Тематическое планирование География Земли с определением основных видов учебной деятельности для 5 класса. (Учебник линии Полярная звезда под редакцией профессора А. И. Алексеева.)

Тематическое планирование «География Земли» с определение основных видов учебной деятельности
для 5 класса. (Учебник линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.)


Тема урока 
Формы обучения и виды контроля
Темы программы
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Ресурсы урока
Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Домашнее задание
Дата проведения урока









План.
Факт.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)

1
Урок 1.
Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
Беседа
1.Географи-ческие методы изучения окружающей среды.
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды
учебник, карты атласа
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником
§1



2
Урок 2. Как люди открывали Землю
Урок -путешествие
2. Развитие географичес-ких знаний о Земле
Развитие представления человека о мире, от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные»
учебник, карты атласа
Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных, путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях
§2



3
Урок З. Как люди открывали Землю
Урок -путешествие

Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен,
Р. Пири
учебник, карты атласа

§3



4
Урок 4. География сегодня

З. Современный этап научных географичес-ких исследований
Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
учебник, карты атласа, интернет
Определять значение современных географических исследований для общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и гео-информационных систем для развития географии
§4, подготовиться к входной контрольной работе



















Тема 2. Планета Земля (3 ч)

5
Урок 5. Мы во Вселенной
Урок -путешествие
4. Земля планета Солнечной системы
Земля одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.
учебник,
Приводить доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
§5



6
Урок 6. Движения Земли
Комби-нированный урок 

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
учебник,

§6



7
Урок 7. Солнечный свет на Земле
Комбинированный
5. Солнечный свет на Земле
Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещённости.
учебник,
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.
§7



Тема 3. План и карта (12 ч)

8
Урок 8. Ориентиро-вание на местности.
Практическая работа
6.Ориентиро-вание и способы ориентирования на местности. План местности.
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.
учебник, компас, линейка, набор топографических карт
Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам’>. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.
§8



9
Урок 9. Земная поверхность на плане и карте.
Комбини-рованный урок 
7. Изображение земной поверхности на плоскости
Условные знаки. Масштаб. Измерение расстояний масштаба.
учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт




Определять, с помощью условных знаков, изображённые на плане объекты.
§9



10
Урок 10. Земная поверхность на плане и карте
Комбини-рованный урок 
7. Изображение земной поверхности на плоскости
Способы изображения неровностей земной поверхности плоскости. Относительная и Абсолютная высота. Горизонтали.
учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт

§10



11
Урок 11. Учимся с «Полярной звездой»
Практическая работа

Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности
учебник, компас, линейка, набор топографических карт
Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.
§11



12
Урок 12. Съёмка местности
Практическая работа
«Проведение полярной съёмки местности»

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности
учебник, компас, линейка, рулетка, теодолит, планшет
Составлять и читать простейший план местности
план школы



13
Урок 13. Географичес-кая карта
Урок -путешествие
8. Географичес-кая карта особый источник информации
Глобус объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территорий и содержанию. Географические карты в жизни человека
учебник, линейка, карты атласа
Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию
§12



14
Урок 14. Градусная сетка
Практическая работа
9. Градусная сетка
Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте
учебник, линейка, карты атласа
Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.
§13



15
Урок 15. Географичес-кая широта
Практическая работа
10. Географи-ческие координаты
Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов
учебник, линейка, карты атласа




Определять географические координаты объектов на карте
§14



16
Урок 16. Географичес-кая долгота
Практическая работа
10. Географи-ческие координаты
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса
учебник, линейка, карты атласа

§15



17
Урок 17. Географи-ческие координаты

11. Решение практических задач по плану и карте
Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам
учебник, линейка, карты атласа
Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.
§16



18





19
Урок 18. Учимся с «Полярной звездой»


Урок 19. Практическая работа
Практическая работа




«Определение координат географических объектов на карте»


учебник, линейка, карты атласа
Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.
§16



Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

20
Урок 20. Как люди заселяли Землю
Урок - лекция 
12. Заселение человеком Земли
Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества
учебник, карты атласа,
Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни
§17



21
Урок 21. Расы и народы
Комбини-рованный урок
13. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города
Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.
учебник, карты атласа,
Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания, размещения представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определить наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле.
§18



22
Урок 22. Учимся с «Полярной звездой»
Практическая работа
14. Многообразие стран мира
Сравнение стран мира по политической карте
учебник, карты атласа,
Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию
§19



Тема 5. Литосфера твёрдая оболочка Земли (1 ч)

23
Урок 23. Земная кора
Урок 
15. Земная кора и литосфера
Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты
учебник, карты атласа,
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит
§20



24
Урок 24. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые
Комбинированный
16. Горные породы, минералы, полезные ископаемые
Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр
учебник, карты атласа,
, наборы горных пород
Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения
§21



25
Урок 25. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые
Комбинированный
17. Движения земной коры
Движения земной коры: Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения
наборы горных пород
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. 

§21



26
Урок 26. Практическая работа
«Определение горных пород и их свойств»

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо
наборы горных пород

§21



27
Урок 27. Движения земной коры
 
18. Рельеф Земли. Равнины
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте
учебник, карты атласа,
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта
§22



28
Урок 28. Движения земной коры
Урок 
19. Рельеф Земли. Горы
Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте
учебник, карты атласа,
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности
§23



29
Урок 29. Рельеф Земли. Равнины
Комби-нированный урок
20. Решение практических задач по карте
Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».
учебник, карты атласа,
Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.
§24



30
Урок 30. Рельеф Земли. Горы
Комби-нированный урок

Правила работы с контурной картой
учебник, карты атласа,

§25



31
Урок 31. Учимся с «Полярной звездой»
Практическая работа

Защита проекта
учебник, карты атласа,

§26



32
Урок 32. Практическая работа
«Описание рельефа своей местности»














Значение литосферы для человека.
учебник, карты атласа,

§27





33
Урок 33. Литосфера и человек

21. Человек и литосфера
Значение литосферы для человека.
учебник, карты атласа,
. Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности 
повтор по тетр. и учебн.



34
Обобщение и повторение материала по курсу географии 5 класса
Комбинированный


учебник, карты атласа,
Умение систематизировать полученные знания. Представлять результаты работ. 
повтор по тетр. и учебн.


















15