Программа курса внеурочной деятельности Основы лего-конструирования в школе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»
3 КЛАСС
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 50» г. Перми
Галимова Ольга Владимировна
Пермь, 2016
Программа курса внеурочной деятельности «Основы Лего-конструирования» полностью соответствует требованиям ФГОС. Жизнь современных детей протекает в быстроменяющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Курс «Основы Лего-конструирования» позволяет детям комплексно использовать свои знания. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:
•Конструирование;
•Моделирование физических процессов и явлений;
•Программирование.
Данный курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников на занятиях лего-конструирования. В основе курса лежит целостный образ окружающей действительности, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. Он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Курс «Основы Лего-конструирования» - это не только развитие конструкторских способностей детей, но и возможность для обучающихся развивать речевые навыки, осваивать навыки повествования, создавать рассказы, истории в естественных условиях. Настоящий курс включает обучающихся в процесс конструирования, моделирования с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания моделей, персонажей и сюжетных линий.
Занятия лего-конструированием, моделированием, исследованиями, а также процесс взаимодействия друг с другом в процессе работы способствует всестороннему развитию обучающихся. Строительство из кубиков ЛЕГО – это органичный и творческий процесс. Планы детей будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета.
В процессе совместной деятельности обучающиеся последовательно представляют сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Для презентации рассказа можно показать фактические сценические конструкции или сделать презентацию на проекторе.
Создание историй, рассказов в процессе занятий – это мощный инструмент, повышающий грамотность детей и способствующий тому, чтобы обучающиеся делились своими историями, рассказами, событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает обучающимся создавать совершенно новые идеи.
В ходе занятий обучающиеся не только развивают навыки конструирования, моделирования, но и творческое и критическое мышление, работая над созданием карты событий, сцен, объектов, образов, диалогов. Дети придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом. Сценарии занятий, которые можно корректировать согласно уровню подготовки обучающихся, очень разнообразны и стимулируют их совместную работу и обмен идеями, методами.
Занятия по ЛЕГО-конструированию направлены на развитие конструкторских, изобразительных, словесных способностей детей. Все эти направления тесно связаны, и каждый вид творчества вносит разнообразие в творческую деятельность. Ребенок, участвующий в работе, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика - понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Русский язык - развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; создание своих историй, построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Направленность программы
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и необходимого аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях Лего-конструирования.
Новизна программы
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также в увлекательной форме познакомиться с различными идеями и в дальнейшем развивать необходимые жизненные навыки. Программа данного курса предназначена для развития у обучающихся навыков конструирования, моделирования, навыков устной речи, словарного запаса, развития навыков в области технологий и цифрового обучения. При построении моделей используются знания из разных областей – от теории механики до психологии.
Актуальность программы
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию; учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), изучают принципы работы многих механизмов. Работая в команде, ребята учатся взаимодействовать, распределять обязанности, нести ответственность за общее дело…
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, фантазирование, домысливание служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить обучающихся к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления.
Принцип построения программы:
На занятиях по лего – конструированию созданы условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусмотрена их дифференциация по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы:
•Доступность и наглядность;
• Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами, приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у обучающихся развиваются творческие начала.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
•Занятия проводятся в свободное время;
•Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
•Детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.
Цели курса:
•Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность;
•Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструкторской, исследовательской, проектной деятельности;
•Введение обучающихся в увлекательную среду конструирования, моделирования с использованием информационных технологий;
•Организация занятости обучающихся во внеурочное время.
Задачи курса:
•Формирование творческих способностей обучающихся, мотивации успеха;
•Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно¬-коммуникативных);
•Развитие умения составлять план действий и применять его для решения практических задач (целеполагание, планирование), прогнозировать (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контролировать, корректировать и давать оценку;
•Развитие умения излагать свои мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
•Развитие коммуникативных способностей обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в группе, команде; эффективно распределять обязанности между членами команды; развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества при работе над совместным проектом);
•Воспитание самостоятельности, аккуратности, чувства ответственности за результат своего труда.
