Конспект урока по литературному чтению В.И.Белов Малька провинилась


Проект урока литературного чтения
в 3 классе
УМК «Планета знаний»
Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э.Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы
учащиеся владеют чтением целыми словами;
любят выполнять творческие работы по тексту;
умеют работать в группах и парах;
знают отличительные особенности текста.
Раздел программы: О мужестве и любви.
11 уроков – 2 урок.
Тема урока: Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведением В. Белова «Малька провинилась».
2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Оборудование урока:
Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс, 1 часть.
Выставка детских иллюстраций к произведению В.Белова «Верный и Малька».
Словари Ожегова.
Карточки с вопросами.
Структура урока:
Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
Проверка домашнего задания (5 минут).
Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением (9 минуты).
Самостоятельная работа с произведением (4 минуты).
Динамическая пауза (2 минута).
Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(15 минут).
Рефлексия(3минуты).
Информация о домашнем задании(2минута).
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент, определение темы урока,
самостоятельное целеполагание
Читает стихотворение «Дружок»
У нас во дворе появился щенок,
Мы дружно его называем Дружок.
Лохматые уши и маленький нос,
Наверное, вырастет преданный пес.
Играли мы в мяч и катались с горы,
Щенок наш лихачил до поздней поры.
Забыв про игру, мастерили с утра
Ему конуру посредине двора.
И, наверняка, мы – не просто друзья,
Теперь у щенка появилась семья!
- Как вы думаете, почему я прочла вам именно это стихотворение?
- Проверим, насколько вы были внимательны на прошлом уроке.
- По иллюстрациям на доске, которые вы нарисовали дома, вспомните название произведения и его автора.
- Определите первую часть темы этого урока, учитывая, что сегодня вы познакомитесь с новым произведением этого же автора.
Учитель на доске записывает имя и фамилия автора.
- Чтобы определить вторую часть темы урока и название произведения вам нужно прочитать что зашифровано на доске и объяснить как вы прочитали.
«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»
Учитель на доске записывает название произведения.
Василий Белов «Малька провинилась»
- Назовите тему урока полностью.

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Опорные слова на доске:
Цель:
* расширить знания о ;
* познакомиться с ;
* учиться .








- Потому, что на прошлом уроке мы читали рассказ про собаку.


- На доске иллюстрации к рассказу Василия Белова «Верный и Малька»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.



- Название произведения «Малька провинилась».
- Сначала нужно прочитать заглавные буквы, а затем строчные.


- Произведение Василия Белова «Малька провинилась».


- расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;
-познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;
-учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
 Выразительно читать текст.
 Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Познавательные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осуществлять анализ.
Понимать информацию представленную в виде ребуса.




Проверка домашнего задания
- Хорошо. А сейчас давайте вспомним произведение «Верный и Малька». Дома вы нарисовали иллюстрации к отрывку, который вам понравился и подготовили выразительное чтение этого отрывка.
-Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?


Дети читают отрывок выразительно. (4- 5 учеников)


- Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2классе. Он был почти такого же возраста, как мы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.
У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".
Познавательные УУД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД
Выразительно читать текст.
Развиваем умение слушать и понимать речь других.


Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением
















Словарная работа
- Я хочу дополнить ваш рассказ о Василии Белове.
Автобиография
Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. Моё «книжное голодание», начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали.
- Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа?
- Вспомните первую часть нашей цели урока. Что вы можете сказать?
- Молодцы!

- Назовите вторую часть нашей цели.
- В произведении вам встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.
На доске:


-Какое слово вы прочитали?
-Как вы понимаете его значение?
-Значение этого слова найдите в словаре Ожегова.
- Как вы думаете, о чем хотел нам рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении «Малька провинилась»?
- Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась».
(Учебники закрыты, читает учитель)
Приём «Чтение с остановками».
(Чтение 1 части)
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?


( Чтение 2 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.
- Наши предположения совпали? Кого ругала хозяйка?

-А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?

( Чтение 3 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.
Однажды смотрю:

- Наши предположения совпали? Что сделала Лидия со щенками?

- Что мог увидеть автор?


( Чтение 4 части)
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Мы правильно предположили, с кем могла произойти встреча?

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

( Чтение 5 части)
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

- Так куда же и зачем бегала Малька каждый день?

- Понравилось ли вам это произведение? Почему?










Дети рассказывают новые сведения.
- Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Первую часть цели мы реализовали.

- Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;


- Кутенок.
Дети объясняют.
- Кутенок- щенок собаки.


- О том, что Малька натворила что-то плохое.













- Детей.
- Мальку.








- Хозяйка ругала Мальку.


- Отдать в хорошие руки.












- Одного щенка отдала трактористу, второго Лидия отнесла в соседнюю деревню.

- Автор мог увидеть Мальку или щенят с другими хозяевами.










- Да, с Малькой.


- Малька каждый день бегала к своему ребенку.















