМ
- Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;
- выражать скорость в км/ч, м/с;
- анализировать таблицы скоростей;
определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость, описывать равномерное движение.
Применять знания из курса географии, математики
Владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости),
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
Выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Сличают свой способ действия с эталоном
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
13/3
Расчет пути и времени движения (§ 17)
К
- Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;
определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи
Владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
Выделяют формульную структуру задачи, выражают структуру задачи разными средствами, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
Составляют план и определяют последовательность действий
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания
СР
14/4
Инерция (§ 18)
ОНМ
- Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;
- приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции;
проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции.
анализировать его и делать выводы
Понимание и способность объяснять физические явления: инерция;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту
Выделяют и формулируют проблему, выполняют операцию со знаками и символами; заменяют термины определениями
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование познавательного интереса к изучению нового
ФД
15/5
Взаимодействие тел (§ 19)
ОНМ
- Описывать явление взаимодействия тел;
- приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости;
- объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы
Понимание и способность объяснять причину изменения скорости
Выделяют и формулируют проблему, выполняют операцию со знаками и символами; заменяют термины определениями
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
16/6
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21)
ОНМ
- Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы;
- переводить основную единицу массы в т, г, мг;
- работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела
Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы
Строят логические цепи рассуждений, устанавливают причинно – следственные связи, выполняют операции со знаками и символами
Сличают свой способ действия с эталоном
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
Формирование познавательных интересов
УО
17/7
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
ЛР
- Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;
- пользоваться разновесами;
- применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами.
Работать в группе
Умение пользоваться рычажными весами, определять массу тела с помощью весов
Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Составляют план и определяют последовательность действий
Учится управлять поведением партнера: убеждать его, контролировать, корректировать его действия
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
18/8
Плотность вещества (§ 22)
ОНМ
- Определять плотность вещества;
- анализировать табличные данные;
- переводить значение плотности из кг/м в г/см3;
- применять знания из курса природоведения, математики, биологии.
Понимание и умение объяснить значение термина – плотность, единиц измерения величины
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки
Составляют план и определяют последовательность действий
Обмениваются знаниями, умеют слушать и задавать вопросы
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
РК
19/9
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
ЛР
- Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;
- измерять плотность твердого тела и жидкости с помощью весов и измерительного цилиндра;
- анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
- составлять таблицы;
работать в группе
Умение измерять объем, плотность тела
Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами
Составляют план и определяют последовательность действий
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
20/10
Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23)
К
- Определять массу тела по его объему и плотности;
записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ.
Работать с табличными данными.
Вычисляют массу и объем тела по его плотности
Анализируют условия и требования задачи, выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения
Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
РК
21/11
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
ПКЗУ
Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.
Вычисляют массу и объем тела по его плотности
Анализируют условия и требования задачи, выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения
Составление плана и последовательности действий
Обмениваются знаниями, умеют слушать и задавать вопросы, взаимоконтроль
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
СР
22/12
Контрольная работа задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять качественные вопросы по теме
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; осознано и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
КР
23/13
Сила (§ 24)
ОНМ
- Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;
Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы.
Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.
Знать смысл понятия: сила, сила тяжести.
Уметь объяснять зависимость изменения скорости (числового значения, направления) тела от приложенной силы
Выделяют и формулируют проблему, объекты и процессы с точки зрения целого и частей, выбирают знаково – символические средства для построения модели
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
24/14
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26)
ОНМ
- Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.
- Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести.
- различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);
- самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы.
Знать смысл понятия: сила тяжести.
Понимание и способность объяснять физическое явление: всемирное тяготение.
Уметь объяснять результаты экспериментов, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела
Выделяют и формулируют проблему, объекты и процессы с точки зрения целого и частей, выбирают знаково – символические средства для построения модели
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
25/15
Сила упругости. Закон Гука (§ 27)
ОНМ
- Отличать силу упругости от силы тяжести;
- графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;
- объяснять причины возникновения силы упругости.
- приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы
Знать смысл понятия: сила упругости, закон Гука.
Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных.
