Педагогический совет «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»


Педагогический совет
«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
Уважаемые коллеги, с введением ФГОС в школе изменилось многое. У многих из вас возникает множество вопросов по данной теме. Давайте попробуем разобраться во всем по порядку.
Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
Вопрос 2. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и в соответствии с какими документами?
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям ее реализации. Стандарт предъявляет новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы. Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. Думаю, сейчас уже невозможно представить современный урок без использования интерактивной доски и компьютера.
Вопрос 3. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть: разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Вопрос 4. Обязан ли учитель при переходе на ФГОС пройти повышение квалификации? Этот вопрос волнует многих учителей. Давайте разберемся. Введение ФГОС общего образования - требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода - методологической основы ФГОС.
В условиях перехода на ФГОС учителю целесообразно пройти повышение квалификации по данной проблеме.
Вопрос 5. Каковы педагогические задачи ФГОС?
Основная педагогическая задача нового Стандарта — это организация условий, инициирующих детское действие. На практике это обозначает, что начальная школа должна дать ребенку инструмент, при помощи которого он сам будет добывать знания. Образно говоря, новый Стандарт учит детей учиться. Если понимать ФГОС НОО как социальный договор между школой, семьей, обществом и государством, он должен отвечать на три вопроса:
•Чему учить? Это — обновление содержания образования.
•Ради чего учить? То есть, собственно, ценность образования для общества.
•Как учить? Обновление технологий образования.
Вопрос 6. Зачем поменяли стандарт?
Стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка.
Вопрос 7. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность)
Во внеурочную деятельность могут входить:
выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования,
поисковые исследования и выполнение проектов.
Вопрос 8. Обязательно ли посещение внеурочных занятий в школе?
Введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Во внеурочной деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее.
Вопрос 9. Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.
Вопрос 10. На что ориентирован новый стандарт? Прежде всего на становление личностных характеристик, которые даны в портрете «Выпускника основной образовательной школы», познающего себя как личность, умеющего учится, дружить, разрешать конфликты, понимающего ценности межличностных отношений, осознающего и выполняющего правила здорового образа жизни.
Надеюсь, основные вопросы, которые нам удалось разобрать сегодня, теперь понятны. Дополнительную информацию по данной теме вы можете получить на сайте Министерства образования и науки РФ
Спасибо за внимание!