Рабочая программа по изобразительному искусству С. Г. Ашикова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №120» города Барнаула
ПРИНЯТО
Руководитель МО
___________/___________/
Протокол № ___ от
«____»____________2014
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
________В. А. Капустина
«____»______2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________Е. А. Хриспенс
Приказ № ___ от «___»____2014 г.
Рабочая программа
Изобразительное искусство 2 класс
на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству
для четырехлетней начальной школы
(автор – С. Г. Ашикова- 2012)
Составители: Гердт М. Н.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.,
Барнаул 2014
Пояснительная записка
Библиографический список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса Примерная программа начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» (Стандарты второго поколения. - Москва: Просвещение, 2010);
Программы начального общего образования Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. / сост Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.),
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Алтайского края;
Учебный план МБОУ «СОШ № 120»
Содержание программы соответствует ФГОС 2009 г.
Образовательная область: «Искусство»
Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи курса:
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее - Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Система оценки достижений учащихся.
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии обучения:
- системно-деятельностный подход;
- диалоговое общение;
- игровые;
- ИКТ;
- деятельность по решению практических задач, проблемное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником;б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
на конец 2 класса
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися программы 2 класса
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
-понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможность
научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной
культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих
природу.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- использовать элементарные правила
перспективы для передачи пространства
на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность
научиться:
- различать и изображать различные
виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
-передавать воздушную перспективу
в пейзаже графическими и живописными
приемами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема
или пространства;
- соблюдать пропорции человека и
особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений
средствами рисунка и живописи.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и
отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность
научиться:
- передавать настроение в пейзажах;
- соединять различные графические
материалы в одной работе над образом;
- изображать старинные русские города по памяти или представлению;
- создавать узоры народов мира;
- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
- совмещать работу на плоскости и в объеме.
Метапредметные результаты
В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе на ступени у учащихся будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
произведения изобразительного искусства,
включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
- представление о труде художника, его
роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран
(рубрика «Приглашение в путешествие»);
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к
литературным произведениям (сказкам),
живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве
своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность
для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне
нравственного содержания произведений
изобразительного искусства;
- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические
замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной
работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия
в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность
научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов,
предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу
«Знакомство с музеем»);
- ориентироваться в способах решения
исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного
опыта.
Обучающийся получит возможность
научиться:
- осуществлять поиск дополнительной
информации (задания типа «Найдите
на сайте») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);
- соотносить различные произведения
по настроению, форме, по некоторым
средствам художественной выразительности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из нескольких вариантов
выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и
позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему
решению.
Обучающийся получит возможность
научиться:
- контролировать действия других
участников в процессе коллективной
творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и
воспроизводить их;
- контролировать свои действия в
коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя
в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению,
и выражать свое терпимо и убедительно.
Основные содержательные линии:
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Содержание тем учебного курса
№ раздела, темы
Название раздела, темы
Количество часов
1
Природа - главный художник
10 ч
2
Мир цвета
7 ч
3
Искусство в человеке
7 ч
4
Человек в искусстве
10 ч
Итого
34 ч
Поурочно-тематическое планирование по изо
№
Тема, типурока
Решаемые проблемы; цели деятельностиучителя
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Оборудование
понятия
предметныерезультаты
универсальные учебные действия (УУД), личностные результаты
1
2
3
4
5
6
7
1
Азбука рисования. Знакомство
с новыми графическими материалами
(базовые упражнения)
Урок творчества
Знакомство с учебником и с новыми графическими материалами
(базовые упражнения
Воздушная перспектива, передний, средний
и дальний планы
Иметь представление
о строении, свойствах и вариантах использования фломастеров, шариковых и гелевых ручек, а также штрих-корректора.
Овладевать разными
приемами работы фломастерами, шариковыми и гелевыми ручками. Уметь применять в рисунке разнообразные линии. Учиться передавать в рисунке настроение стихотворения
Личностные:
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
Познавательные:
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
Коммуникативные:
- договариваться, приходить к общему решению.
Учебник, альбом, ЭОР
Природа – главный художник- 9 класс
2
Азбука рисования. Воздушная
Перспектива
Урок творчества
Знакомство с линией горизонта Воздушная перспектива горного пейзажа и воздушная перспектива облаков.
Иметь общее представление о пространственном положении планеты Земля с помощью знакомства
с глобусом. Умение видеть на изображениях линию горизонта.
