Интегрированный урок познание мира, самопознание в 4 классе.
Сабақтың жоспары / Поурочный план / The plan of the lesson
Күні / Дата/ Date: ______________________________
Сынып / Класс / Class: 4
Пән / Предмет/ Subject: Интегрированный урок: познание мира, самопознание
Сабақтың тақырыбы / Тема урока / Theme: «Экономим воду. Традиции семьи».
Сабақтың мақсаты / Цель урока/ Objectives: расширить представления детей об экономии; показать, что рациональное использование воды – эколого – экономическая задача; объяснение необходимости и важности бережливого отношения к воде, приобретение традициии семьи – экономия воды.
Оқыту - тәрбиелеу міндеттері Учебно-воспитательные задачи:
1. Білімдік / образовательная / educational: Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, обучение экономии воды в семейном быту и сформулировать способы защиты.
2. Дамытушылық / развивающая/ developing: Развить наблюдательность, кругозор, внимание, умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи.
3. Тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: Формирование у детей понимания необходимости беречь и экономить воду.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:
Музыкальное сопровождение. «Журчание ручья звук тибетских колокольчиков под музыку ANUGAMA» FUN Portal. Песня Из мультфильма «Катерок», слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского» «Синяя вода» msElenas1
Обзорное ТВ «Дом. Как сэкономить воду», видеоролик.
Учебники, предложенные тексты, словарь, иллюстрации.
Презентации детей о традициях семьи.
Сабақтың барысы/ План урока / Plan:1. Организационный этап. Позитивный настрой.
Ребята и родители берут карточки с картинками при входе на урок (для работы в группах) и рассаживаются в группы.
Звучит «Журчание ручья звук тибетских колокольчиков под музыку ANUGAMA».
Мысленная прогулка в лесу. Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору, лестнице и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи и негромкое журчание воды в ключе. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте звуки леса. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к нему и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о ней. Помните о том, что к этому дереву вы можете вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! (3-4 мин.)
- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о веществе, которое очень необходимо человеку. Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:
Без крыльев летят, без ног - бегут, без паруса - плывут. (Облака)
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)
Приходил, стучал по крыше, уходил - никто не слышал. (Дождь)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает... (Иней)
- Что общего имеют отгадки?
2. Актуализация знаний учащихся – «Мозговой штурм»
Кто знает ответ на вопрос, поднимает свою карточку.
- Какую часть занимает вода на поверхности Земли?
- Как называется начало реки? исток
-Какое озеро самое большое? Каспийское
-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное
-Какие свойства имеет вода? (не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)
-Пресные водоемы, созданные человеком – это… пруд, колодец.
- Как ещё называются подземные воды?
- Какие реки Казахстана вам известны?
3.Постановка проблемной ситуации.
Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
- Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь»?
- Кому же нужна вода?
- Какая вода нужна всему живому?
- Где используется вода?
4.Объяснение нового материала.
Работа в группах
Каждой группе предлагается
– инструкция по организации своей работы; (приложение 2)
– 1 научный текст по теме (приложение1).
– словари;
– учебник;
– вырезки из газет и журналов.
Каждая группа работает над решением определенной проблемы:
1 группа. Выявить причины загрязнения воды.
2 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.
Выступление каждой группы.
Листы самооценивания (приложение 3)
Традиции семьи. (показ 2-3 семейных презентаций). Дети рассказывают о традициях семьи.
Предложение добавить к традициям семьи Экономию воды!
7.Физминутка (под музыку волны моря).
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплывем дружно.
Делать так руками нужно
Вместе раз это брасс
Одной другой - это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
8. Решение экономической задачи
Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло -? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
2) Из протекающего крана вытекает 10 капель в минуту. Сколько капель воды вытечет из него за сутки?
- Что необходимо сделать с таким краном?
В сутках 24 часа * 60 минут = 1440 минут * 10 капель = 14400 капель
- Много ли ваша мама потратит денег за неиспользованную воду?
Вывод: -98 % - воды океанов
-2%- ледники
1/100 %- воды рек, родников. Человеку необходимо для питья пресная, несолёная вода. Этой воды на Земле очень мало.
- Какая проблема стоит перед человечеством и как нужно беречь воду? Что вы предлагаете?
Просмотр видеоролика Обзорное ТВ «Дом. Как сэкономить воду».
9. Групповое пение «* СИНЯЯ ВОДА *
Из мультфильма «Катерок»
Слова Ю. ЭнтинаМузыка В. Шаинского»
Синяя вода,
Море без следа без конца и края.
Синяя вода, ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
К морю синему, там, где волны сильные,
Там, где волны сильные плещутся всегда.
К морю синему поскорей неси меня,
Поскорей неси меня, синяя вода.
Синяя вода,
Облаков стада проплывают мимо.
Синяя вода, ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
Ивы клонятся, клонятся до пояса,
И звучит вполголоса песня ветерка.
К морю синему поскорей неси меня,
Поскорей неси меня, синяя вода.
10. Информация о домашнем задании.
На «3» - пересказ текста на странице 55-57.
На «4» - найти пословицы и поговорки о воде
На «5» - провести исследование «Экономим воду».
11.Итог урока.
(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)
– Я хочу закончить наш урок словами В. А. Андреева:
Давайте люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!
Береги воду! Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
Минутка тишины.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1 группа
Почему воду нужно беречь. (Запасы пресной воды)
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища)
Запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами транспорта.
Сегодня человек широко использует моющие средства. Они – один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистными сооружениями. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы (например, водоросли) погибают.
Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки, плавающие в воде, мусор. Можно увидеть, как водители моют свои автомобили на берегу реки.
А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Инструкция для группы № 1.
- Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду?
Во время подготовки вы можете использовать:
- предложенные тексты;
- словарь;
- учебник;
- план выступления.
План:
Какую воду использует человек? Каковы запасы пресной воды на планете?
Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?
Как каждый из нас загрязняет воду?
Почему воду нужно беречь?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 2 группа
Как люди охраняют воду от загрязнения? (Способы защиты)
Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Поэтому воду необходимо очищать.
Для этого строят очистные сооружения.
Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.
Создаются водоохранные зоны – места особо охраняемые (водохранилища, реки, откуда берут питьевую воду). В этой зоне не разрешается никакое строительство. Запрещено сбрасывать в воду стоки, мыть машины у берега. Охраняются не только берега реки, но и леса, растущие по этим берегам. Леса помогают водоемам выжить, оберегают реки от загрязнения.
За состоянием водоемов следят специальные ученые – гидрологи* и экологи*.
Каждый человек должен беречь воду! Не бросать мусор в водоемы. Следить, чтобы краны были закрыты и исправны. Ведь от каждого из нас зависит, какой будет окружающая нас природа, в том числе и вода.
______________________________________________________
Найди значение слова в толковом словаре!
Гидролог – это ученый, который …
Эколог – это ученый, который …
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Инструкция для группы № 2.
- Выявите уже существующие способы охраны воды и предложите свои способы.
Во время подготовки вы можете использовать:
- предложенные тексты;
- словарь;
- учебник;
- вырезки из газет и журналов;
- план выступления.
План:
Почему воду нужно беречь?
Что делает человек для охраны и очистки воды?
Что может сделать каждый из нас?
Какие ученые следят за состоянием водоемов?
Ваши собственные предложения по охране воды.