Выделяют гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или объмену информацией
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
26/16
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела
(§ 2829)
ОНМ
- Графически изображать вес тела и точку его приложения;
- рассчитывать силу тяжести и веса тела;
- находить связь между силой тяжести и массой тела;
- определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести
Знать смысл понятия: вес тела.
Уметь - рассчитывать силу тяжести и веса тела, находить связь между силой тяжести и массой тела
Устанавливают причинно – следственные связи, осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Составляют план и определяют последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки деятельности
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ФД
27/17
Динамометр (§ 30). Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
ЛР
- Градуировать пружину;
- получать шкалу с заданной ценой деления;
- измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
- различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц;
- работать в группе.
Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения.
Выделяют гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
28/18
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§ 31)
ОНМ
- Экспериментально находить
равнодействующую двух сил;
- анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы
- рассчитывать равнодействующую двух сил
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
РК
29/19
Сила трения. Трение покоя (§ 32, 33)
ОНМ
- Измерять силу трения скольжения;
- называть способы увеличения и уменьшения силы трения;
- применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы
Знать понятие сила трения
Уметь применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы
Устанавливают причинно – следственные связи, осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Составляют план и определяют последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки деятельности
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
УО
30/20
Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
ЛР
- Объяснять влияние силы трения в быту и технике;
- приводить примеры различных видов трения;
- анализировать, делать выводы.
- измерять силу трения с помощью динамометра.
Уметь объяснять влияние силы трения в быту и технике.
Уметь работать с измерительными приборами
Устанавливают причинно – следственные связи, осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
31/21
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сила»
ПКЗУ
- Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач.
- отработать навыки устного счета.
- переводить единицы измерения.
Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения сил.
Устанавливают причинно – следственные связи, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
ПКЗУ
32/22
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Уметь решать задачи на применение изученных физических законов
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Осознают качество и уровень усвоения
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
ПЗУ
33/23
Зачет по теме «Взаимодействие тел»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять качественные вопросы по теме
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; осознано и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
ВП
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
34/1
Давление. Единицы давления (§ 35)
ОНМ
- Приводить примеры, показывающие
зависимость действующей силы от площади опоры;
- вычислять давление по известным массе и объему;
- выражать основные единицы давления в кПа, гПа;
- проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы
Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления.
Уметь применять полученные знания для решения задач
Выделяют и формулируют проблему
Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование стартовой мотивации к изучению нового
УО
35/2
Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)
ОНМ
- Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления;
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы
Знать определение и формулу давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагаю способы их проверки
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
РК
36/3
Давление газа (§ 37)
ОНМ
- Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;
объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;
- анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы
Знать формулировку закона Паскаля.
Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни
Устанавливают причинно – следственные связи, строят логические цепи рассуждений
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формой речи
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
37/4
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38)
ОНМ
- Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково
- анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты
Знать формулировку закона Паскаля.
Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни
Выражают смысл ситуации разными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ФО
38/5
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39, 40)
ОНМ
- Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- работать с текстом параграфа учебника,
- составлять план проведение опытов
Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснить давление жидкостями и газами, зная положение МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач
Устанавливают причинно – следственные связи, строят логические цепи рассуждений
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формой речи
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ВП
39/6
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
ПЗУ
- Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда
Знать формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснить давление жидкостями и газами, зная положение МКТ; объяснить природные явления, примеры из жизни
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
СР
40/7
Сообщающиеся сосуды (§ 41)
К
- Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
- проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы
Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей.
Уметь применять сообщающиеся сосуды в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла)
Выражают смысл ситуации разными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
ВК
41/8
Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43)
ОНМ
- Вычислять массу воздуха;
- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;
- объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы.
Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.
Знать, что воздух – это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера, способы измерения атмосферного давления.
Уметь вычислять вес воздуха
Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и части
Составляют план и определяют последовательность действий
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование мотивации к изучению нового
СР
42/9
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44)
ОНМ
- Вычислять атмосферное давление;
- объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;
- наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы
Знать способы измерения атмосферного давления.