Иметь представление о разнообразии линии горизонта, ее зависимости от характера изображаемой местности.
Уметь выбирать нужные материалы и инструменты, продумывать ход работы
Личностные:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Познавательные:
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Учебник, альбом, ЭОР
3
Место встречи неба и земли
Урок творчества
Линия горизонта. Определение линий горизонта на иллюстрациях. Передача воздушной перспективы с помощью графических знаков.
линия горизонта, морской пейзаж
Учебник, альбом, ЭОР
4
Мой друг рисует горы, далекие,
как сон. Горы - это небо, покрытое
камнем и снегом.
Урок творчества
Горные пейзажи художников. Что такое воздушная перспектива. Работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение
воздушная перспекти_
ва, передний, средний
и дальний планы
Иметь представление
о воздушной перспективе и нескольких планах в горных пейзажах. Уметь сравнивать работы одного автора на примере картин
русского художника Н.К. Рериха. Иметь представление
о художественных музеях России.
Учебник, альбом, ЭОР
5
Белые сны севера, или бархатный
песок юга.
Урок творчества
Ландшафты Севера и ландшафты Юга. Особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге
Пейзаж , ландшафт
Понимать плоское
изображение Земли –
карты и ориентирова_
ться на ней по сторо_
нам света и полушари_
ям. Сравнивать и по_
нимать отличительные
особенности и призна_
ки Северного и Юж_
ного полушарий не
только в географичес_
ком и физическом
смыслах, но и с точки
зрения изобразитель_
ного искусства.
Уметь последователь_
но выполнять заданное упражнение по рисункам учебника.
Учебник, альбом, ЭОР
6
Запад есть запад, восток - есть восток
Урок творчества
Западный и восточные ландшафты. Фактура. Особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке
Основные понятия:
фон, фактура
Уметь ориентироваться по карте.
Уметь определять по
иллюстрациям пейзажи Запада и Востока.
Иметь представление
о способах создания
на рисунке различной фактуры. Выполнять тонирование и
уплотнение фона.
Способность изображать отличительные
и характерные особенности различных частей света в своем рисунке.
Учебник, альбом, ЭОР
7
Славный остров Гдетотам
Урок творчества
Знакомство с особенностями изображения острова. Силуэт. Сказочные острова в иллюстрациях.
Силуэт графика воды
и отражений на воде
Иметь представление
о двух линиях горизонта при изображении острова.
Уметь подбирать материал для графического
рисунка острова.
Уметь находить образ
в силуэтах островов.
Учебник, альбом, ЭОР
8
Шум далекий водопада
Урок творчества
Знакомство с особенностями изображения водопада. Работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение
Силуэт графика воды
и отражений на воде
Уметь определять видимую и невидимую
линии горизонта, находить ее на иллюстрациях.
Уметь изображать падающую воду графическими приемами.
Уметь выбирать сюжет
для рисования и подбирать в соответствии
с ним материалы и инструменты
Учебник, альбом, ЭОР
9
Золотое кольцо России
(коллективная работа)
Урок творчества
Знакомство с древним изображением карты как произведением искусства
Золотое кольцо
Уметь применять навыки, полученные при изучении этого раздела учебника, участвовать в групповой работе.
Уметь отбирать соответствующую замыслу
цветовую гамму.
Проявлять инициативу в процессе обсуждения, выполнения коллективной работы и
оформления класса
Учебник, альбом, ЭОР
10
Роза ветров (коллективная работа)
Урок творчества
Что такое Роза ветров. Создание своей звезды. Связь между розой ветров и Золотым кольцом России творческая работа
Роза ветров
Учебник, альбом, ЭОР
Мир цвета – 7 часов
11
Азбука рисования. Хроматические
и ахромотические цвета
урок творчества
Оттенки черного и белого цветов,
тональные оттенки одного цвета.
Ахроматические и хроматические цвета, цветотональные оттенки цветотональная шкала
Иметь представление о цветотональных оттенках, ахроматических и хроматических цветах. Уметь распознавать цветотональные оттенки. Уметь составлять и подбирать оттенки в определенной последовательности.
Личностные:
-представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Познавательные:
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- договариваться, приходить к общему решению.
Учебник, альбом, ЭОР
12
Близко - далеко
Урок творчества
Изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами
Иллюзия пространства, падающая тень
Иметь представление о важности создания на рисунке иллюзии пространства.