- Малька каждый день бегала в чужую деревню, кормить своего сынка.
Высказывания детей.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД
Развиваем умение строить речевое высказывание.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимать информацию представленную в виде ребуса.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё предположение.
Определение промежуточных целей с учетом конечного результата.
Личностные результаты
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Самостоятельная работа с произведением
- Ещё раз перечитайте произведение и определите его жанр. Обоснуйте свой ответ.



- Назовите вторую часть нашей цели.
Что можете сказать?

- Мы прочитали рассказ, т.к. присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.
- Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась». Вторую часть цели мы реализовали.
Познавательные УУД
Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД
Определение промежуточных целей с учетом конечного результата.


Динамическая пауза
На зарядку становись!
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём,
(Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём.
(Дети садятся за парты.)
Выполняют движения под руководством учителя.
Осуществляют профилактику утомления.

Личностные результаты
Формирование установки на здоровый образ жизни.


Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения
- Назовите третью часть нашей цели.


- Кто нам рассказывает этот текст? Как вы догадались?

- Перечислите главных героев этого рассказа.

- Как относилась хозяйка к своей собаке?
А как автор?




- Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке и к её поступкам.

- Как же Лидия относилась к Мальке? Подтвердите это словами из текста.

- С каким чувством хозяйка рассказывала: куда бегает Малька каждый день?
Найдите в тексте.
- Прочитаем этот отрывок выразительно.

- А что открыл для себя автор? Докажите это открытие словами.


- Как нужно читать эти строки?

- Прочитаем этот отрывок выразительно.

- Чему можно научиться у Мальки?




Работа в парах.
У вас на партах лежат карточки с вопросами.
Найдите ответы в тексте и запишите их так, чтобы у вас получился рассказ.
- За что ругала Лидия Мальку?
______________________________________
- Когда родились щенята?
_______________________________________
- Сколько их было?
_______________________________________
- Где барахтались два кутёнка?
_______________________________________
- Кто забрал первого щенка?
_______________________________________
- Куда отнесла Лидия второго щенка?
_______________________________________
- Где встретил автор Мальку?
_______________________________________
- Куда бегала собака каждый день?
_______________________________________
- Какое расстояние преодолевала Малька?
_______________________________________
- Какой мамашей оказалась Малька?
_______________________________________
- Удалось вам справиться со своим
заданием? Что для этого нужно было сделать?



- Прочитайте ваши рассказы, каким же должно быть ваше чтение?
-Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
- Текст нам рассказывает автор, так как повествование ведется от первого лица: «я».
- Малька, Лидия, автор.

- Хозяйка ругала собаку, а автор ее уважал.
- Хозяйка собаку ругала, но любила, жалела. Автор восхищался ее поступком.

Читают вслух 2 ученика (по очереди).


- Лидия любила свою собаку. (Читают строки из текста)

- Весело пояснила Лидия.


Зачитывают отрывок ( 2 уч.).

- Он открыл для себя, что Малька очень хорошая мама.
(Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.).
- С уважением, восхищением.

Зачитывают отрывок ( 2 уч.).

- У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, упорству, смелости.


Дети работают в парах.













- Мы справились с заданием. Для этого нужно было внимательно читать текст.

- Чтение должно быть правильным, выразительным, беглым, быстрым, осмысленным.
- Лидия ругала Мальку за то, что та принесла щенят.
Щенята появились на свет зимой. Их было двое. Кутята беспомощно барахтались в старой шапке-ушанке. Первого кутенка забрал тракторист. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню. Однажды автор встретил Мальку на тропке, она бежала из соседней деревни. Собака каждый день бегала кормить свое дитятко. Малька приходилось бегать каждый день за два километра в чужую деревню. Она оказалась верной мамашей. (С каждого ряда по 1 человеку)
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в тексте.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД
Определение промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать текст.
Умение работать в паре.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.




Рефлексия
- Любовь матери к своему ребёнку - это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце.

- Итак, как звучит третья часть цели урока?


- Что вы можете сказать?

- Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку?





- Поставленную на уроке цель, мы реализовали полностью.

-Какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте, обсудите ответ с товарищем, затем выскажите свое мнение.



Работа в группах.
- Составьте синквейн. Тема синквейна «Малька».





- В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.
- Оцените свою работу на уроке.
Зеленый смайлик – отлично,
желтый смайлик – не всегда правильно, красный смайлик – нужно стараться работать лучше.

- Я рада, что вы довольны своей работой на уроке.







-Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
- Мы ее реализовали.

-Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова, познакомиться с произведением « Малька провинилась», учиться анализировать это произведение.



- Нужно заботиться о братьях наших меньших.
- Надо любить тех, кто находится рядом.
- Любить своих родителей, потому что ради нас они готовы на все.

- Малька.
Верная, заботливая.
Бегала, не оглядывалась, кормила.
Какая верная оказалась мамаша.
Мать.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: синквейн.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группах.
Регулятивные УУД
Определение промежуточных целей с учетом конечного результата.
Оценка деятельности на уроке.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.




Информация о домашнем задании
Приём «Что, если?»
- Представьте, что вы будете делать, как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома маленького щеночка? Напишите об этом.



















15