Эссе Линия УМК по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева – как пример ИОС образовательного учреждения и обязательного условия введения ФГОС


Линия УМК по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева – как пример ИОС образовательного учреждения и обязательного условия введения ФГОС
Эссе представлено Прониной Натальей Алексеевной – учителем географии МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск, в рамках прохождения курсовой подготовки по географии, 01.10.2014 г.
Формирование ИОС – направление развития образовательной среды образовательного учреждения, представляющее собой совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов и межличностных отношений. Формирование ИОС осуществляется с учётом требований ФГОС, специфики ступеней образования, сложившейся инфраструктуры образовательной деятельности, своеобразия уклада жизни общеобразовательного учреждения и основных положений программы развития учреждения.
Содержание УМК по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева издательства «Дрофа» (далее – УМК Климановой и Алексеева, УМК) дает целый ряд преимуществ для обучения географии с позиции современных взглядов и научных достижений, основываясь на активизации познавательной деятельности обучающихся и реализации воспитательного потенциала. ИОС УМК проста в использовании, интерактивна, ориентирована на практическую деятельность, позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса на современном уровне.УМК является средством обучения комплексного характера, так как до недавнего времени внедрение новых технологий в учебном книгоиздании не вело к переходу на новый уровень качества образования. УМК Климановой и Алексеева создает принципиально иную, комплексную информационно-образовательную среду, предоставляющую возможность изучать предмет на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.
Основные функции методического аппарата УМК Климановой и Алексеева сориентированы на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большей степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися информации, ее анализа и интерпретации. УМК предполагает необходимость рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методике преподавания географии в современной школе.
В УМК Климановой и Алексеева по географии включены восемь учебно-методических изданий: рабочая программа, учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, учебный атлас, контурные карты с заданиями, тетрадь для оценки качества знаний обучающихся, методическое пособие для учителя.
В июне 2009 года, проходя обучение на курсах в ИИПКРО, я приняла участие в региональном семинаре «Содержание и методика преподавания истории и географии в основной и старшей школе», поведенном издательством «Дрофа» совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования.
По итогам семинара мне было предложено принять участие в экспериментальной площадке по УМК «Линия учебников, написанных в соответствии с концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта и реализующих принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала – под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева».
В рамках эксперимента предполагалось бесплатное получение УМК. Перед началом каждого учебного года (2009-2010, 2010-2011, 2011-2012) наша школа получала комплекты учебников, рабочих тетрадей и методических пособий для учителя. В конце каждого учебного года в ИИПКРО проводился семинар для учителей-экспериментаторов, по итогам которого учителя, успешно защитившие свои отчеты, имели возможность бесплатного получения учебников и на следующий учебный год.
Таким образом ИОС нашего образовательного учреждения обеспечена УМК по географии, что является необходимым условием для введения ФГОС на ступени основного общего образования с 2014-2015 учебного года.