Владеть простыми приемами передачи пространства в живописи с помощью ахроматических цветов.
Учебник, альбом, ЭОР
13
Низко - высоко Красным по
зеленому (о творчестве А.И. Куинджи)
урок творчества
Знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве.
Насыщенный цвет
Владеть приемами передачи высоты предмета на плоскости хроматическими цветами. Создание объемных изображений. Уметь сопоставлять этапы выполнения разных рисунков.
Учебник, альбом, ЭОР
14
Ночь и день
Урок творчества
Знакомство со светом и тенью в природе.
Противоположные цвета, силовая линия
композиции, цветовой
контраст
Иметь представление о противоположных цветах; цветовом контрасте; о силовой линии композиции.
Уметь отличать эскиз от картины. Владеть приемами передачи света в рисунке с помощью контраста между светом и тенью. Иметь представление
о творчестве А.И. Куинджи.
Учебник, альбом, ЭОР
15
Краски заката и рассвета
Урок творчества
Знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете.
Оттенки холодной и теплой гаммы.
Уметь определять различие в оттенках холодной и теплой гаммы для изображения
рассвета и заката.
Осуществлять самостоятельный выбор
сюжета рисунка
Учебник, альбом, ЭОР
16
Краски на воде. Краски под водой. Загадка красных рыбок (о творчестве
А. Матисса).
Урок творчества
Особенности изображения водоемов - цвет и отражение. О творчестве А.И. Куинджи, о творчестве А. Матисса
Масляная пастель, фактура воды
Уметь сравнивать рисунки по цветовой гамме, сопоставлять изображение и его отражение в воде. Владеть
приемами работы белым восковым мелком или простой свечой. Делать вывод о новых
приемах работы.
Учебник, альбом, ЭОР
17
Красота подводного мира
(коллективная работа)
Урок творчества
Особенности изображения подводного мира. Обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела
Обобщать пройденный материал в коллективной работе.
Уметь высказывать
мнение относительно
решения художественной задачи
Учебник, альбом, ЭОР
Искусство в человеке- 7 часов
18
Базовые формы цветов
Урок творчества
Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.
Понимать базовые
формы цветов и соотносить их с формой живых цветов.
Видеть разнообразие
форм цветочных лепестков.
Уметь передавать в рисунке форму конкретного цветка
Личностные:
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Познавательные:
-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
-сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Учебник, альбом, ЭОР
19
И аромат цветов плывет
Урок творчества
Знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов
Передний , средний и
дальний планы, воздушная перспектива
Уметь отличать репродукции картин от фотографий.
Владеть приемами
изображения цветов.
Использовать навыки
изображения линии горизонта, передачи воздушной перспективы.
Различать особенности изображения полевых цветов на перед_
нем, среднем и дальнем планах.
Учебник, альбом, ЭОР
20
Водяные лилии. Пруд в саду
Моне (о творчестве К. Моне)урок творчества
Способ изображения цветов на воде
Базовые формы цветов,
обобщенные цветовые пятна, прием разбрызгивания
Чувствовать настроение картин К. Моне.
Воспринимать цветовые гаммы, используемые художником. Иметь представление о художественных музеях мира, в т.ч. о российских музеях, в которых хранятся работы К. Моне. Уметь передавать свое
настроение в композиции цветов, в том числе используя разные приемы: рисование
обобщенных пятен цветов лилий, набрызг и др.
Учебник, альбом, ЭОР
21
Каменный цветок
Урок творчества
Способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами
Фактура поверхности,
шлифовка поверхности
Иметь представление о пластических видах
изобразительного искусства на примере
работы мастера-камнереза. Уметь передавать объемную форму цветка.
Уметь подбирать базовую форму цветка, работать с пластилином, выполнять задание по описанию.
Учебник, альбом, ЭОР
22
Мастер золотые руки – стеклодув
Урок творчества
Знакомство с одним из способов росписи стекла
Дизайнер , декорирование, роспись
Иметь представление
о профессии художника-стеклодува, об особенностях изделий из цветного и простого
стекла, способах их
декорирования.
Уметь подбирать узор
для росписи по стеклу.
Учебник, альбом, ЭОР
23
Чудеса архитектуры
Урок творчества
Особенности изображения города, стоящего на воде, - отражение, перспектива
Архитектор
Иметь представление
об архитектуре Венеции и творчестве
итальянских архитекторов
Учебник, альбом, ЭОР
24
Здравствуй, Венеция!
