Непосредственная музыкальная деятельность Наша русская матрешка
Конспект НОД в старшей группе
«Наша русская матрёшка».
2015 г. (апрель)Музыкальный руководитель: Андреева О.В.
ПЕРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением русских матрёшек, их особенностей;
Рисование на тему: «Мы матрёшки»;
Лепка на тему: «Мы матрёшки»;
Познакомить с видами матрешек;
Сделать заготовки матрешек к муз.занятию.
Разучивание танцевальных движений, знакомство с песнями, играми.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Мультимедиа проектор, муз. центр.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Плоскостные матрёшки для ручного труда, природный материал, пуговицы, бусинки и т.д.
ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Познание. Художественное творчество.
Социально-коммуникативная. Развитие речи.
Цель занятия: развитие музыкального восприятия, музыкальной отзывчивости, музыкальных способностей; накопление музыкальных впечатлений; воспитание уважения и любви к русскому народному творчеству.Задачи:
отрабатывать танцевальные движения русской пляски, продолжать учить выполнять их ритмично и непринуждённо; развивать творческую фантазию, желание импровизировать;
закреплять знания детей о русских народных инструментах; продолжать развивать чувство ритма, чувство ансамблевой игры, внимание;
развивать звуковысотный слух, петь легко, выразительно, соответственно характеру песни;
развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки;
продолжать воспитывать чувство товарищества, выдержку, быть добрыми, приветливыми;
обогащать словарный запас детей, знания о русской матрёшке.
Оборудование:
бубен;
раскладывающаяся матрёшка;
музыкальные инструменты по количеству детей (трещетки, дудочки, бубенцы и т.д.);
фонограммы русских народных мелодий, звучания народных инструментов, пения птиц;
фонограммы песен «Кукушка», русской народной песни «Травушка-муравушка», «А я по лугу», «Русская плясовая», «Во поле береза стояла», « звуки леса», голос кукушки.
Ход занятия.Звучит русская народная мелодия в а/записи, дети «цепочкой» входят в зал и становятся полукругом.Муз.рук. : Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые. Да и я к вам торопилась и для вас я нарядилась. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь сегодня такой замечательный день.Ярко солнце светит,Дует тёплый ветер.Вот и кончилась зима,К нам опять пришла… (весна).Давайте друг другу и нашим гостям пожелаем весеннего солнечного настроения.
Речевая игра:
«Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). (Дети показывают «крылышки».)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок».)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок».)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, День! (Жест влево.)
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны.)
Муз.рук. Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое? (СЛАЙД №2)
Загадка про матрёшку.
Алый шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока.А внутри секреты есть,Может три, а может шесть.Разрумянилась немножко.
Это Русская…………МАТРЁШКА.
Муз. рук. Правильно! (Показываю матрешку.) (СЛАЙД №3)
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. О ней, как о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы - сувенира. Ребята, а как вы думаете, сколько лет Матрешке?
Дети. Много, наверное, сто лет.
Муз.рук. Матрешке исполнилось 125 лет. Чем уникальна наша матрешка?
Дети: (в одной игрушке сразу несколько матрешек).
(Муз.рук. открывет и достает первую Матрешку).
Муз.рук. Матрёшка принесла нам бубен, чтобы мы поиграли
И пляску русскую ей показали.Бубен движется по кругу,Передай-ка бубен другу.Бубен может показать,Кто для матрёшки будет танцевать. Дети исполняют танцевальную импровизацию,
используя движения русского танца.Муз.рук. А сейчас мы с матрёшкой приглашаем вас в горницу не простую, а музыкальную. Милости просим! (Дети проходят и садятся на стульчики).Муз.рук.(пока дети садятся).Сядем мирком - да и поговорим ладком.Изба детьми весела.Все дети вместе – и душа на месте.Сядем ровнее – будем здоровее.
Муз.рук. Вторую Матрешку открываем, как появилась, сейчас узнаем.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МАТРЕШКИ
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (предположения детей)
- А на самом деле все было так…. Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума (СЛАЙД № 4), внутри которых оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (СЛАЙД № 5), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал (СЛАЙД № 6). Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: "Хороша Матрена!" так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Каких вы знаете Матрешек? – (Семёновские, Полхов-Майдановские, Загорские (СЛАЙД № 7).Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, платок, бусы).
Из какого дерева делают Матрешку?
Дети: Из березы, липы, осины.
Муз.рук.: Для изготовления матрешек используется сухая береза, осина или липа.
