Зачётные работы по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, УМК Школа России

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
Листья
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе Играли с лучами, Купались в poce!..
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..
Ф.Тютчев
Какие слова ты выберешь для характеристики песни листьев? Отметь их
__ медленная __ тревожная
__ печальная __ озорная
__ стремительная __ лёгкая
__ энергичная __ легкомысленная

Как ты понимаешь слово «докучные»? Ответ запиши. _______________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
За кем хотят отправиться листья? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
Поясни, почему листья называют себя «лёгкое племя». ______
________________________________________________________
________________________________________________________
Раздели текст на части по временам года. О каком времени года ничего не говорится. _________________________________________
__________________________________________________________________
По мнению листьев, для кого они висят? Ответ запиши. _____________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Листья каких деревьев не улетят вместе с остальными? Найди ответ в тексте, подчеркни названия этих деревьев зелёным цветом.
Как отзываются улетающие листья о тех, кто остаётся? Выпиши ответ из текста.__________________________________________________________
________________________________________________________________
В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
__ стихи
__ русские народные песни
__ сказки
Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вариант 2

Прочитай текст. Выполни задания.
Зима
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы И зима настала.
И. Суриков
1. К какому жанру относится прочитанный текст? Отметь правильный ответ
__ рассказ
__ басня
__ стихотворение

2. Найди в стихотворении сравнение. Подчеркни его волнистой линией.
3. К какому типу текста можно отнести это стихотворение? Отметь правильный ответ.
__ рассуждение
__ описание
__ повествование
4. Какая картина рисуется в твоём воображении при чтении этого стихотворения? К какому жанру живописи её можно отнести? Ответ запиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Подбери синоним к слову «крепко», использованный в стихотворении. Ответ запиши ____________________________________________________
6. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.

7. В какой части стихотворения есть главное слово. Восстанови последовательность этих слов в тексте стихотворения. Впиши соответствующие цифры в клеточки.
__ поле
__ солнце
__ лес
__ снег
8. Прочитай выражения. Какой приём использует автор в этих выражениях? Ответ запиши.

Тёмный лес заснул крепко, непробудно
_______________________________________________________________
9. Какое настроение передано автором в этом стихотворении? Какие слова подтверждают твою точку зрения? Выпиши их. ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
















Проверочная работе по теме «Великие русские писатели»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
Жил мельник. Жил он, жил и умер,
Оставивши своим трем сыновьям
В наследство мельницу, осла, кота
И... только. Мельницу взял старший сын,
Осла взял средний; а меньшому дали
Кота. И был он крепко не доволен
Своим участком. «Братья, - рассуждал он, -
Сложившись, будут без нужды; а я,
Изжаривши кота, и съев, и сделав
Из шкурки муфту, чем потом начну
Хлеб добывать насущный?» Так он вслух,
С самим собою рассуждая, думал;
А Кот, тогда лежавший на печурке,
Разумное подслушав рассужденье,
Сказал ему: «Хозяин, не печалься;
Дай мне мешок да сапоги, чтоб мог я
Ходить за дичью по болоту - сам
Тогда увидишь, что не так-то беден
Участок твой».
В. Жуковский
1. Что оставил мельник своим сыновьям? Каким словом названы мельница, осёл и кот? Запиши _____________________________________________
2. Как ты понимаешь выражение «И был он крепко не доволен своим участком»? Ответ запиши. __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Из какого произведения данный отрывок? Название запиши. ____________
__________________________________________________________________
4. Каким синонимом можно заменить слово «крепко» в выражении «И был он крепко не доволен»? Запиши ____________________________________
5. Что оставил мельник в наследство своим сыновьям? Запиши .
Старший сын ________________
Средний сын ________________
Младший сын ________________
6. Что делают на мельнице? Ответ запиши. ____________________________
__________________________________________________________________
7. Обьясни, почему Кот попросил мешок да сапоги, чтобы ходить за дичью. Ответ запиши. __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Отметь верное значение слова «муфта», использованного в прочитанном тексте.
_____ меховой нарукавник для согревания рук
_____ металлическая трубка для соединения частей машины
9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
___ басни
___ устное народное творчество
___ авторские сказки
10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать, Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. П. Ершов
Из какого произведения данный отрывок? Напиши название. ________
__________________________________________________________________
Каким словом можно заменить слово «недалече» в выражении «недалече от села»?. Запиши ________________________________________
Какую характеристику даёт автор каждому из сыновей старика? Запиши.
Старший - ________________________________________________________
Средний – и так и сяк.
Что это значит? Поясни. ____________________________________________
__________________________________________________________________

Младший - _______________________________________________________
Как ты понимаешь слово «шевелить» в выражении «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Ответ запиши. __________________________
________________________________________________________________________
Как зарабатывали деньги старик с сыновьями? Ответ запиши. _______
__________________________________________________________________
Каким подходящим по смыслу словом можно заменить слово «отродяся» в выражении «Мужички такой печали отродяся не видали»?
_____ никогда
_____ всегда
Какое горе случилось у старика с сыновьями? Ответ запиши. ________
__________________________________________________________________
Подбери синоним к слову «караулить». __________________________
9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.
___ басни
___ устное народное творчество
___ авторские сказки
10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________








Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
«Первый снег»
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
И. Бунин
1. К какому типу текста можно отнести прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.
___ повествование
___ описание
___ рассуждение
2. Как ты понимаешь значение слова «пурпурный» ? Ответ запиши ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.
___ рассказ ___ стихотворение
___ устное народное творчество ___ басня
___ сказка
4. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.
5. Запиши название произведения. ___________________________________
6. Запиши имя автора этого произведения. _____________________________
7. Найди в тексте слова, которыми автор описывает поле после выпадения снега. Подчеркни его жёлтым цветом.
8. Как ты думаешь, почему автор называет поле и сад пустынными? Ответ запиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какой приём использует автор в строчке «над широкой белой скатертью полей»? Ответ запиши. ______________________________________________
__________________________________________________________________
С чем ещё можно сравнить поле, занесённое снегом? Придумай и запиши своё сравнение. ______________________________________

Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
ВЕСНА В СТЕПИ
Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?
Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;
Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.
Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,
Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,
Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.
И. Никитин

О каком времени года рассказывается в произведении? Ответ запиши.
_______________________________________________________________
Как ты понимаешь значение выражения «уберись в цветы, в бархат зелени»? Ответ запиши. ________________________________________
________________________________________________________________
Найди в тексте описание росы и подчеркни его синим цветом, описание неба– красным, солнца – жёлтым.
Какой приём использует автор, описывая росу, небо, солнце? Ответ запиши._________________________________________________________
Какое из толкований относится к слову «дубрава»? отметь правильный ответ.
__ изделие, сделанное из дуба
__ лес, в котором преобладают дубы
__ опушка леса
Для чего автор использует такие слова: «пораскинулось», «жизнию», а не «жизнь», « раскинулось»? Ответ запиши. ______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ
_____ закличка ___ песня ___ стихотворение
Что призывает автор? ________________________________________
Какие похожие тексты ты помнишь? Запиши как они называются. _______
________________________________________________________________
Почему автор обращается к степи, как к живому существу? Как называется такой приём? Ответ запиши. _________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10 . Какие слова из текста подтверждают твой ответ? Выпиши их. _____
________________________________________________________________________________________________________________________________













Проверочная работа по теме « Литературные сказки»
Вариант 1
Прочитай текст. Выполни задания.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: - Дочери мои милые, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы.
Старшая дочь поклонилась отцу и говорит : - Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных.
Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит: - Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне тувалет из хрусталю восточного
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит: - Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне...
С. Аксаков

Из какого произведения данный отрывок? Запиши название ________
_______________________________________________________________
Как ты понимаешь значение слова «именитый» в сочетании «именитый человек»? Запиши. __________________________________________
________________________________________________________________
Каким словом заменено слова «камни» в данном отрывке? Найди его и подчеркни одной чертой. Сколько раз повторяется это слово? Запиши цифрой. ______________________________________________________
Как ты понимаешь выражение «серебряная казна»? Ответ запиши. ___
_______________________________________________________________
Что попросили старшая и средняя дочери? Из каких материалов сделаны эти подарки?
Старшая попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.
Средняя попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.
Как ты думаешь, что означал поклон детей в ноги родителям в то время (данное произведение записано в 19 веке)? Запиши ________________
________________________________________________________________
Почему купец любил своих дочерей очень сильно? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
Отца в произведении дочери называют «батюшкой». А как называли бы мать? Ответ запиши. _______________________________________
В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши. ___________________________________________________
Приведи доказательства. _____________________________________
________________________________________________________________


Вариант 2
Прочитай текст. Выполни задания.
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». Он, конечно, был пророк; Что сказал сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царём Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал.
В. Жуковский
1. Из какого произведения данный отрывок? Запиши название. ___________
__________________________________________________________________
2. Как ты понимаешь значение слова «пророк»? Ответ запиши. ___________
__________________________________________________________________
3. Кто предсказал царице рождение дочки? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.
4. Кого позвал царь на пир?. Ответ запиши. ___________________________
______________________________________________________________________
Кто это? Как ты понимаешь это слово? _______________________________
_______________________________________________________________________
5. Сколько всего было чародеек? Ответ запиши цифрой. _________________________
6. Почему царь не позвал одну из них? Найди ответ в тексте и подчеркни его синим цветом.
7. Что произошло с дочкой царя? Что нарекла злая чародейка? ____________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Чем отличалась двенадцатая чародейка от остальных одиннадцати, кроме того, что она была злая и хромоногая? ________________________________
__________________________________________________________________
9. В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши.
_________________________________________________________________
Приведи доказательства. ______________________________________
_________________________________________________________________