Уметь объяснять опыт Торричелли, переводить единицы давления
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки; строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
43/10
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46)
ОНМ
- Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
- объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;
- применять знания из курса географии, биологии
Знать основные определения, способы измерения атмосферного давления.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки; строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ФД
44/11
Манометры. Поршневой жидкостный насос (§ 47)
ОНМ
- Измерять давление с помощью манометра;
- различать манометры по целям использования;
- определять давление с помощью манометра;
Знать устройство и принцип действия манометра, поршневого жидкостного насоса.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки; строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
УО
45/12
Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс (§ 48, 49)
ОНМ
- Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса;
- работать с текстом параграфа учебника
Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки; строят логические цепи рассуждений
Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней
Устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
ВП
46/13
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50)
ОНМ
- Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;
- приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы;
- применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике
Знать понятие выталкивающей силы.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Выделяют и формулируют познавательную цель
Определяют план действий в соответствии с поставленной целью
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
УО
47/14
Закон Архимеда (§ 51)
ОНМ
- Выводить формулу для определения выталкивающей силы;
- рассчитывать силу Архимеда;
- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
- работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда.
Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.
Уметь вычислять по формуле силу Архимеда
Выделяют и формулируют проблему, устанавливают причинно – следственные связи
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)
Работают в группе, умеют слушать и слышать друг друга, интересуются чужим мнением и высказывают свое
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
48/15
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
ЛР
- Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;
- определять выталкивающую силу;
работать в группе.
Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.
Уметь измерять объем тела с помощью мензурки, вычислять значение выталкивающей силы
Выделяют гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
49/16
Плавание тел (§ 52)
К
- Объяснять причины плавания тел;
- приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
- конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления;
- применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел
Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме
Устанавливают причинно – следственные связи, строят логические цепи рассуждений
Составляют план и определяют последовательность действий
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
ФД
50/17
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»
ПЗУ
- Рассчитывать силу Архимеда
- анализировать результаты, полученные при решении задач
Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Оценивают достигнутый результат
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
СР
51/18
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
ЛР
- На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;
- работать в группе.
Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.
Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и ее результатах
Выделяют гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных
Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ действий с эталоном
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
52/19
Плавание судов.
Воздухоплавание (§ 53, 54)
ОНМ
- Объяснять условия плавания судов;
- приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания;
- объяснять изменение осадки судна;
- применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.
Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплавание через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъемность
Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей
Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Умеют слушать и слышать друг друга, интересуются чужим мнением и высказывают свое
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
ВП
53/20
Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание»
ПЗУ
- Применять знания из курса математики, географии при решении задач.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознают качество и уровень усвоения
Общаются и взаимодействуют с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
ПДЗ
54/21
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять качественные вопросы по теме
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Оценивают достигнутый результат
Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Т
Работа и мощность. Энергия (16 ч)
55/1
Механическая работа. Единицы работы (§ 55)
ОНМ
- Вычислять механическую работу;
- определять условия, необходимые для совершения механической работы
Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.
Уметь применять формулы для решения задач
Выделяют и формулируют познавательную цель, строят логические цепи рассуждений
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового
УО
56/2
Мощность. Единицы мощности (§ 56)
ОНМ
- Вычислять мощность по известной работе;
- приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов;
- анализировать мощности различных приборов;
- выражать мощность в различных единицах;
- проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы
Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.
Уметь применять формулу к решению задач
Умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно – следственные связи
Самостоятельно строят действия в соответствии с познавательной целью
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
57/3
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58)
ОНМ
- Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза;
- определять плечо силы;
- решать графические задачи
Знать простые механизмы, их виды, назначение. Определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Самостоятельно строят действия в соответствии с познавательной целью
Обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
РК
58/4
Момент силы (§ 59)
ОНМ
- Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;
- работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия рычага
Знать определение момент силы.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров
Выбирают знаково – символические средства для построения модели
Составляют план и определяют последовательность действий
Умеют (или развивают способность) брать инициативу в организации совместного действия
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
УО
59/5
Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
ЛР
- Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;
- проверять на опыте правило моментов;
- применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии;
- работать в группе
Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага
Выбирают знаково – символические средства для построения модели
Составляют план и определяют последовательность действий
Умеют (или развивают способность) брать инициативу в организации совместного действия
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
60/6
Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62)
ОНМ
- Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;- работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы
Знать «Золотое правило механики».
Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость), решать задачи с применением изученных законов и формул, условия равновесия рычага
Выдвигают и основывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
ФО
61/7
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»
ПЗУ
Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач;
- анализировать результаты, полученные при решении задач
Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Самостоятельно строят действия в соответствии с познавательной целью
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
РК
62/8
Центр тяжести тела (§ 63)
ОНМ
- Находить центр тяжести плоского тела;
- работать с текстом;
- анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы
Уметь находить центр тяжести плоского тела, анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела
Выдвигают и основывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
63/9
Условия равновесия тел (§ 64)
ОНМ
- Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;
- приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;
- работать с текстом,
- применять на практике знания об условии равновесия тел.
Умение устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела, приводить примеры различных видов равновесия
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Самостоятельно строят действия в соответствии с познавательной целью
Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно – практической или иной деятельности
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
УО
64/10
Коэффициент полезного действия механизмов (§ 65). Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
ЛР
- Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;
- анализировать КПД различных механизмов;
- работать в группе
Знать определение, формулы, единицы измерения КПД.
Уметь применять теорию к решению задач, экспериментально определять КПД наклонной плоскости
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий
Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
ОЛР
65/11
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67)
ОНМ
- Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;
- работать с текстом параграфа учебника
Знать понятие: энергия (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единица измерения.
Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового
УО
66/12
Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68)
ОНМ
- Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
- работать с текстом
Уметь приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией
Строят логические цепи рассуждений, устанавливают причинно – следственные связи
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
РК
67/13
Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»
ПКЗУ
Применять знания к решению задач
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять качественные вопросы по теме
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения
Описывают содержание совершаемых действий
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Т
68/14
Повторение пройденного материала
К
- Демонстрировать презентации
- выступать с докладами
- участвовать в обсуждении докладов и презентаций
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения
Придерживаются морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний
ВП
69/16
Повторение пройденного материала
К
- Демонстрировать презентации
- выступать с докладами
- участвовать в обсуждении докладов и презентаций
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения
Придерживаются морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний
ВП
70/16
Повторение пройденного материала
К
- Демонстрировать презентации
- выступать с докладами
- участвовать в обсуждении докладов и презентаций
Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме.
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения
Придерживаются морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний
ВП
Материально - техническое и учебно - методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект.
1. Учебник «Физика. 7 класс», А. В. Пёрышкин., М. : Дрофа, 2009 г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Т. В. Астахова «Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 7 класса», издательство «Лицей», 2010 г.
Учебное оборудование (Приложение 1).
Цифровые образовательные ресурсы.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература для учителя.
«Контрольные и проверочные работы по физике, 7 – 11 класс», В.Ф. Дмитриева, П. И. Самойленко, Москва, «Аквариум», 1997 г.
«Контрольные и самостоятельные работы по физике», О.И. Громцева, издательство «Экзамен», 2010 г.
Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
«Физика. Контрольные работы», Ю.С. Куперштейн, Е.А. Марон, Москва, «Просвещение», 2004 г.
Литература, рекомендуемая для учащихся.
Перельман Я.И. «Занимательная физика». – Переизд.- Е.: «Тезис», 1994
Перельман Я.И.; Знаете ли вы физику?; АСТ; 2007
Блудов М.И. «Беседы по физике». М.: Просвещение, 1984, 1985, 1974.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
Тихомирова С.А.; Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе, анекдотах. Учебное пособие для учащихся и учителей; Мнемозина; 2008.
Образовательные диски.
Кинофильмы по различным темам
Физика. Библиотека наглядных пособий (7-11 класс)
Наглядные демонстрации.
Диски по физике. Лабораторные работы. Библиотека лабораторных работ.
«Анимация физических процессов».
15