(СЛАЙД № 12)
Муз.рук. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь»
- «Дело мастера боится»
- «Всякий мастер сам себе дивится»
Муз.рук. Следующую (третью) Матрешку открываем, загадки отгадаем. С этой матрёшкой мы загадаем вам музыкальные загадки про русские народные инструменты. Внимательно послушайте звучание инструмента, а потом назовите его.Слушание фрагментов звучания в а/записи гармошки, дудочки, балалайки.
Слушание фонограммы звучания балалайки. (СЛАЙД №13)
Муз.рук. Давайте мы сыграем на музыкальных инструментах и станем настоящим весёлым оркестром. Кто главный в оркестре? (Дирижёр).Муз.рук. объясняет детям музыкально – дидактическую игру «Весёлый оркестр». Игра «Веселый оркестр»
Дирижер показывает детям специальные движения, которые будут служить командой «играй!» для каждой из вышеперечисленных групп.
Например: он поднимает руку вверх – вступают «трубачи, вниз – играют «скрипачи» и т.д. Если дирижер хлопает в ладоши, то «музыканты» поют хором.
После выступления дети садятся на свои места.
Муз.рук. (открывает следующую матрёшку):
А с этой Матрешкой мы пойдём гулять в лес. (СЛАЙД №14).
Игровой дыхательный тренинг “Путешествие в весенний лес”Ребята, на улице прекрасная погода, весна! Как здорово отправиться сейчас в весенний лес. Для этого нужно просто закрыть глаза (педагог включает звуки леса). В лесу распускаются первые цветы, и воздух пропитан ароматом.
Давайте насладимся лесной свежестью. Закрыть правую ноздрю пальцем, глубокий вдох; закрыть левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза). Затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.Вдруг подул ветерок и зашумели листочки.
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф (на легком выдохе показываем движение ветра кистями).
И качает так листок – ш-ш-шДует сильный ветерок –ф-ф-ф (громкие короткие выдохи)
И качает так листок – ш-ш-ш (показываем ветер руками)
Весной просыпаются насекомые и разные жучки собираются, чтобы пообщаться друг с другом.
Усы раздвинув смело (разводим руки в сторону)
Жуки жужжат в траве: - Жжжжууу (наклон вперед, выдох, обхватить себя руками)
Сказал крылатый жук (руки в стороны, вдох)
- Посижу и пожужжу, жжжууу (наклон вперед, обхватить себя руками, медленный выдох).
С наступлением весны лес наполняется птичьим гомоном и столько разных звуков можно услышать.
На вдохе руки вверх, подняться на носки, на выдохе опускаем руки вниз и проговариваем («Ку-ку, ку-ку» ,чив-чив, тук-тук, стр-стр) и другие звуки, которые предложат дети).
Вот и вечер наступил, пора нам возвращаться домой.
Вот и кончилось наше путешествие.
Муз.рук. Что мы слышали, когда гуляли? (Пение птиц). Послушайте и ответьте мне, что вы слышите? (звучит голос кукушки)Муз.рук. Предлагаю вам исполнить песню «Кукушка»
(дети берут муз. инструменты)
Дети поют песню «КУКУШКА»
Муз.рук. (хвалит детей и достаёт (четвертую) следующую матрёшку).Муз.рук. А эта матрешка приглашает нас в мастерскую, где украшают Матрешек. А мастерами будете вы сами.. Этих матрёшек (заготовки) нам предстоит украсить (показывает, в это время воспитатель раздаёт матрёшек).Проводится пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем к работе приступать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим,
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали - сжали,
Вот и пальчики размяли.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Воспитатель. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе нет кисточек. А выполнять эту работу мы будем необычным способом .Дети самостоятельно расписывают Матрешек под музыкальную аудиозапись русской народной мелодии «А я по лугу».
Муз.рук. Вот такие красивые Матрешки у нас получились. Наши Матрешки приглашают нас в хоровод.
Муз.рук. А для наших Матрешек мы станцуем хоровод.
Добры молодцы, красны девицы.
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Будем за околицей гулять,
Будем весело плясать.
Выходите, выходите,
В хоровод становитесь.
Проводится хоровод «Травушка- муравушка».
(По окончании дети остаются в круге.)
Муз.рук. Пора матрёшке в горницу возвращаться. Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках? Что вам сегодня понравилось?
Муз.рук. До свиданья, до свиданья,
Занятие наше окончено!(Под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Во поле береза стояла» дети цепочкой уходят из зала.)