Конспект урока по математике на тему Таблица умножения и деления числа 2
Тема урока: Умножение числа 2 и на 2.
Интегрированный урок. Математика + технология.
Цель: составить таблицу умножения на 2; закреплять устные и письменные вычислительные навыки; развивать творческое мышление;
Оборудование: тетрадь в клетку, ножницы, клей, цветные карандаши, альбомный лист.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока:
Таблица умножения
Достойна уважения.
Таблицу на 2 начнём составлять,
А Знайка Математик будет помогать.
Знают люди в целом мире,
Что 2 умножить на 2, получим 4.
Работа над новой темой.
- Нам сегодня не обойтись без цветных карандашей, линейки, ножниц, клея, ручки и тетради в клетку. Так пусть же «руки учат голову, а поумневшая голова руки». Мы сегодня начнём изготовление нашей помощницы – «Тетрадь для самостоятельных работ», где поместим таблицу Пифагора.
- А знаете, кто такой Пифагор? Это знаменитый математик, создавший таблицу умножения.
1. Откройте вашу чистую тетрадь (Учитель показывает на разлинованной доске).
а) рисуем 2 кружочка.
- сколько в строчке кружочков? (2)
- а сколько строчек? (1)
- какой получим пример? (2·1)
- сколько получим? (2)
б) Отсчитаем от кружочков вправо 2 клетки, запишем пример.
Затем вправо отсчитаем ещё 3 клетки и проведём пунктирную линию, отсчитаем ещё вправо 2 клетки, проведём сплошную линию. Обе линии вертикальные, получилась полоска, на ней мы будем записывать ответы.
в) Отрежем оставшуюся часть листа. Продолжим нашу работу. (рис. 1)
ΟΟ 2·1= 2
ΟΟ 2·2= 4
ΟΟ 2·3= 6
ΟΟ 2·4= 8
ΟΟ 2·5= 10
ΟΟ 2·6= 12
ΟΟ 2·7= 14
ΟΟ 2·8= 16
ΟΟ 2·9= 18
ΟΟ 2·10= 20
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 6 8 10
12 14 16 18 20
2. А сейчас заселим «домик».
- В нашем «домике» 10 подъездов.
- А сколько будет этажей? (2)
а) Чертим домик.
Вниз опустимся на 2 клетки и вправо тоже отсчитаем 2 клетки. укажем номера подъездов.
б) Проведем 2 горизонтальные линии – «этажи». Строим «домик» прямоугольник, длина 10 клеток, ширина 2 клетки.
в) Расселим в «домике» наши произведения. Лицевая сторона таблицы готова (рис.1).
3. Оформим вторую страничку.
Перевернём тетрадь, сейчас верх тетради находится внизу, а низ вверху.
а) линия сгиба остаётся справа, от края отсчитаем 2 клетки вправо, проведём пунктирную линию.
б) нарисуем (начертим) «домик» из двух этажей, укажем подъезды и поставим точки в квартирах, где «живут» произведения.
в) записываем по подъездам сначала значение произведения и вспоминаем множители.
От линии сгиба вправо 3 клетки, ставим знак «=» и множители. Так получаем запись таблицы вразброс (рис 2).
2·10= 20
2·5= 10
2·9= 18
2·4= 8
2·8= 16
2·3= 6
2·7= 14
2·2= 4
2·6= 12
2·1= 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
● ● ● ● ●
● ● ● ● ●
Изготовим «чудесный восьмигранник».
а) Начертим на листе в клетку квадрат стороной 11 см.
б) Вырежем его.
в) Нанесём разметку пунктирными линиями вниз (2 клетки, 3 клетки, 2 клетки, 3 клетки, 2 клетки, 3 клетки, 2 клетки, 3 клетки). Поверните ваш квадрат, чтобы линии стали вертикальными.
г) Заполним таблицу (столбики 2 клетки для ответов, 3 клетки для примеров (рис.3):
2·1 – получим … (2)
2:2 – получим … (1)
1·2 – получим … (2)
2:1 – получим … (2)
2 · 1= 2 : 2= 1 · 2= 2 : 1= 2 · 2= 4 : 2= 2 · 2= 4 : 2= 2 · 3= 6 : 2= 3 · 2= 6 : 3= 2 · 4= 8 : 2= 4 · 2= 8 : 4= 2 · 5= 10 : 2= 5 · 2= 10 : 5= 2 · 6= 12 : 2= 6 · 2= 12 : 6= 2 · 7= 14 : 2= 7 · 2= 14 : 7= 2 · 8= 16 : 2= 8 · 2= 16 : 8= 2 · 9= 18 : 2= 9 · 2= 18 : 9= 2 · 10= 20 : 2= 10 · 2= 20 : 10= рис.3
- Где будет ответ? (в начале таблицы)
д) Выделим цветными карандашами каждую строку таблицы.
е) Наклеим таблицу на альбомный лист.
ж) Вырежем.
з) Согнём по линиям сгиба.
и) Склеим.
Физкультминутка.
Закрепление.
Игра с восьмигранником.
- Согните восьмигранник так, чтобы на двух его гранях получился пример. Затем выпрямите третью грань. Что получили? (ответ)
- Поиграем с примерами второй строки.
- Какой пример? (2·2)
- Какой получим ответ? (4)
- Что такое 4? (произведение)
- Поворачиваем следующую грань.
- Какой получили пример? (4:2)
- Во что превратилось произведение 4? (в делимое)
- Какой получим ответ? (2)
- Что это? (частное)
- Поверните грань.
- Какой получили пример? (2·2)
- Во что превратилось частное 2? (во множитель)
- Какой ответ? (4)
- Что обозначает 4? (произведение)
- Еще раз поверните грань.
- Какой получили пример? (4:2)
- Что в этом примере 4? (делимое)
- Ответ? (2)
6. Итог урока.
- Этот восьмигранник ещё раз даёт нам понять, как зависят друг от друга компоненты и результаты действий.
- Что мы видим, если рассмотрим грани по вертикали? (Таблицы умножения и деления)
- Что нового и интересного узнали сегодня на уроке7