Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по системе Л.В. Занкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому языку Н. В. Нечаевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Нечаева,Н.В.Русскийязык:учебникдля1класса/ Н. В. Нечаева. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Нечаева, Н. В. Русский язык. Методические рекомендации к курсу. 1 класс / Н. В. Нечаева. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012.
3.Нечаева, Н. В. Русский язык / Н. В. Нечаева // Программыначального общего образования. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2012.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная: предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
• социокультурная:изучениерусскогоязыкавключаетформирование коммуникативнойкомпетенцииучащихся:развитиеустной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальныйэтапсистемылингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение».
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному образовательному плану образовательных учреждений РФ, всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них на обучение грамоте и русский язык в 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Программа по русскому языку для первого класса рассчитана на 55 ч
Учебно-тематический план
№ Тема раздела Количество часов
1 Речь устная и письменная 7
2 Звуки и буквы 17
3 Слово 21
4 Предложение и текст 3
5 Итоговое обобщение 7
Итого 55
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
I. Система языка.
Раздел «Фонетика и графика».
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия».
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)».
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика».
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология».
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
• определятьграмматическиепризнакиглаголов:число,время,род (в прошедшемвремени),лицо(внастоящемибудущемвремени),спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис».
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
II. Орфография и пунктуация.
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять(уточнять)написаниесловапоорфографическомусловарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80–90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
III. Развитие речи.
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;оцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи:соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература.
1. Бетенькова,Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТ : Астрель, 2006.
2. Волина, В. В. Русский язык: занимательное азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. В. Волина. – Екатеринбург : АРГО, 1996.
3. Волина,В.В.1000игрсбуквамиисловаминаурокахидома / В. В. Волина. – М. : Аст-Пресс, 2006.
4. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : Росмэн-Пресс, 2008.
5. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением : формирование орфографической грамотности : 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е.Жиренко,Л.И.Гайдина,А.В.Кочергина.–М.:ООО«5 за знания», 2010.
6. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – М. : Дрофа, 1999.
7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2009.
8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
9. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
10. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ, 2009.
11. Полякова, А. В. Русский язык в начальных классах. 1–2 классы : методические рекомендации / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2006.
12. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.
14. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.
15. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1–4 классы (1–4), 1–3 классы (1–3) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель, 2006.
16. Узорова, О. В. Правила и упражнения по русскому языку. 1–2 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель : АСТ, 2007.
17. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ Премьера, 2004.
18. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ, 2009.
19. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
20. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М. : Вентана-Граф, 2010.
21. Шукейло,В.А.Справочникшкольникапорусскомуязыку.1–4 классы / В. А. Шукейло. – М. : Литера, 2009.
2. Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : http://festival.1september.ru.
2. Детские электронные презентации и клипы. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/958/download.
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru.
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : http//www.uroki.ru.
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193.
6. СообществовзаимопомощиучителейPedsovet.su. – Режим доступа : http://pedsovet.su.
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru.
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed.
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok.
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс».
2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Начальная школа.Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс.–М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Русский язык. 1–4 классы / Л. В. Зубарева, Е. П. Плешакова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка (Нечаева Н.В.)
№
уро-
ка
Дата Тема урока Тип урока Виды
деятельности Планируемые результаты
предметные метапредметныеличностные
1 2 3 4 5 6 7 8
Ознакомление с учебником. Речь устная и письменная.
Урок - игра Коллективная, работа в парах Уметь находить границы предложения, отличать предложения от слова Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Уметь различать звуки
речи; понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Речь устная и письменная Комбини-
рованныйКоллективная, работа в
группахПознавательные: получать, искать и фиксировать информацию Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Речь устная и письменная Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Уметь различать звуки речи, давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Речь устная и письменная Урок - игра Коллективная, индивидуальная работа в парах Уметь находить словосочетания с прямым и переносным значением; различать звуки речи; давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Речь устная и письменная.Словарные слова. Культура устной речи Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Речь устная и письменная Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Уметь различать звуки
речи, давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Знать гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия. Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и, ь Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог Комбини-
рованныйРабота в
группахУметь отличать согласные звуки от гласных и обозначать их буквами на письме Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре Принятие ценности природного мира.
Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог. Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Уметь дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; при анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения. Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Ударение и перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Уметь использовать правила переноса слов с буквами й и ь Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Способность радоваться успехам одноклассников.
Ударение и перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, работа в
группахУметь определять место ударения в словах. Уметь выделять случаи, когда знак ударения не ставится Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Ударение и перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Уметь определять место ударения в словах. Уметь выделять случаи, когда знак ударения не ставится Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков.
Перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Осознавать роль гласных в обозначении твердости / мягкости согласных; дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые; различать функции йотированных гласных; Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков.
Перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная
Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков.
Перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Знать правила переноса слов, определять случаи невозможности его применения; различать варианты обозначения звука [й’] Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков.