•Развитие индивидуальных способностей ребенка;
•Повышение интереса обучающихся к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Обеспечение программы
Для эффективности реализации программы занятий «Основы Лего-конструирования» необходимо дидактическое обеспечение:
•Конструкторы ЛЕГО;
•Необходимое программное обеспечение;
•Персональный компьютер, проектор, сканер, принтер.
ЛЕГО позволяет обучающимся:
•Совместно обучаться навыкам конструирования, моделирования в рамках одной группы;
•Распределять обязанности в своей группе;
•Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
•Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
•Создавать модели реальных объектов и процессов;
Ожидаемые результаты
Обучающиеся получат возможность научиться:
•Работать в группе;
•Решать задачи практического содержания;
•Моделировать и исследовать процессы;
•Переходить от обучения к учению.
Формы занятий
Одним из важных условий успеха обучения детей и развития их творчества является индивидуальный подход к каждому ребенку. Не менее важным является принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью воспитания чувства коллективизма и формирования опыта общения.
Формы занятий внеурочной деятельности:
•свободные уроки;
•соревнования;
•кроссворды;
•выставки;
•проектная деятельность (инсценировка, эксперимент, презентация…).
Предполагаемые результаты и критерии их оценки
Главным результатом реализации программы «Основы Лего- конструирования» является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, поставленной цели, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый ребенок, по-настоящему увлечённый делом.
В результате работы с Лего-конструктором обучающиеся будут уметь:
•Создавать модели, используя различные виды конструирования (см. таблицу ниже);
•Применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки.
В конце обучения:
Обучающиеся будут знать:
•Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
•Различные приёмы работы с конструктором LEGO.
Обучающиеся научатся:
•Работать в группе;
•Решать задачи практического содержания;
•Моделировать и исследовать процессы;
•Переходить от обучения к учению.
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
•Совместно обучаться в рамках одного коллектива;
•Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
•Распределять обязанности в своей группе;
•Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
•Создавать модели реальных объектов и процессов.
Обучающиеся способны проявлять следующие отношения:
•Проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
•Слушать, слышать собеседника и высказывать свою точку зрения;
•Предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
•Понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Методическая основа курса «Основы Лего-конструирования» – системно-деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Деятельность обучающихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается количество коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Основы Лего-конструирования» является формирование следующих умений:
•Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
•Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы Лего-конструирования» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
•Определять, различать и называть детали конструктора;
•Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
•Уметь работать по предложенным инструкциям;
•Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
•Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
•Уметь работать в паре, в группе, в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
•Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределяя обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Основы Лего-конструирования» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
•Простейшие основы механики;
•Виды конструкций, неподвижное соединение деталей;
•Технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
•С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
•Реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Организация выставки работ. Создание собственных моделей.
Ожидаемый результат (обучающиеся должны знать и уметь):
•Знание основных принципов механики;
•Знание основ конструирования, моделирования, программирования LEGO;
•Умение работать по предложенным инструкциям;
•Умения творчески подходить к решению задачи;
•Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
•Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Тематическое планирование
№ урока Тема Цель Форма Кол-во часов
1 Простые механизмы. Зубчатые колёса
Общие сведения Знакомство с механизмом «Зубчатые колёса» Изучение нового материала 1
2 Конструирование
Карусели
(Основное занятие) Изготовление конструкции «Карусель» Практикум 1
3 Конструирование:
Тележка
(Творческое задание) Изготовление конструкции «Тележка» Практикум 1
4 Колёса и оси
Общие сведения Знакомство с механизмом «Колёса и оси» Изучение нового материала 1
5 Конструирование:
Машинка
(Основное задание) Изготовление конструкции «Машинка» Практикум 1
6 Конструирование:
Тачка
(Творческое задание) Изготовление конструкции «Тачка» Практикум 1
7 Рычаги
