Выступление на педагогическом совете по теме Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов
Тема: Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
С 1998 года при организации учебного процесса мы руководствовались основным документом: Обязательным минимумом содержания образования, с 2004 года нормативным документом стал Стандарт среднего (полного) образования, который включал в себя: цели обучения, минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников (знать, уметь).
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Для чего введён ФГОС ООО второго поколения?
Основная цель введения ФГОС ООО второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Прослеживается ли преемственность между ФГОС начального общего образования и основного общего образования?
Конечно, это просто необходимо. Все компоненты основной образовательной программы (ООП) основного общего образования объединены в три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Первый включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения.
В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни.
И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
В чем отличие нового стандарта от предыдущих?
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Что означает система «Три Т»?
1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.
2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.
3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
Какие части входят в образовательный стандарт?
В образовательный стандарт входят две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Необходима ли внеурочная деятельность в среднем звене школы?
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В качестве форм, в которых реализуется внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.Каковы особенности урока по ФГОС второго поколения?
Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показывает способы применения на практике изучаемого знания.
Общение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.
Педагог строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает
вопросы у учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу
урока. Добивается того, что ученик думает совместно с ним.
Какова роль учителя на уроке?
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
В чём суть УУД?
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком понимании совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и организацию учебного процесса.
Каковы основные направления деятельности по введению ФГОС в основной школе?
▪формирование нормативной базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС; ▪дистанционное взаимодействие ОУ с другими организациями социальной сферы; ▪информационная поддержка образовательной деятельности учащихся и учителей; ▪дифференциация и индивидуализация обучения;
▪мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
▪выявление и поддержка одарённых детей;
▪поддержка участников олимпиадного движения.
Подводя итоги вышесказанному, можно заметить, что основной задачей новых стандартов является - развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину. Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.
Трудно не согласиться со словами известного русского писателя Л.Н.Толстого: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».