(коллективная работа)
Урок творчества
Обобщение пройденного материала
Принимать участие
в совместной деятельности по организации ыставки рисунков,
посвященных Венеции; в украшении кабинета.
Уметь выполнять художественные задачи индивидуально, в паре и в группе
Учебник, альбом, ЭОР
Человек в искусстве – 9 часов
25
Ракурсы, зоны, точки
Урок творчества
Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.
Ракурс , профиль, фас,
полуоборот, портрет,
эскиз
Иметь представление
о ракурсах, зонах лица
и их изображении на плоскости.
Владеть приемами поэтапного выполнения
портрета.
Умение различать ракурсы в портрете.
Личностные:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
-интерес к художественно- творческой деятельности;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Учебник, альбом, ЭОР
26
Портрет
Урок творчества
Знакомство с жанром портрета, ракурсами
Портрет
Иметь представление
об особенностях женского и мужского портрета.
Овладеть начальными
приемами изображения женского портрета.
Уметь рассказывать
о портрете, передавая
свои впечатления
Учебник, альбом, ЭОР
27
Женский портрет. «Совсем
портретчиком становлюсь» (о творчестве
В.А. Серова)
Урок творчества
Изображение особенностей женского портрета
Парадный портрет, камерный портрет
Иметь представление
об особенностях мужского портрета, о парадном и камерном
портрете, о творчестве
художника-портретиста В.А. Серова.
Уметь рисовать мужской портрет. Уметь оценивать результаты своей работы.
Уметь изображать портрет человека в разных ракурсах.
Учебник, альбом, ЭОР
28
Мужской портрет
Урок творчества
Выделение характерных черт в мужском портрете
Парадный портрет, камерный портрет
Иметь представление об особенностях мужского портрета, о парадном и камерном
портрете, о творчестве
художника -портретиста В.А. Серова.
Уметь рисовать мужской портрет.
Уметь оценивать результаты своей работы.
Уметь изображать
портрет человека
в разных ракурсах.
Учебник, альбом, ЭОР
29
Старик-годовик. «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов)
Урок творчества
Построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм
Силуэт , базовые формы
Видеть красоту природы в разное время года.
Передавать в рисунке- иллюстрации образ
Старика -годовика.
Учебник, альбом, ЭОР
30
Маугли: жизнь в лесу (задание
для мальчиков). Маугли: встреча
с Ситой (задание для девочек)
урок творчества
Задания индивидуально для мальчиков и для девочек
Книжная иллюстрация,
стиль художника
Уметь воспринимать
художественный текст
сказки и иллюстрации
к нему.
Владеть начальными
навыками создания
своей иллюстрации.
Учебник, альбом, ЭОР
31
Золотая рыбка
Урок творчества
Различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа
Художник -иллюстратор
Иметь представление
о работе художников-
иллюстраторов сказки,
об иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.
Уметь продумывать сюжет иллюстрации, передавать образ золотой рыбки с помощью разных материалов
и инструментов: графитного карандаша,
шариковой и гелевой ручки, масляной пастели, гуаши, воскового
мелка и др., а также выполнять рисунок
в смешанной технике
Учебник, альбом, ЭОР
32
Каникулы Бонифация
Урок творчества
Знакомство с орнаментами и красками народов Африки
Стилизация , стиль рисунка, художник- мультипликатор
Иметь представление
о работе художника мультипликатора.
Уметь делать наброски
и выполнять рисунок
к мультфильму.
Уметь выделять особенности работы иллюстратора книг и
мультипликатора.
Учебник, альбом, ЭОР
33
Книга сказок (коллективная работа)
Урок творчества
Обобщение пройденного материала
Иметь представление
об искусстве оформления книги. Понимать
этапы создания рукотворной книги.
Уметь распределять
работу в группе, отвечать за выполнение
своей работы, обобщать полученные впечатления, представления и навыки
Учебник, альбом, ЭОР
34
Знакомство с музеем
Урок- экскурсия
ГМИЛИКА
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка
Личностные:
представление о труде художника, его роли в жизни общества;
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные:
- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию
Учебник, альбом, ЭОР
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарт второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная программа по изобразительному искусству. Начальная школа, Ч.1-2. – М.: Просвещение, 2010.
3. www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.
Основная литература
(учебники)
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Учебные и справочные пособия:
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Учебно-методическая литература:
Учебно-методическая газета
для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.:
Первое сентября.
Медиаресурсы
- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному
искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
15