Общие сведения Знакомство с механизмом «Рычаги» Изучение нового материала 1
8 Конструирование:
Катапульта
(Основное задание) Изготовление конструкции «Катапульта» Практикум 1
9 Конструирование:
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
(Творческое задание) Изготовление конструкции «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» Практикум 1
10 Шкивы
Общие сведения Знакомство с механизмом «Шкивы» Изучение нового материала 1
11 Конструирование:
Сумасшедшие полы
(Основное задание) Изготовление конструкции «Сумасшедшие полы» Практикум 1
12 Конструирование:
Подъемный кран
(Творческое задание) Изготовление конструкции «Подъемный кран» Практикум 1
13 Сложные механизмы. Мотор
Общие сведения Знакомство с понятием «Мотор» Изучение нового материала 1
14 Приводной ремень
Общие сведения Знакомство с понятием «Приводной ремень» Изучение нового материала 1
15 Конструирование:
Вратарь Изготовление конструкции «Вратарь» Практикум 1
16 Конструирование:
Голодный аллигатор Изготовление конструкции «Голодный аллигатор» Практикум 1
17 Конструирование:
Ликующие болельщики Изготовление конструкции «Ликующие болельщики» Практикум 1
18 Конструирование:
Нападающий Изготовление конструкции «Нападающий» Практикум 1
19 Конструирование:
Непотопляемый парусник Изготовление конструкции «Непотопляемый парусник» Практикум 1
20 Конструирование:
Обезьянка-барабанщица Изготовление конструкции «Обезьянка-барабанщица» Практикум 1
21 Конструирование:
Порхающая птица Изготовление конструкции «Порхающая птица» Практикум 1
22 Конструирование:
Рычащий лев Изготовление конструкции «Рычащий лев» Практикум 1
23 Конструирование:
Спасение самолётика Изготовление конструкции «Спасение самолётика» Практикум 1
24 Конструирование:
Спасение от великана Изготовление конструкции «Спасение от великана» Практикум 1
25 Конструирование:
Танцующие птицы Изготовление конструкции «Танцующие птицы» Практикум 1
26 Конструирование:
Умная вертушка Изготовление конструкции «Умная вертушка» Практикум 1
27 Тросы. Конструкции с тросами. Испытания башен.
Составление собственных конструкций Практикум 1
28 Конструирование модели животного Составление собственных конструкций Практикум 1
29 Конструирование воздушного транспорта Составление собственных конструкций Практикум 1
30 Конструирование военных машин Составление собственных конструкций Практикум 1
31 Конструирование многоэтажного дома Составление собственных конструкций Практикум 1
32 Конструирование космической ракеты Составление собственных конструкций Практикум 1
33 Урок проектов Составление собственных конструкций Практикум 1
34 Обобщение Подведение итогов Практикум 1
ИТОГО 34 часа
Виды конструирования при работе с конструктором LEGO
Вид конструирования Содержание
Конструирование по образцу Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показ способов их воспроизведения. У детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего – к частям – к общему.
Конструирование по условиям Не давая детям образца рисунков и способов конструирования, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать.
Конструирование по замыслу Этот вид конструирования обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по модели Детям в качестве образца предлагают готовую модель, они ее воспроизводят, а затем дополняют
по своему желанию любыми элементами и деталями.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам Дети воссоздают внешние и отдельные функциональные особенности объектов.
Конструирование по теме Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек.
Конструирование по зачину сказки, истории… Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек.
Литература
1. Примерные программы начального образования.
2. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
3. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.: «Просвещение», 2009.
4. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
5. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. 1. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. -150 стр.
6. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-¬методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
7. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. - СПб, 2001, - 59 с.
8. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. - 39 pag.
9. LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. - LEGO Group, 1990. - 143 pag.
10. LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. - LEGO Group, 1990.- 23 pag.
11. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. - LEGO Group, 1993. - 43 pag.
12. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. - LEGO Group, 1993. - 55 pag.
13. LEGO DACTA. Pneumatics Guide. - LEGO Group, 1997. - 35 pag.
14. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001. - 125 с.
15. Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.
16. Витезслав Гоушка «Дайте мне точку опоры...», - «Альбатрос», Изд-во литературы для детей и юношества, Прага, 1971. - 191 с.
17. www.school.edu.ru/int
18. http://sfera-school.ru/robototehnika
19. http://www.ekb.deti-talento.ru/catalog/21
20. http://edurobots.ru/festival-marafon-detalka-prisoedinyajsya/
21. http://robot.edu54.ru/publications/136
22. http://edurobots.ru/
23. http://www.robotics.ru/top20