Перенос слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Осознавать роль гласных в обозначении твердости / мягкости согласных; дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые; различать функции йотированных гласных; Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Обозначение на письме звука [й,]Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Отличать понятия «звук» и «буква»; различать функции йотированных гласных; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные / непарные, мягкие /твердые. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Обозначение на письме звука [й,]Комбини-
рованныйРабота в
группахКоммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ с другими согласными Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове; выделять в слове непарные твердые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; называть ударные /безударные гласные.
Уметь обозначать буквой и гласный звук после шипящих Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ с другими согласными Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная, работа в парах Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ с другими согласными Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Выделять в слове непарные твердые согласные (ж, ш), непарные мягкие согласные (ч, щ), писать и после ж и ш; а, у после ч
и щ; не писать ь в сочетаниях ч, щ с другими согласными кроме л; дифференцировать звуки языка: согласные звуки парные / непарные,
мягкие / твердые. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу и букв ч, щ с другими согласными. Диктант. Урок контроля Коллективная, работа в
группахУметь различать твёрдые и мягкие шипящие звуки
Уметь обозначать буквами а и у гласные звуки после шипящих Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Лексическое и грамматическое значение слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Уметь называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте. Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре
Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое и грамматическое значение слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию Способность радоваться успехам одноклассников.
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Различать грамматические группы слов: слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; осваивать средства устного общения;
безошибочно списывать текст с учебника и с доски; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?».
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйиндивидуальная Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Самостоятельно применять правило в контрольной работе. Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Различать грамматические группы слов; осваивать средства устного общения; безошибочно списывать текст с учебника и с доски; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?» Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Различать грамматические группы слов; осваивать средства устного общения; безошибочно списывать текст с учебника и с доски; находить границы предложения; набирать опыт соотнесения имени существительного и слова-указателя на этот предмет. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Грамматические группы слов Комбини-
рованныйРабота в
группахКоммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке..Грамматические группы слов Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Иметь представление о грамматических группах слов Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Имена собственные Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Опознавать имена существительные собственные; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; различать грамматические группы слов; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте; адекватно использовать средства устного общения; ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения. Познавательные: формировать умение поиска информации в учебнике, таблице, словаре Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Имена собственные Комбини-
рованныйКоллективная, работа в
группахПознавательные: получать, искать и фиксировать информацию Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Имена собственные Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Имена собственные Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Уметь различать слова и словосочетания, составлять словосочетания из слов Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Алфавит Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная
Уметь называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; осваивать средства устного общения; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Алфавит Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему Принятие ценности природного мира.
Алфавит Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Уметь употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; осваивать средства устного общения; решать орфографические задачи, соответствующие этапу обучения; применять изученные правила правописания, правильно писать словарные слова, изученные к данному времени. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое значение слова Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Уметь выполнять звуко-буквенный разбор слов по данному в учебнике образцу; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте; Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями Способность радоваться успехам одноклассников.
Итоговая контрольная работа (диктант)
Урок контроля индивидуальная Уметь оформлять предложения на письме. Правильно писать сочетания шипящих с гласными под диктовку Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Лексическое значение слова Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения; писать предложения под диктовку, составлять их схемы, по схеме составлять предложение. Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию Способность радоваться успехам одноклассников.
Лексическое значение слова Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная, работа в парах Ориентироваться
на знак в конце предложения при его чтении; находить границы предложения; писать предложения под диктовку.
Выполнять звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу; понимать смысловые связи слов в предложении и тексте Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Положительное отношение к школе, к изучению русского языка
Лексическое значение слова Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Лексическое значение слова Комбини-
рованныйКоллективная, работа в
группахПознавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Предложение и текст Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Иметь представление о признаках текста и его оформлении: заголовок, абзац, красная строка, монолог, диалог, план речи
Правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. , ?, !), слова пишутся раздельно); составлять текст из набора предложений. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
Проблему
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Предложение и текст Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему Интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Предложение и текст Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Повторение знаний по программе 1 класса Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Итоговый тест Урок контроля индивидуальная Самостоятельно использовать знания правил при выборе правильного ответа. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс Комбини-
рованныйКоллективная, индивидуальная работа в парах Иметь представление о междометиях, фразеологизмах Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему Интерес к учебному материалу
Представление о внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс Комбини-
рованныйКоллективная, работа в парах Повторение знаний по программе 1 класса 55 Итоговое повторение и обобщение знаний за 1 класс Комбини-
рованныйРабота в
группахКоллективная, работа в парах
Коллективная, индивидуальная
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Календарно – тематическое планирование
уроков русского языка в 1 классе
(5 часов в неделю - 55 часов)
Методическое обеспечение:
Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Нечаева, Н. В. Русский язык : учебник для 1 класса / Н. В. Нечаева. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Федоров», 2012.
Медиаресурсы:
Развивающие задания и упражнения. 1 – 4 классы. Русский язык. /Издательство «Учитель».
Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка. Фонетика, графика, орфография.